Обложка книги Александра Лапина «Фотография как…»
Источник изображения:
www.lapinbook.ru Фотограф
az решил всех своих коллег «
освободить магическим заклинанием». Он пишет в своём блоге о том, что культовая среди фотографов книга «Фотография как…» - должна лишиться своего «ореола обязательного ликбеза, без которого дальше никак нельзя серьезно фотографировать». Напомним, что эта книга была написана в 2003 году российским фотографом, исследователем фотографии и педагогом Александром Иосифовичем Лапиным (1945-2012).
Более того,
az объясняет, почему «фотографии Лапина - это демонстрация ущербного композиционного мышления».
Вчера на занятиях в фотошколе трое признались, что несколько раз брались за чтение книги Александра Иосифовича Лапина "Фотография как" и не смогли продолжать чтение. Казалось бы, не смогли и не смогли, можно жить дальше. Но проблема в том, что вокруг этой книги сложился ореол обязательного ликбеза, без которого дальше никак нельзя серьезно фотографировать. Интересно, что люди как будто испытывают чувство вины и неполноценности из-за этого.
Сейчас я всех освобожу магическим заклинанием!
Дорогие фотографы! Запрячьте вы эту книжку куда подальше! Куда-нибудь на чердак на даче. Без нее можно жить и фотографировать!
Эта книга изначально писалась не для тех, кто начинает фотографировать. Эта книга для дискуссий между людьми, которые не учатся композиции, а учат. Поэтому я ее прочитал три или четыре раза. Мне надо, а большинству людей - совершенно нет. Особенно не надо это тем, кто начинает фотографировать и не может отделить зерна от плевел херню от разумных рассуждений, а херни там, пожалуй даже больше, чем разумного.
И еще один момент. Сейчас идет выставка в Манеже. Там фотографии Лапина висят рядом с фотографиями Андре Кертеша. Так вот фотографии Кертеша - легкие, актуальные, естественные, приковывающие внимание, непосредственные(!), красивые и умные. У фотографий Кертеша изысканные композиции, хотя он нигде этому не учился. Фотографии Лапина - натужные, надуманные, искусственные, композиционно математизированные и по сравнению с фотографиями Кертеша содержательно опустошенные. Фотографии Лапина - это демонстрация ущербного композиционного мышления. Это шаг назад по сравнению с Кертешем, который на полвека старше Лапина. И что самое смешное, Лапин учит композиции в книге на примерах своих фотографий. Это вообще ниже плинтуса, я считаю.
Обсудить аспекты фотографического творчества - можно в блоге автора