«Я выбираю игру». Размышления о творческой эволюции

Sep 04, 2015 16:00


«Надо просто двигаться. Туда, куда тебя тянет. Заниматься тем, что тебя зовёт, в чём на данный момент есть
привлекательная энергия. Тогда будет легко». Изображение: Hartwig HKD, 2008 год
Мотивации у всех разные - кто-то готов самозабвенно учиться шитью медведей, а других тянет петь или фотографировать. Почему дети так любят играть и набивать себе шишки, и почему взрослые их в этом ограничивают? Ведь именно так происходит наше саморазвитие. Певица, музыкант, поэт, преподаватель olga-arefieva размышляет о предназначении. Прочитала про летний лагерь для подростков.

«Обучим пользоваться столярным и плотницким инструментом. Научим резьбе по дереву и изготовлению деревянных украшений. А если кому захочется, то можно научиться ещё и косить траву, носить воду коромыслом, печь пироги в настоящей русской печи, топить баню и вязать веники, готовить на костре, принять участие в постройке настоящего индейского типи! И конечно, ещё будут различные творческие студии: фаеры, барабаны, гитара по вечерам».
И так мне всего этого хочется! Но я кажется не подросток... А почему бы мне не учиться сейчас этому?

Задуматься, какие вещи во мне резонируют? Я готова с интересом учиться барабанам, съемкам, монтажу, штукам, связанным с ловкостью, движению и равновесию. Насчет ремесел у меня двойственное отношение: так как я активно отторгаю мысль о поделках, сувенирах и полочных пылесборниках, меня не вдохновляет создание ненужной вещи. Поэтому я не смогу так запросто себя заинтересовать лепкой и обжигом горшков, варкой мыла, шитьем медведей и поделками из шишек. Я лучше создам видео, стих или еще что-то почти нематериальное. Его хоть хранить на полке не надо. Но стоит почувствовать, что навык нужен для его-то - мне гораздо интереснее. Это была ремарка про сюминутные мотивации.

И вот такой вопрос: зачем мы в жизни всему учимся? И что именно нас притягивает? Вот например, моего папу кроме шахмат интересует только математика. Сидит в одиночку доказывает какие-то теоремы. А мне интересны совсем другие штуки. Или не совсем? Ведь движение тела, особенно координационно сложное, балансы в изменяющихся условиях, а также медленное приближение к совершенству в нюансах - как отдельного движения, так и грации в целом - это же непрерывные фоновые математические расчеты!

Почему так много играют дети и животные? Зачем все детство мы карабкаемся, скачем, качаемся, бегаем по сложным траекториям? Затем, что должны освоить огромный массив информации по управлению телом. И кому больше дали в детстве подвигаться, тот более грациозным вырастает! Хотя не только от этого зависит, конечно, а еще от того, что вообще человек принес при рождении с собой и получил от родителей.

Поэтому мне кажется, что в детстве меня лишили огромного и осмысленного куска жизни, усадив за парту. И вообще, когда детей все детство держат, фигурально, на привязи - а это начинается гораздо раньше школы - дети очень мучаются и потом вырастают несколько ущербными. Следствие - вся наша нынешняя цивилизация. Не бегай, не шуми, не лезь, сиди тихо, потерпи, жди - вот самые мучительные слова, к которым мы с детства привыкли, как и к каждодневному насилию под лживым названием «воспитание». На деле это - ограничение и связывание естественного развития. Не только рассуждающий ум должен развиваться. Не только химия, математика и литература должны в него попадать. Умище, может, отдыхает в то время, когда ребенок играет в салочки, но в неосознаваемой части происходит сложная работа.

Когда ты кидаешь мячик в цель, сколько работает мышц скоординированно? Как мозг оценивает вес, расстояние, гравитацию, размер предметов? Как командует всеми конечностями и туловищем одновременно, учитывая их собственные вес, гибкость, опоры, рычаги?

