Анализ почерка с точки зрения специалиста

Sep 28, 2015 16:00


Немецкий физиолог Вильгельм Прейер на примере своих пациентов, лишившихся обеих рук, установил, что
при помощи ручки, зажатой зубами или пальцами ног, они пишут приблизительно так же, как если бы делали
это рукой. Изображение: tOrange. biz, 2015 год
Определить характер человека по его почерку и даже поставить ему психиатрический диагноз? Увы, с такой задачей справился бы разве что Шерлок Холмс. В обычной жизни это - из разряда баек. bisey о том, что о человеческом почерке думают эксперты, а также как шизофрения и ЛСД изменяют восприятие пространства и глазомер. Заранее вынужден предупредить: я не эксперт-почерковед, уже пять лет как не имею ни малейшего отношения к расследованию преступлений, и два - даже к судебным процессам по уголовным делам; да и в студенческие годы я куда больше интересовался трасологией и судебной психологией, чем почерковедением. Тем не менее, диплом моего ВУЗа чего-то стоит (здесь читающий эти строки должен ушами души своей воспринять дикий восторженный вопль: «Юр-фак! Вэ-Гэ-У! Юр-фак! Вэ-Гэ-У!» - ибо альма-матер своей я горжусь, и горжусь неумеренно) и не всё ещё позабыто. Впрочем, изучив стандарт обучения по профессии «эксперт-криминалист», я впал в уныние: 9948 часов занятий - против 7980, стоящих в моём собственном дипломе. Что поделаешь, времена, когда в экспертизу шли юристы, прошедшие «ликбез» и получившие допуск, давно прошли - и слава богу!

Что такое почерковедение

Для начала следует категорически напомнить: забудьте слово «графология»! Да, с древнегреческого это слово тоже можно перевести как «почерковедение» - однако это принципиально разные вещи. Почерковедение - одно из направлений криминалистики, занимающейся изучением человеческого почерка и методов, с помощью которых можно определить лицо, написавшее текст или выполнившее подпись, условия написания текста, физическое и психическое состояние лица - но и только. Никаких «заключений» типа: «Наклон палочки в букве „г“ говорит нам, что этот человек в душе - Наполеон Бонапарт». Более того, хотя в журналистских статьях регулярно появляются байки о том, как по почерку определили характер человека и поставили психиатрический диагноз (например, здесь: Ануфриев Г. Криминалисты // Неман. - 2008. - № 4), однако, похоже, эксперты, дававшие интервью, постеснялись напомнить журналисту, что существует ещё автороведческая (о которой чуть подробнее - ниже), судебно-психологическая и посмертная судебно-психиатрическая, комплексная психолого-почерковедческая экспертизы. Впрочем, откуда мне знать, чем занимаются белорусские эксперты-почерковеды? :) Собственно говоря, в современной криминалистике любой письменный документ может подвергнуться исследованию на трёх взаимодополняющих уровнях: 1. Криминалистическое исследование почерка (почерковедение); 2. Криминалистическое исследование автора текста (автороведение); 3. Технико-криминалистическое исследование документов. Последнее, кстати, особенно интересно, учитывая достижения современной оргтехники.

...

Разумеется, если вдруг я стану преступником, почерковедение ничего не даст - я просто не оставляю достаточно длинные образцы почерка. Но вот автороведческая экспертиза, способная определить человека по характерным оборотам речи, словарному запасу и частотности употребления слов, уже даст кое-каие зацепки. Технико-криминалистическая же экспертиза теоретически способна идентифицировать, по крайней мере, аппарат, на котором выполнен документ... жаль только, что ещё в 1999 году моя одногруппница К. Ю. Кудрина в рамках студенческой научной работы доказала, что распечатки лазерного принтера практически неидентифицируемы. Её выводы, конечно, сомнительны с точки зрения чистой науки - однако на практике я не раз убеждался, что два новых и нормально работающих лазерника всегда дают идентичный текст, и опознать можно в лучшем случае только модель принтера. О времени же изготовления речи вообще не идёт. В лучшем случае, когда распечатка делается на уже подписанный лист (сам в бытность свою помощником адвоката, увы, не раз этим занимался, дуря голову суду и клиентам), можно определить, что находится сверху - текст принтера или краситель подписи. Но если подпись и текст не пересекаются, экспертиза бессильна - серьёзные эксперты никогда не возьмутся определять давность нанесения угольного порошка и угольных чернил; а если возьмутся - суд пошлёт их подальше. Как выразился по этому поводу юрист А. Колесников (для shurikovna : это не наш общий знакомый из Питера!), методики тут есть только у экстрасенсов и ясновидящих, но не у ЭКЦ Минюста РФ:)

Почерк и с чем его едят

1) Индивидуальность.
Именно на этом строится вся почерковедческая идентификация: почерк каждого человека неповторим, xотя не исключены случаи, когда почерки разныx лиц поxожи и внешне кажутся одинаковыми. Однако это сходство только внешнее. Тщательно изучив образцы почерка и сравнив их, эксперт всегда сможет определить, написаны ли тексты одним лицом - или разными. Обычно считается, что индивидуальность почерка формируется примерно к 3-5 классу школы, однако знакомые учителя начальных классов утверждают, что способны узнать почерк своих учеников даже на первом этапе обучения письму. Дело в том, что на индивидуальность почерка влияет множество факторов, действие которых начинается ещё до школы. Фактически первые же занятия любой деятельностью, требующей включения мелкой моторики кистей рук (лепка, рисование, наконец, просто обращение со столовыми приборами) уже закладывают индивидуальный двигательный стереотип, который потом, как правило, не меняется на протяжении всей жизни. Я уже не говорю о таких «глобальных» вещах, как право- и леворукость или амбидекстрия (хотя, по моим наблюдениям, почерк «обоерукого» человека имеет общие черты, какой бы рукой он не писал - сужу по себе, ибо частичный амбидекстр). Любопытно, что некоторые почерковые особенности зависят почему-то от анатомических особенностей не тех пальцев, которыми мы обычно пишем - указательного, большого и среднего, а в большей степени безымянного и среднего. Почему это так - «наука пока не в курсе».

