Принципы толерантности - теперь и в видеоиграх

Sep 18, 2015 12:00


В Южной Корее была запрещена игра „Splinter Cell: Chaos Theory“, так как в одном из её эпизодов
показывается разрушенная столица Кореи - Сеул
Кадр из сериала Фелиции Дэй «Гильдия», транслируется с 2007 года
Может ли национальная диаспора обидеться на недостаточно положительный образ своего соотечественника в игре? Станут ли скандинавские эльфы чернокожими? arlekiness рассказывает о всплеске видеоигровой толерантности, которая пошла «по заведомо неправильному пути». Here lies Firedorn, a hero in bed.
He once was alive, but now he’s dead.
The last woman he bedded turned out to be a man
And crying in shame, off a cliff he ran.

Если кто не в курсе, то это стишок с надгробия в Pillars of Eternity, придуманный одним из бэкеров на Кикстартере и сегодня убранный с согласия все того же бэкера. Вряд ли человек предполагал, что вокруг его достаточно безобидной шутки разгорится нешуточный скандал.


Скриншот, облетевший весь мир

В данном случае мое мнение однозначно - ЛГБТ-сообщество в очередной раз показало свое не обезображенное интеллектом лицо (давайте сразу определимся, ЛГБТ отличается от сексуальных меньшинств так же, как веганы и патриоты в интернетах от обычных веганов и патриотов, а «овуляшки» от обычных мам), углядев в этом памфлете некое оскорбление и притеснение, хотя всё, что могут вызвать данные строки - это смех над тем, до какой степени можно быть гомофобом и приятные воспоминания про Эйса Вентуру.

И, наверное, можно было бы не ворошить этот улей снова и поднимать «дела давно минувших дней» (тем более, что скандал утих совсем недавно), однако, вот какая шутка вышла - человечество снова выставило боком самому себе благое, казалось бы, начинание, а именно, толерантность.

С чего есть-пошла толерантность в видеоиграх - на этот вопрос я, к сожалению, дать точного ответа не могу, потому что мне лень искать, однако, с уверенностью утверждаю, что основным апологетом толерантности сегодня является Bioware. А вот куда она направляется и как теперь быть - о том и будет сегодняшний пост.

Видеоигровая толерантность - это всего лишь следствие толерантности общественной. Однако, как-то так получилось, что эта ветка пошла по заведомо неправильному пути.

Вернемся к Bioware. Вообще, относительно деталей новых игр, канадская студия обычно хранит настолько святое молчание, что потягаться с ней в этом может лишь Rockstar (в то, что Dragon Age вообще когда-нибудь выйдет вообще никто не верил - так мало было информации). Но есть категория информации, которой В делится легко и охотно. Информация о представителях сексуальных меньшинств, задействованных в новой части. А потому с момента анонса ситуация вокруг тайтла напоминает самый настоящий, но очень плохой, цирк. «Этот персонаж у нас бисексексуален, этот - гей, эта- лесбиянка». Дошло до того, что DA3 напрямую заявляет: «У нас тут, типа, свободные взгляды, трахай демонов. Трахай демонов, ******».

Не поймите меня неправильно, я не имею ничего против сексуальных меньшинств. Грубо говоря, мне плевать. Плевать на них, как плевать на тех, кто слушает не нравящуюся мне музыку, как плевать на то, что растет у моего соседа на даче. Это спокойный нейтралитет по отношению ко всем вышеназванным и неназванным, «mutual tolerance». Но ровно до тех пор, пока сосед, отвлекая меня от домашних дел, не начнет каждые пять минут названивать мне в дверь и рассказывать о пользе и витаминах своих помидоров.

Это утрированный пример, однако, складывается впечатление, что о «нетрадиционных» персонажах Биовары рассказывают больше, чем о самой игре. То есть, словно сосед, еще до того, как я начну задумываться о покупке, вместо фич мне рассказывают кого я могу, сколько раз и где. Да, это необязательный контент, но за что вспоминается о Mass Effect в первую очередь? Шуточки о гомосексуалистах да разноцветные концовки.