Ну и вопрос: как мы выбираем, чем интересуемся? Что нас притягивает? И зачем? Особенно если исходить из посыла, что, мол «все умрем»? Логично ли беспрерывно учиться все новой ерунде (что только и делает меня, например, счастливой) - не лучше ли выучить единственное движение на конвейере? Для системы это может и удобно, но для каждой отдельной жизни однообразная неинтересная нелюбимая работа совершенно не нужна! Здоровые психика и физика требуют интересных задачек. Которые постоянно идут в копилку тела. И со смертью никуда не деваются.

Информационный сгусток под названием «человечество» развивается в целом. И мы часто видим, что рождаются люди, которым сразу легко даются многие трудные вещи. Они мгновенно обучаются и достигают немыслимого для окружающих уровня. Но вот они быстро достигают своего потолка - и для них начинается рутинная работа над личным ростом, которая происходит уже без чудес, а в нормальном темпе - через каждодневный радостный труд и интересные задачки. Понемногу человечество в целом становится более ловким и грациозным. То же мы наблюдаем у животных.

Есть неуклюжие и неловкие животные, которые уверенно себя чувствуют лишь в своей специализированной области. А есть фантастически развитые, например, кошки. Горные козы поражают своим чувством равновесия - и так далее. Целые виды развиты по-разному. И мы вносим свой вклад в развитие человечества как вида. Поэтому мне лично очень радостно было прочитать письмо 90-летней старушки, которая сообщала, что освоила десятипальцевый метод печати. Зачем он старушке? Наверное низачем. Но ей было интересно. Это значит, в дряхлом теле остался ребенок, который готов учиться, играя, и делать это целыми сутками.

Есть множество умений, которые с точки зрения природы равноценны, а с точки зрения применения в обществе - нет. Например, умение ходить по канату. Делать трюки на мчащемся мотоцикле. Метко стрелять. Жонглировать. Уворачиваться от ударов. Ездить на горных лыжах. Выигрывать в «расшибаловку», «пристенок» и бильбоке. Метать ножи. Балансировать на неустойчивой опоре. Танцевать. Играть на скрипке и любом другом инструменте. Показывать фокусы.

Многие умения не требуют каких-то особых силы или гибкости, но требуют уникального «программного обеспечения» в теле. Чтобы овладеть редкими навыками, надо заниматься годами, постоянно и регулярно. И тогда вещи, которые казались и являлись немыслимыми, понемножку начинают даваться. Шаг за шагом.

Общество способно оценить, скажем, навыки футболиста, стрелка, летчика-аса, талантливого хирурга, пианиста. И у обладателя умения будет стимул много лет посвящать совершенствованию мельчайших нюансов трудной и редкой программы движения. А другие навыки общество может вовсе не ценить. Ну или относиться с любопытством как к диковинке, уважать, но не настолько, чтобы мотивировать многих посвятить этому годы из чистого любопытства. Тут на помощь приходит игра. Как еще человечество привлечь к отшлифовке точнейших, тончайших движений?

Есть еще интерес: война. Боевые искусства, по сути разрушительные и жестокие, привели к развитию высоких мастеров, которые уже не помышляли об убийствах.

Итак, работа, война, игра. Выбирай что нравится больше.

Я выбираю игру.


Изображение: National Media Museum, 1936 год

И не считаю, что все, что мы делаем, чему учимся, обязательно должно быть «полезным», респектабельным и применимым. Есть вещи внешне бесполезные, но интересные. Зато многие события жизни со всей своей давящей серьезностью по сути являются крайне иллюзорными. Говорят «мастерство не пропьешь». Я бы сказала, мастерство не умрешь. Организму и его информационной составляющей в глубине своей неважно, что именно тебя заставило систематически вносить в свое тело дополнительный уровень совершенства - желание выступать в цирке или просто хобби, работа, суровая необходимость или игра. Память стирается, зато умения превращаются в способности и склонности, а также в талант и гениальность в следующем сете лилы.