2) Динамическая устойчивость.
Это свойство означает, что почерк остаётся относительно стабильным (стереотипным) вне зависимости от того, в каких условиях, чем и на чём человек пишет. Этот признак обычно формируется годам к 25, хотя у людей много пишущих вырабатывается раньше (к примеру, у студентов, честно пишущих конспекты, почерк становится окончательно устойчивым к 2-3 курсу). Фактически это означает окончательное вырабатывание индивидуального стереотипа почерка, который остаётся у человека навсегда. Впрочем, у современного человека той абсолютной стереотипности, о которой говорил patricus (ссылку на журнал которого ЖЖ почему-то отказывается опознавать) применительно к средневековым рукописям, не образуется: письмо от руки в наше время - лишь вспомогательный инструмент. Почерк средневековых переписчиков поневоле должен был быть высоковыработанным - но о классификации типов почерка будет сказано чуть позже.

3) Вариационность - как раз и является формой проявления динамической устойчивости почерка.
Она означает, что при всей стереотипности почерка он склонен меняться - но, опять-таки, стереотипно, в зависимости от того, в каких условиях осуществляется письмо. Чтобы не ходить далеко за примером: сравните свой собственный почерк, когда вы пишете письмо любимому человеку, тщательно обдумывая каждое слово - и те заметки в блокноте, которые вы делаете на совещании, слушая ЦУ начальства. Очевидно, что почерк будет разным - но в то же время схожим, поскольку пишет один и тот же человек.

4) Избирательная изменчивость.
А вот это уже то, что выходит за пределы динамической устойчивости и вариационности. Это та перестройка параметров, которая проявляется, когда начинают действовать факторы, напрочь сбивающие выработанные ранее стереотипы.

Избирательная изменчивость не имеет значения для идентификации рукописей, однако её изучение позволяет сказать, в каком состоянии находился человек, написавший текст. Человек, страдающий болезнью Паркинсона, с трудом держит ручку - и рука гуляет, слова то сжимаются в «гармошку», то расползаются в линию. Человек пьян - и рука опять-таки гуляет, не поддаётся контролю мозга, буквы становятся размашистыми, некоторые штрихи исчезают. Пишет шизофреник - и вроде бы нормально написанные буквы хаотично располагаются по листу, слова то жмутся к краям, то вольно вылезают на середину листа, строчки то идут ровно, то вдруг уходят в диагональ (шизофрения - как, кстати, и приём ЛСД - обычно напрочь меняет восприятие пространства и глазомер). Именно здесь почерковедческая экспертиза смыкается с одной стороны с автороведческой, а с другой - с психологической и психиатрической экспертизами. Что интересно, меньше всего избирательная изменчивость проявляется в подписи: известны случаи, когда человек, перенесший тяжёлую болезнь или травму, напрочь менял свой почерк - но вот его подпись оставалась прежней.

...

Современная почерковедческая экспертиза занимается в первую очередь именно техническими и графическими навыками, а навыки письменной речи относятся больше к компетенции автороведческой экспертизы.

С автороведческой пересекается ряд экспертиз, связанных с психологией предполагаемого автора текста - судебно-психологическая, судебно-психиатрическая и психолого-психиатрическая экспертизы.

...

Очень важна бывает судебно-техническая экспертиза документов, позволяющая установить способ и время изготовления документов либо их частей, факт и способ внесения изменений в документ, первоначальное содержание подделанного документа. Здесь анализируется уже состав бумаги, красителей, штрих-маркеров, клея и т. п. Чрезвычайно интересная тема, однако слишком обширная, чтобы описывать её здесь. Замечу только, что время изготовления можно определить для современных документов лишь на период 2-3 лет (или сказать, что документ изготовлен раньше, но уже без конкретики) - именно таков срок полного испарения фенилгликоля или иных химических растворителей чернил. Но если использовался водорастворимый краситель, срок изготовления не определяется - вода испаряется за считанные часы.

Что интересно, методика определения времени изготовления документов по испарению красителей (так называемая методика Агинского - правда, в советские времена имя автора было под запретом, поскольку химик Агинский сбежал в Штаты и сейчас, если ещё жив, трудится на благо ФБР; да и сейчас его предпочитают не вспоминать) практически не поддаётся фальсификации: можно подкупить эксперта, но не газовый хроматограф, который железяка бездушная и к звону монет индифферентная.

...

К сожалению, всё это абсолютно неприменимо к средневековым документам - за века всё, что могло испариться, многократно испарилось, физико-химические процессы давно завершились. Любой эксперт даст лишь «НПВ» («Не представляется возможным определить»).

s_психология, main, s_закон, закон, s_технологии, психология, преступления, технологии, science, привычка

Previous post Next post
Up