Награда для Большого Зверя. За что Солженицыну дали Нобелевскую премию

Oct 08, 2015 10:00


В 1974 году за выход за рубежом «Архипелага ГУЛАГа» Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) был обвинён в измене Родине и выслан из СССР. Спустя шестнадцать лет был восстановлен в гражданстве и удостоен Госпремии за тот же «Архипелаг ГУЛАГ». Изображение: thierry ehrmann, 2008
Солженицын - главный русский писатель XX века или посредственный сочинитель, которому повезло? С тех пор, как в 1970-м году писатель получил Нобелевскую премию, он остается одной из противоречивых фигур русской культуры. «Журнал ЖЖ» попросил русских писателей оценить, было ли решение дать ему самую престижную премию справедливым.
limonov-eduard:
Решение дать ему Нобелевку было политическим, так же как и решения по Пастернаку, по Бродскому, по премии мира Сахарову и даже по Шолохову, поскольку в то время было сближение Запада с СССР. Да, собственно, и ветхому Бунину в, если я не ошибаюсь, в 1933-м тоже дали, следуя политическому климату.

Как только Нобелевскую премию по литературе стали давать не по политическим мотивам, она стала неинтересна нам с вами. Её тотчас захватили и стали выдавать себе подобным занудные филологи.

Вообще-то Нобелевка по литературе была, как конкурс «Мисс Мира» - много шума, вульгарности и пошлости тоже. А церемония была, как в Лас-Вегасе.

Солженицын не высокого класса писатель, но Большой Зверь - он писатель-идеолог, таких два, три, пять на столетие.

Как Большой Зверь он будет в энциклопедиях и в пересказах, но читать у него нечего. Ни одной проникновенной вещи. Тем не менее, я, как и он, писатель-идеолог, и я сходил на его похороны (куда меня долго не пускали милицейские полковники) и мысленно попрощался с ним, считая, что я его сменил. Хотя между нами мало общего.

evgpopov:
Он один из двух самых крупных русских писателей второй половины ХХ века. Второй писатель - Аксенов. Аксенов и Солженицын - две головы двуглавого орла. Одна голова смотрит на Запад, другая - на Восток. Туловище едино.

Без Солженицына невозможно понять, что стряслось с человечеством в ХХ веке. И какова роль России в том, что к началу третьего тысячелетия весь мир сошел с ума и в этом спятившем состоянии продолжает пребывать до наших дней 2015 года. Солженицына требуется прочитать именно сейчас. Желательно - всего, включая «Красное колесо».

В ХХ веке ВСЕ решения дать Нобелевскую премию тому или иному русскому писателю - политические. Это не умаляет значения этих писателей для мировой литературы, в которой они непременно ОСТАНУТСЯ. В отличие от массы других литературных нобелиантов, чьи имена зачастую не говорят ничего нынешнему читателю.

emelind:
Отношение мое к Солженицыну крайне положительное. Я вообще восхищаюсь одиночками, противостоящими системам. Тем более что Солженицын один из немногих одиночек, который не дал системе сожрать себя, а наоборот - угробил-таки систему. Одно это свидетельствует о его из ряда вон выходящих дарованиях. Этим он и актуален сейчас, когда все опять норовят стелиться травой под начальство. Знаю, есть много мнений, но уверен, что «Раковый корпус» и «Архипелаг» - блестящие литературные произведения, достойные остаться в веках.

ddanilov:
Как к человеку, публицисту, диссиденту отношусь уважительно. Человек боролся и победил в своей борьбе.

Как прозаик он никогда не был интересен и актуален - ни сейчас, ни тогда. Даже его лучшие с литературной точки зрения тексты типа ОДИД («Один день Ивана Денисовича». Ред.) - вполне просты, традиционны и незамысловаты. Его поздние попытки некоего традиционалистско-модернистского словотворчества не кажутся мне удачными и интересными.

Конечно, решение дать ему премию было политическим. Ну ведь не за красоту же и изысканность русского литературного языка ему дали премию.

snegirev:
Солженицын велик. Дело не в том, точны ли данные в «Архипелаге», а в том, что он справился с первым и единственным в своём роде, сделанным на высочайшем художественном уровне, громадным сочинением о великом переломе российской истории. Упрекать Солженицына в неточностях, на мой взгляд, наивно - архивов нет, цифр нет, могил нет, только вышки пулемётные на пустошах таёжных догнивают и жутью от почившей эпохи до сих пор тянет будь здоров. Да и вообще, есть какая-то мерзость в такой бухгалтерии: типа, не было ста миллионов замученных, а всего лишь полтора, максимум два. Всего лишь полтора миллиона...

