© Thinkstock
Астроном САО РАН
evgeny_semenko рассказал, как сейчас обстоят дела у Крымской астрофизической обсерватории и какие перспективы могут ждать её после включения в систему Российской академии наук.
Впервые в КрАО я приехал в 2005 г. Чудесная обстановка Научного с его мягким и приятным климатом и большое количество инструментов, разбросанных тут и там, меня очень впечатлили. С сотрудниками КрАО я был знаком и ранее. Осмотревшись вокруг, я понял, что в 2002 г. мое решение поехать на Кавказ вместо Крыма было правильным: наука в Украине финансировалась условно. Судить я мог по ситуации в обсерватории родного Харьковского университета.
Со слов крымчан и тех, кто был в курсе всех событий вокруг КрАО, в обсерватории был глубокий кризис. В первую очередь, кризис управления. Следствием стало директорство А. Растопчиной-Шаховской. Хотя директором предлагали стать и нашему нынешнему директору САО Балеге Ю.Ю., и еще некоторым сотрудникам нашей обсерватории.
С каждым годом внутренних противоречий в КрАО, состояние обсерватории деградировало все сильнее. Сейчас же ситуация сменилась кардинально и Россия считает Крым своей территорией. Во всей этой истории меня больше всего интересует будущее научной инфраструктуры полуострова.
О заявлениях руководства Крымской астрофизической с намерениями вступления в РАН уже известно. Сегодня в этой статье я вычитал еще некоторые данные, которые только укрепили мое мнение об "анабиозе" сотрудников КрАО.
Самые интересные моменты статьи:
1. "Крымская астрофизическая обсерватория (КрАО) в системе Российской академии наук (РАН) получит возможность приобретать современное оборудование и расширить спектр научных исследований". Каким образом? С начала года, когда все институты РАН перешли в ведение ФАНО, собственно академия не имеет средств на обеспечение работы каких-либо институтов. Видимо, в Крыму этого не знают.
2. "«Подход правительства Украины был таков, что наука должна зарабатывать деньги и проводить прикладные исследования», - пояснила Ростопчина-Шаховская." Крымчане удивятся, но в России то же самое. Одно требование прибыльности установок для признания института центром коллективного пользования уже чего стоит. Не говоря про менее чем 5-летний возраст оборудования.
3. ". . . но новое штатное расписание научному учреждению еще не утвердили". Со штатным расписанием история тоже интересная, особенно в свете некоторых утверждений чиновников из РНФ и ФАНО.
4. "Бюджет обсерватории на протяжении последних лет не меняется и составляет около $1,5 млн" и "Такой бюджет у нас с 2010 года. А фактически необходимо $2 - $2,5 млн в год для текущего технического обслуживания оборудования, зарплат сотрудникам и содержания территории". Интересное положение обсерватории. Бюджет САО почти в 10 раз больше КрАО'вского. Штат у нас немного больше (порядка 420 у нас и 300 "там"). Телескопов в САО всего 4 против почти 20 в Крыму. Бюджетных денег нам едва хватает на то, чтобы сводить концы с концами, на создание и разработку новых устройств денег катастрофически не хватает. При этом у САО имеется уникальная лаборатория -- ЛПР, -- обеспечивающая приемниками наши телескопы по ценам, "ниже рыночных". И вот вопрос: как на 2-2.5 млн долларов такая обсерватория как КрАО собирается сохранить коллектив, получать российские зарплаты (платить российские налоги) и развивать наблюдательную базу? А состояние телескопов в КрАО требует вложения туда просто колоссальных средств. Буквально вчера из переписки с сотрудниками КрАО удалось узнать, что 2.6-м ЗТШ управляется до сих пор по-старинке, компьютеризирован только привод купола.
5. «Наши коллеги в Европе, с которыми мы сотрудничаем, понимают, что уровень исследований после вхождения обсерватории в РАН не ухудшится, скорее, наоборот, - уверена руководитель учреждения. - Они также заинтересованы в нашей научной продукции, чтобы получать совместный результат». Это практически единственное, с чем могу согласиться. Хуже КрАО уже вряд ли будет. В самом лучшем случае, если из Крыма Россия все же захочет сделать "витрину", есть надежда, что состояние крымской обсерватории улучшиться радикально. При самом плохом сценарии можно ждать, что обсерватория станет украшением дачного участка им. "Консоли".
Чем закончится эта история, покажет время. Нам же остается надеяться, что общими усилиями и без значимого ущерба для остальных институтов, "колыбель советской астрофизики" все же получится восстановить.
Обсудить в блоге автора