Подобный подход порождает раздраженность и легкое недоумение. Казалось бы, люди нетрадиционной сексуальной ориентации желают, чтобы к ним относились, как ко всем остальным. Для этого создается целое сообщество, достаточно мощное. Которое своими действиями только вызывает раздражение и подчеркивает, что, мол, «мы не такие, как все». Взаимоисключающие параграфы? А то.

Хотя, конечно, если быть до конца честным, то вся эта «сексуальная» возня напрягает, некасаемо пола. Я хочу спасать мир, но фоне взрывающихся солнц и драконов и меня мало волнуют две кучи полигонов, проваливающихся друг в друга. Это не ханженство - я не против подобных сцен в играх, но, тем не менее, против актенцирования внимания на таких деталях в ходе пиар-кампании.

И это для меня абсолютный нонсенс. Проституки были еще в NWN (может раньше). Были и были, игра брала совершенно другим. Зачем Биоварам так усиленно смещать наше внимание в сторону гомосексуалистов? Вообще отношений? Отношения в РПГ вообще нужны только для того, чтобы раскрутить сопартийца на разговор по душам и выбить у него второстепенное задание. В том же ME побочные квесты были интереснее даже сюжетных.

Но вернемся к гомосексуализму. Где-то, несколькими абзацами ранее я написал, что эта ветка пошла по неправильному пути. И вот почему.

Если нужно привлечь внимание к проблеме, то нужно показать последствия этой проблемы. Сравните. Тот же Mass Effect, где все счастливы и держатся за ручки и за другие части тела (и плевать, что там Жнецы на запчасти разбирают все, что движется) и, например, фильм «V значит Вендетта», где, не сочтите за грубость, лесбийская идиллия, была грубо разрушена, при том что эти две женщины не мешали абсолютно никому. То есть прекрасная иллюстрация того, как жизни (функционирующие, полезные для общества, не способные к естественному размножению - да, но размножение - не всегда польза) разрушают «просто потому что» во втором случае, когда цензура становится необоснованной и направленной против выдуманного врага, и случай первый, когда все счастливы, все можно и проблемы нет. Другой пример - это персонаж-гей в Ведьмаке. Расхваленный и не зря. Потому что здесь это не просто модное веяние и дань толпе идиотов, а именно личная трагедия и общественное порицание. Проблема показана, как проблема.



Я не зря помянул Ведьмака. Похвалив за одно, «Дикую Охоту» раскритиковали за другое. За отсутствие чернокожих персонажей. В игре по мотивам вселенной, основанной на восточноевропейских сказках и скандинавской мифологии.

Проблема национальности - это еще одна болезненная точка толерантности. И тут я тоже помяну Mass Effect. Насколько разработчики облажались с сексуальностью, настолько же они плохо обыграли проблемы разногласий, основанных на количестве глаз. Да, презрение одних рас к другим там есть, но упомянуто вскользь, хотя это куда более благодатная тема для второстепенных сюжетных вывертов, чем всевозможные виды соития.


Hola, amigo

И невозможно удержаться, чтобы не похвалить в этом смысле серию ГТА, разработчики которой пошли намного дальше, чем просто добавление смугло- и чернокожих персонажей. Если вы помните, то Vice City стала причиной недовольства латиноамериканских диаспор, якобы по игре выходит, что все латиноамериканцы - бандиты и наркоторговцы. Странно ожидать от игры, в которой абсолютно все персонажи - сброд разного уровня скурвленности. Но, тем не менее, здесь по моему мнению, кроется иная цель, нежели высмеять латиноамериканскую диаспору. Это то самое привлечение внимания к серьезной социальной проблеме, ведь ни для кого не секрет, что в США наркотрафик направлен именно из Латинской Америки. А возмущение кубинцев, это как если бы сейчас петербуржцы возмутились фактом, что именно этот культурный город - мекка для наркоторговцев всех мастей. А меж тем - это сермяжная реальность. Да и, если помните, «Лицо со шрамом» не возмущало никого, хотя кубинцы там шли именно в криминал.


