Как подобрать идеального учителя музыки?

Sep 21, 2015 15:00


В России насчитывается около трёх тысяч детских музыкальных школ
Изображение: Jacob Kongaika, 2009 год
Есть ли шанс научиться играть на музыкальном инструменте всего за несколько занятий? Ведь многие уверяют, что это возможно «за пять минут без труда и только с позитивом». Преподаватель музыки VERY_MUSIC_MOM объясняет, почему к подобным высказываниям стоит относиться с осторожностью, а найти хорошего учителя - дело не из простых. Важный момент при выборе преподавателя для себя или ребенка: какие умения и возможности Вы хотели бы приобрести в ходе занятий. Чему хотели бы научиться-то? Можете сформулировать? А надо!
Это очень важный момент.
Поскольку сейчас безумно много предложений научиться чему-то, не прикладывая усилий за 15 минут или 8 занятий, кто во что горазд, в общем.
Так вот.
Помните фильм «блеск»?
Там человек жизнь положил на то, чтобы сыграть третий концерт Рахманинова.
Весь фокус в том, что можно научиться базовым вещам (аккорды на гитаре или фортепиано, например) действительно очень быстро. Научиться их переставлять - еще какое-то не слишком продолжительное время при правильных тренировках. И, возможно, далее, если Вы не забросите занятия (!) - это важный восклицательный знак, поскольку, сев на шпагат, можно радостно поставить галочку, но если перестать тянуться, приобретенная радость быстро рассосется и придется все начинать заново. Или Вы в самом деле думаете, что в музыкальную школу ходили дураки, что они после семи лет за инструментом и с багажом теории из курса сольфеджио ничего сыграть не могут? Или преподают там исключительно люди профнепригодные, если ничему не могут научить?

Когда мне попадаются обещания за несколько уроков сделать из кого-то музыканта, мне плакать хочется, честно. И не от зависти, что характерно.
Действительно, есть материал, который можно подавать лаконично и человек при регулярном обращении к этому материалу наработает определенные умения. При регулярном, друзья! Если речь идет про инструмент, то это серьезнее, чем кажется на первый взгляд. И хорошо, если Вы не испортите себе этим руки (шутка ли заиграть за несколько уроков? Это значит сесть заниматься. Я уже пела Вам нудную песню про постановку рук, только ОЧНЫЙ педагог и только СПЕЦИАЛИСТ, который имеет в анамнезе право на то, чтобы прикасаться к чужим рукам).

Дальше больше. Вот смотрите. Допустим, сегодня никто не хочет ничего делать серьезно. Все хотят исключительно песни петь любимые и подыгрывать себе. Допустим этим Вы и хотели бы заняться. Что для этого нужно?
Программа минимум: действительно узнать, что есть такое музыкальная гармония. Аккорды. Увидеть их и научиться играть и строить.
Чем могут помочь данные знания?Ну, Вы действительно сможете выучить пару песен и проигрывать их периодически, пока не забудете, если вдруг долго не будете садиться за инструмент.

Программа: широкий минимум. Все эти аккорды - они не только аккорды, они участники системы. То есть имеется некая музыкальная иерархия в этих аккордах и они, организовываясь в систему, выполняют функции. Эти функции работают на всех уровнях, то есть представьте, что есть государства, в которых одинаковая система управления, там все работает четко и одинаково. И никому не нужно разбираться отдельно в каждой из систем, если они уже знают одну. Так и тут. Есть т.н. лады, это некоторая последовательная организация звуков (проще, звукоряд или гамма). В настоящий момент особенно популярны два лада: мажор и минор. Так вот в любом мажоре и в любом миноре организация аккордов будет одинаковая, различаться будут только звуки, от которых эти аккорды строятся.
Что Вам даст это, если Вы в этом разберетесь?
Ну для Вас не будет проблемой изменить тональность. Более того, вслушиваясь со временем более внимательно к последовательностям, которые Вы играете, Вы сможете научиться подбирать песни на слух. На это потребуется время. Но ключ Вы будете знать.

Программа широкий минимум 2.0: знать мало. Надо практиковаться и не только в попытках сообразить, что за аккорд и где искать следующий. Потому что играть все песни одинаково - скучно и неинтересно. Фактур, которыми можно аккомпанировать очень много. А чтобы их освоить нужно заниматься, заниматься и еще раз заниматься.
Что это Вам даст?
Ну это даст ЗАЧАТКИ пианизма. Если у Вас при всем этом по-прежнему кривые руки и нет рядом никого, кто бы Вам их исправил, то беда, беда, огорчение.

Зачем нужны этюды и гаммы?
Хороший вопрос. Знаете, есть истории, когда кто-то не играет этюды с гаммами, но годами снимает на слух школы великих музыкантов, копирует их и таким образом учится играть джаз или популярную музыку (классическим музыкантом так не стать, сорри). Что в этих упражнениях такого?
Ну тут спорт, ребята. Фитнес, понимаете?
Вот пришел ты в тренажерный зал и сказал, вырастет ли у меня бицепс, если я у Вас тут на беговой дорожке побегаю? Как думаете, вырастет, правда? Ну вдруг же? Ведь, возможно, у какого-то грузчика Васи вырос.
«Вась, да у тебя бицепсы такие! Ты много занимаешься?»
«Да, нет, я бегать в зал хожу только».
Ага. Именно так.
Поэтому, когда Вам начинают приводить примеры кого-то, кто никогда ничего не делал, вспоминайте грузчика Васю, который что-то явно умолчал, не смотря на то, что в зале действительно только бегал.

Что-то я отвлеклась.

Так вот все эти упражнения, которые действительно могут быть поданы нудновато или и нет вовсе, зависит от педагога, они нужны для отработки определенных инструментальных техник. Потому что игра на инструменте - это не песни у подъезда, уж простите. И если хочется сыграть в итоге какое-то любимое классическое произведение или научиться бегло импровизировать - от них не уйти. Ну не уйти от ОФП, если Вы пришли заниматься любым видом спорта не шаляй-валяй, а с долей серьезности.

Собственно, почему еще я говорю, что при выборе преподавателя нужно ясно определить для себя цель обучения, это нужно чтобы избежать разочарования. Чтобы избежать траты времени, сил, денег и надежд.
Обрисовав для себя эти цели, можно составить круг вопросов, которые Вам действительно важны. Многие обещают сейчас золотые горы за пять минут без труда и только с позитивом. Не все, далеко не все цели вписываются в предложенный формат. И если ты совсем ничего не понимаешь в предмете, то обмануться очень легко. Будьте бдительны, осторожны и, если что, пишите, я всегда попробую Вам помочь разобраться в ситуации.

музыка, culture, main, образование, s_образование, lifestyle, s_музыка, культура, советы

Previous post Next post
Up