Киберпреступления вместо киберпанка

Feb 21, 2024 07:00


Кто из нас хоть раз не записывал пароль от рабочего компьютера на стикере рядом с этим самым компьютером? Не открывал приложение к «письму от контрагента», которое на проверку оказывалось вирусом? Не вводил данные карты на сайте интернет-магазина, где всё подозрительно дешевле, чем в других? Лаборатория ЖЖ lj_lab идёт по следу кибермошенников и выясняет, как россияне защищаются от киберугроз.



Изображение от jcomp на Freepik



Будущее из фантастических романов уже наступило, но не совсем в том смысле, в котором мы ожидали. Причудливых технологий киберпанка пока нет, а вот киберпреступления - очень даже есть. Что об этом говорит наука? Часть данных мы взяли из исследования аналитической компании EdgeЦентр, проведённого осенью 2023 года. В нём поучаствовали 3,5 тыс. россиян. В ходе опроса было установлено, что чаще всего жители нашей страны защищаются от киберугроз (203 упоминания за год в ЖЖ) с помощью сложных паролей (38 упоминаний): их не ленятся придумывать 28,8% респондентов. Обычно специалисты советуют делать длинные пароли, в которых есть большие и маленькие буквы, цифры, символы. Но как запомнить эту абракадабру? Тем более что паролей в нашей жизни предостаточно. В этом посте есть несколько интересных советов.



Изображение от rawpixel.com на Freepik

Кажется, охотнее всего пользователи LiveJournal делятся историями о телефонных хитрецах, пытающихся вызнать пин-коды карт и заставить продиктовать им секретные коды. С ними всё просто: нужно положить трубку и перезвонить в банк. В интернете же одним паролем не защититься.

Кстати, за прошлый год о кибермошенниках (169 упоминаний) в ЖЖ писали удивительно мало, а вот обычных мошенников поминали недобрым (скорее всего) словом в постах больше 14 тысяч раз.

Почти треть россиян (27,4%) знает, что лучше всего оплачивать онлайн-покупки (103 упоминаний) отдельной банковской картой (3 тыс. упоминаний). Это нужно, чтобы мошенники не получили доступ к основной карте и не опустошили ваш банковский счёт (примерно 2,3 тыс. упоминаний), даже если проникнут в ваш личный кабинет в интернет-магазине (8,4 тыс. упоминаний). Здесь можно подробнее прочитать об этой стратегии. Звучит разумно - большинство из нас регулярно пользуется услугами маркетплейсов и делает другие покупки в интернете.



Изображение от ijeab на Freepik

Именно хищения средств с личных счетов (521 упоминание) и опасается большинство россиян (45,5%) . Поэтому если пользуетесь услугами онлайн-банкинга, защищать вход в приложение или личный кабинет в браузере нужно особенно тщательно. Если пользуетесь браузерной версией какого-нибудь банка, почитайте, стоит ли разрешать пуш-уведомления. Все эти предосторожности могут показаться сложными, но в XXI веке непросто избежать онлайн-банкинга. Тем более что у него есть определённые плюсы - к примеру, в приложении удобно копить методом «хвостиков».

Ещё 23,9% россиян боятся кражи персональных данных (2,9 тыс. упоминаний), 17% - поломки техники, 16,2% - вмешательства в личную жизнь. При этом результаты опроса показали, что чаще всего россияне сталкивались со взломом информационных систем и электронной почты (треть опрошенных). Четверть (26,5%) хотя бы раз теряла доступ к аккаунту, примерно столько же сталкивались с тем, что с их электронной почты (6,7 тыс. упоминаний) рассылали спам (1,6 тыс. упоминаний). Даже если эти проблемы вам не знакомы, стоит почитать о защите данных (297): в этом посте тезисно изложены меры, которые можно принять, чтобы защитить аккаунт в Телеграме. Там есть неочевидные рекомендации:

Отключите автосохранение в галерее, чтобы избежать загрузки небезопасных файлов.

Что ещё помогает обезопасить личные счета и аккаунты? Регулярная смена пароля (99 упоминаний), так делают 18,7% россиян; двухфакторная аутентификация (97 упоминаний), это полезно для банковских приложений. Также для защиты от кибермошеннников 20,8% участников опроса установили определитель номера (21 упоминание), а 14% - заклеили камеру ноутбука (24 упоминания). Причём здесь определитель и камера? Дело в технологии дипфейк (520 упоминаний): вот уже несколько лет особенно продвинутые мошенники синтезируют облик и голос сотрудников компаний, чтобы выманивать у их коллег деньги. Иногда это получается.

В 2022 году правоохранительным органам удалось найти на 45% больше кибермошенников, чем в 2021-м, но это не повод расслабляться. Начните со сложных паролей!

Poll
Previous post Next post
Up