Я вам расскажу, что такое жизнь в гетто…

За что я люблю серию ГТА, так это за то, что она не останавливается на достигнутом. Последняя часть, на первый взгляд, - это ограбления, взрывы и детальный мир. Но смотреть надо намного глубже. Это отображение современной американских реалий в их абсолютной абсурдности. Черные персонажи там до ужаса стереотипичны, но так оно и есть. Обитатели гетто, живущие на пособия и желающие легких денег - разве это не похоже на правду? Белый мусор из глубинки, упарывающийся некачественными метамфетаминами и превращающийся в червей в обличье человека - разве это не похоже на правду?

Я, честно сказать, не знаю, были ли национальные скандалы вокруг пятой части, однако, хочется надеяться, что подобные вещи заставят диаспоры обратиться внутрь себя, и прежде чем кричать о многолетних угнетениях вспомнят, что десятичную систему счисления популяризовал Аль-Хоремзи, но ислам сегодня, в первую очередь, ассоциируется в сознании простого обывателя с Бин Ладеном и Царнаевыми.

В общем и целом, возвращаясь к Ведьмаку, можно сказать, что национальная толерантность тоже может привести к очень смешным результатами мы можем прийти к чернокожим эльфам. Это, в принципе, допустимо, но просто представьте насколько гротескно.

Ну и, конечно, еще одна тема - это женщины в видеоиграх. Этому посвящен отдельный пост, поэтому коротко и о главном. Я не могу удержаться и не привести эту цитату из рецензии на Dragon’s Crown печально известного Полигона:

Dragon’s Crown’s serious liberties with female anatomy are distracting. Two player characters - the Amazon and the Sorceress - are explicitly sexualized, with breasts literally bigger than their heads with rear ends to match, and plenty of the screen real estate is dedicated to their respective jiggles and sashays. But at least these characters are powerful women, with agency and a penchant for destroying rooms full of bad guys.
The same can’t be said for the female NPCs that fill Dragon’s Crown’s dungeons and other environments. Most of the women in the game are barely clothed, with heaving chests, backs twisted into suggestive positions, some with their legs spread almost as wide as the screen. They’re presented as helpless objects, usually in need of rescue. It’s obvious, one-sided and gross.

Кратко, для незнающих, во втором абзаце автор возмущен женскими НПС, которые едва одеты, с огромной грудью, в соблазнительных позах и, очевидно, нуждаются в спасении.

Я привел этот абзац не случайно, а с целью отметить, что подобную толерантность, иначе, как болезненной, назвать нельзя. Почему болезненной? Потому что связана с какой-то болезнью.

За игрой я провел немало часов в компании с двумя друзьями и могу сказать, что за обилием спецэффектов вообще не заметил женских НПС, нуждающихся в спасении. Но даже если они там были, то всю игру невозможно воспринимать более чем стеб над фэнтезийными стереотипами, которые вообще-то давно влекут более чем жалкое существования, цветя буйным цветом только в умах корейцев.

В целом, по поводу женщин можно докопаться вообще до любой игры и почему толерасты до сих пор не добрались и не предали анафеме серию Zelda - для меня загадка. Или, например, можно привлечь Crusader Kings 2. Почему? Один из посетителей Стратегиума, благодаря открытому коду игры, сумел прикрутить к игре функционал, позволяющий насиловать пленниц. Да в самой игре такой опции нет, но что помешало поиметь Take-Two на несколько миллионов за горячий кофеек?

Подытоживая. Я не говорю, что толерантность, персонажи-геи, персонажи-женщины и персонажи других рас - это плохо. Нет, это отображение многообразия мира. Плохи те мутации, которые с толерантностью происходят, потому что сегодня она едва ли лучше цензуры. Конечно, это только предположения, но так можно докатиться до упомянутых выше чернокожих эльфов (они, конечно, уже есть, но они «черные» не в том смысле, если так можно выразиться) и геев-драконов. А драконов и так всегда мало, чтобы им еще и не интересоваться драконихами.

общество, феминизм, main, s_игры, games, society, s_общество, игры

Previous post Next post
Up