Для меня Солженицын-писатель - это «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор». Мощная, лаконичная проза. Удостоили бы автора Нобелевки, если бы он продолжал писать такие тексты и не затеял борьбу с советской властью? Как знать, Нобелевка, подобно всем крупным премиям, политизирована. И штука не в том, что её присуждают по звонку из бункера тайного мирового правительства, а в том, что люди, курирующие такие премии, волей-неволей считают, что на них возложена миссия. Миссия из года в год меняется, вчера борьба с СССР, потом мировой терроризм, потом ещё что-нибудь и у каждой эпохи есть свои лоббисты и свои герои. Судьба в лице Нобелевского комитета выбрала Солженицына героем определённой эпохи. На мой взгляд, он и был героем.

Единственное, что лично меня всегда в личности Солженицына настораживало - его серьёзное отношение к себе. Мудрец не может относиться к себе серьёзно, в таком случае он тотчас утрачивает мудрость и превращается в чванливого старикашку. Поэтому я очень надеюсь, что моё предположение о серьёзном отношении Солженицына к собственной персоне ошибочно. А если даже не ошибочно, то и бог с ним - за «Один день» и «Матрёнин двор» можно всё простить.

alisagan:
Для меня Солженицын-писатель ограничивается самыми ранними вещами: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка» и т. д. «Архипелаг ГУЛАГ» уже начинает сползать с поля художественности и потому идет туже. Публицистика и мемуары, чем дальше от «Теленка» и «Ракового корпуса», чем ближе к настоящему времени, кажутся все менее и менее интересными. Как бы то ни было, Александр Исаевивич - безусловно большое явление, не только в литературе как таковой, но в первую очередь в истории советского диссидентского движения и русской общественной мысли.

senchin-roman:
Александр Солженицын - грандиозная фигура русской жизни. Из тех мыслителей, кто пользовался художественным словом, его, по-моему, можно сравнить разве что со Львом Толстым. В Солженицыне, как и в Толстом, сошелся и великий талант, и поразительная работоспособность, и уникальная всеохватность и всеотзывчивость.

Нобелевская премия была, убежден, присуждена ему по праву. «Один день Ивана Денисовича» в мировой культуре будет существовать до тех пор, пока существует европейская цивилизация (подразумеваю под ней устройство большей части мира, в том числе нынешнюю Японию, нынешний Китай, нынешнюю ЮАР); «Архипелаг ГУЛАГ» - великий документ эпохи; «В круге первом», «Раковый корпус», «Для пользы дела» - выдающиеся произведения русской литературы. «Красное колесо» - грандиозная попытка создать небывалую в истории эпопею...

Стоит отметить, что Нобелевку вручили в 1970-м по существу «молодому писателю», дебютировавшему в литературе лет за восемь до того. Но за эти годы Солженицын стал выразителем мыслей огромной части людей, живущих в СССР, был известен, любим и значителен в мире. Поразительно.

Но судьба Солженицына на самом-то деле в высшей степени трагична. Он увидел врагов страны в коммунистических идеях, в том строе, что установился с Советском Союзе, и стал с ними бороться, искать идеал в прошлом. В православии, монархии, Столыпине... Через «Письмо съезду», «Письмо вождям Советского Союза», «Как нам обустроить Россию?» он пришел к страшной и почти бессильной «России в обвале».

И последние годы Солженицына, пришедшиеся на послеельцинские времена, показывают, что он оказался в некоем тупике. Коммунисты испарились, а обновленное прошлое не вернулось. Стал расти какой-то мутант, в рождении которого Александр Исаевич наверняка себя винил, но рождение которого пытался оправдывать...

Сегодня и Лев Толстой не очень-то почитаем, хотя философия Толстого устремлена в будущее, нацелена на преображение людей во всем мире, которые, в свою очередь, преобразят и мироустройство. Но Толстого многие обвиняют в том, что он «разрушал». Обвиняют в этом и Солженицына. И, к сожалению, в народной памяти он, скорее всего, останется как великий разрушитель, а не созидатель.


s_культура, s_писатели, culture, main, s_литература, society

Previous post Next post
Up