И еще насчет обучения. Заметила, что существуют волны мира. Они колеблются вдоль пути, а может как-то еще. Часто получается, что вот стараешься-стараешься, гребешь лапками, но совсем не движешься вперед. И даже иногда сползаешь назад. А потом вдруг резкий скачок вперед на большое расстояние или на новый уровень. Замечали? Так вот, мое предположение: иногда направление конкретной волны совпадает с тем, куда ты плывешь, а иногда противоположно. Объективно ты по поверхности (или внутри объема) моря мира движешься со своей скоростью. Просто иногда волна тебя подвозит вперед, а иногда отбрасывает. Эти вперед-назад складываются в ноль, уравновешиваются. Так что нет смысла ориентироваться на поддержку или противодействие волны. Объективная скорость зависит только от того, с какой скоростью ты плывешь сам. Волны мира тебя всего лишь покачивают. Отсюда логичной и понятной становится концепция непривязанности к результату. Не надо мерить линейкой свои достижения. Надо просто двигаться. Туда, куда тебя тянет. Заниматься тем, что тебя зовет, в чем на данный момент есть привлекательная энергия. Тогда будет легко. Без расписания делаешь больше, чем по расписанию.

И еще: есть возможность лавировать в волнах. Нет никакой необходимости быть рабом расписания, и не смотря ни на что заниматься по намеченному плану. Напротив, жизнь в целом пойдет куда эффективнее, если изучать столько предметов одновременно, сколько хочется. Переключаться, бросать один и продолжать другой, потом возвращаться к первому, если снова хочется. Наш «котелок», как я заметила, варит в автономном режиме. Обрабатывалка информации работает с «домашними заданиями». Кроме видимой части развития, есть невидимая: любая информация «переваривается». И надо давать своему «компьютеру» спокойно провести фоновые процессы до конца. Это знают многие музыканты, жонглеры, танцоры. Не получается элемент? Не понимаешь его даже? Задай телу задачку и оставь его подумать. Не надо биться головой о стену. Придешь на другой раз и вдруг получится само. Мой преподаватель по танго называет это «просто огурцы просолились». К тому же мы часто не учитываем того, как взаимно пересекаются и влияют друг на друга процессы. Я вот давно заметила, что на мышление очень влияет движение. Даже на то, какими паттернами оперирует мозг, решая задачки и управляя событиями.

Паттерны в импровизации иногда чуть ни ругательством считаются. На деле человек, который импровизирует, не изобретает почти ничего нового - только последовательность уже известного. Но чем богаче инструментарий известного - тем интереснее процесс и результат. Паттерны - не бич, а богатство. Кто не может похвастаться богатым чемоданчиком инструментов, тот и впрямь мыслит, танцует, разрешает ситуации скучно и шаблонно. Но нешаблонное мышление - это просто более богатый и все время пополняющийся набор инструментов, умений и ходов. Комбинировать их в реальном времени - одно занятие, а набирать их, обрабатывать, увязывать со всем остальным в информационной структуре - другое.

Ведя занятие по пению, я обязательно трачу время на то, чтобы телесно разморозить, размягчить народ. Деревянный напряженный человек и петь будет так же - тяжело и некомфортно. И мыслить. И танцевать. А человек, решающий сложные 3-D задачки в пространстве - например, жонглер - начинает мыслить тоже 3-D, если можно так выразиться. Находить нестандартные инженерные решения и оригинальные стихотворные образы - в зависимости, чем он занимается в остальное время.

Таким образом, все, что рассказано выше, имеет отношение не только к телесным вопросам. К умственным в той же степени. Мало того, мне кажется, нет отдельно ума и тела. Нет отдельно математики и физкультуры. Есть единый конгломерат - психофизика - и еще куча невидимого. Это не делает футболиста равным академику и наоборот. Если человек не занимается умственным трудом, образование и привычка аналитически мыслить не упадут с неба, конечно. Но при этом он умеет кое-что, чего не умеет академик. И в этом смысле относительно равноценно - какие задачи в данный момент выбирает человек. Все на разных уровнях и в разных направлениях трудятся. По-моему, играет роль только то, как каждый развивается, с какой скоростью, тотальностью, эффективностью и распределением сил.

В свете вышесказанного, уважаю любого человека, который внутри себя движется вперед. За сам факт. Не привязываясь к внешним оценкам (хотя не учитывать их невозможно, их просто стоит учиться использовать как помощь, а не как повод для дезориентации). И не вижу ни малейшего смысла тормозить свою жизнь нелюбимой работой, тратой времени на навязанный образ жизни и удобно-положительный вид в глазах посторонних. Не надо для мамы быть юристом, если тянет быть художником, не надо соответствовать идеалам и ценностям соседки или начальника, и даже жены. Они могут очень и очень ошибаться насчет того, чего вам на самом деле надо. Кроме того, люди, как это ни прискорбно, в целом не особенно заинтересованы в вашем счастье и развитии. Они заинтересованы в СВОЕЙ жизни (и это правильно, по крайней мере, такова реальность).

Им может быть тупо удобнее, если вы будете работать ради денег в семью, а потом бессмысленно лежать на диване и не шуметь. Или если вы побежите по их делам. Или если вы выпьете с ними, займетесь сексом, решите их проблемы, а может исчезнете из поля зрения. Если это совпадает с вашими глубинными потребностями на данный момент - велкам! Если нет - надо учиться говорить «нет» и выбирать свой интерес. Не глупую корысть, не разрушительный дурной эгоизм, а истинный интерес. С которым надо еше познакомиться и научиться взаимодействовать через довольно честный процесс постоянной проверки внутреннего компаса. Вас должно подбрасывать от мысли, что вы сейчас займетесь любимым делом! Даже если вам 90. Тот, кто мне скажет, что это приведет к разрушительным процессам в отношениях и на работе - должен понять: истинные вещи не разрушаются. Просто процесс ломки ложных конструкций, если особенно их много понастроено уже в жизни, действительно может быть пыльным и громоздким. Придется разобраться во всей лжи и всех уступках, всех когда-то покривившихся дорожках. Может и непросто. Но зато когда все прозрачно и однозначно, куда проще: с вами будут те, кому с вами по пути. Потому что им этого хочется, и ни по чему другому.

Оговорка: наркотики и их аналоги (азартные игры, адреналиновая зависимость итд) - не рассматриваю. Это хорошие такие замечательные тупики и обрывы, их стоит заранее огородить. И вообще замечать в себе склонности, к ним ведущие, вовремя раскапывать их эмоциональные причины. Что, конечно - работа. Тяжелая и грязная, но нужная.
А во всем, что касается именно умений, самое правильное на мой взгляд - учиться всему, что хочется, не обращая внимания на полезность-бесполезность, невзирая на возраст и предубеждения окружающих.

Вот у меня друг-мануальщик уже несколько лет подряд метает ножи. Говорит, мрачное это занятие, тем ему и подходит. Абсолютно одинаковые, идентичные точные броски от тренировки к тренировке. Молча, в одиночку, годами. Сейчас сказал, что, кажется, в ноже всего достиг, хочет попробовать стрельбу из лука. Круто. Где пригодится это в жизни, нашей, современной? Да нигде и никогда. Но его это разгружает после его ответственной и весьма разнообразной работы. А может помогает этой работе, потому как именно руками, и именно с большой точностью, он и трудится.

Я же за время, пока он метал нож, чем только не позанималась. Возвращаясь и прерываясь, то упорно двигаясь по миллиметру, то перепрыгивая большими скачками. Переключаясь с увлечения на увлечение, а потом осознавая, как сильно одно помогло другому. И как оно отражается на моей основной работе - складывать образы в стихах и ноты в мелодиях, складывать энергии свою и зрителей в нечто третье и взаимно важное. Это психофизика и практическая магия, резонансы зеркальных нейронов и мистические погружения.

Кем и чем была бы я без этого? Может и была бы, но такой, какой не хочу быть.

Такой вот серфинг по большой красивой обучающей игре под названием жизнь.

магия, culture, мозг, развитие, s_развитие, s_творчество, творчество, эволюция, хобби, society, мотивация, саморазвитие, main, танец, добрые новости, философия

Previous post Next post
Up