kiri2ll пишет обзоры англоязычных сценариев. Как правило, это фильмы, работа над которыми ещё не окончена, промежуточные варианты синопсисов известных кинокартин и несостоявшиеся громкие голливудские проекты. Но сейчас блогер решил отложить в сторону зарубежные тексты, и
рассказать о феерическом блокбастере, съёмки которого недавно начались в Минске. Бюджет «Авеля» составляет 2 миллиона долларов. А дистанционно управляемый БелАЗ - лишь вишенка на торте.
А поскольку политические лозунги у нас не приветствуются - то студенческая массовка, изображающая несогласных, орала ставшую уже культовой фразу “что-то не так!”
Меня давно преследовало легкое чувство дискомфорта. Я постоянно пишу про сценарии бездуховных голливудских фильмов - но они… такие постоянные, такие шаблонные. Все эти годы навязчивый голос совести говорил, что это неправильно, непатриотично, что мне надо исправиться и хоть раз написать про белорусский кинематограф.
И вот, кажется само Провидение услышало этот голос. В Минске, где редко снимают что-то кроме российских сериалов (не считая конечно
приветов из 90-х вроде раритетного фильма категории "Г" с Джо Ларой), началось создание “блокбастера” - фильма “Авель”, с колоссальным по нашим меркам двухмилиллионым бюджетом где должна сниматься “звезда класса А” (также я что-то слышал про великого Эрика Робертса, но лично предпочел бы в гости Майкла Мэдсена).
Режиссер фильма Уильям де Виталий, в миру украинский каскадер Виталий Васильков.
Ради съемок сцен акций протеста, в Минске четыре дня перекрывали проспект и некоторые улицы в центре. А поскольку политические лозунги у нас не приветствуются - то студенческая массовка, изображающая несогласных, орала ставшую уже культовой фразу “что-то не так!”.
И вот, стараниями какого-то неравнодушного патриота или человека обладающего отменным чувством юмора (впрочем, возможно ведь и сочетание обоих этих качества), а также благодаря информационной поддержке главного информационного медиаресурса страны в сеть был выложен предполагаемый сценарий блокбастера.
ТИТР: Несмотря на то, что в фильме присутствуют аллюзии на реальные исторические события, происходившие в мире в последние несколько лет, авторы хотят особо подчеркнуть, что все персонажи и события фильма являются плодом творческого вымысла и не несут в себе документальной исторической достоверности и здравого смысла.
Тунис, 17 декабря 2010 года. Возмущенный торговец Муххамед, с криком о том, что найдет способ стать заметным (очевидно, это тонкая отсылка к одноименной акции ГАИ по пропаганде ношения фликеров) устраивает самоссожение, чем начинает Арабскую весну.
За этим безобразием наблюдает американская журналистка Сара, которая является одной из миссионерок тайной организации прямых потомков библейского Авеля. Авелиты собирались предотвратить грядущую революцию, но коварные враги сорвали их план.
Поняв, что ловить нечего, и друга Каддафи с братом Мубараком уже не спасти, Сара возвращается в Штаты, где в перерыве между приступами паранойи (она убеждена, что за ней постоянно следят), презентует очередную книжку, разоблачающую политику американских капиталистов и рассказывающую о том, что абсолютно любые революции вредны, так как надо не менять строй, а просто делать как можно больше людей счастливыми.
Тем временем, мы перемещаемся in Belarus, где проходят президентские выборы. Ничто не предвещает беды. Журналистка Вера ведет репортаж из агрогородка для передачи “Вести деревни” и проклинает соблазнившегося сиськами ее конкурентки редактора, который постоянно отдает той все нормальные задания. Сотрудники службы безопасности Президента Республики Беларусь (СБ) играют в покер и пьют чай. Все хорошо.
Совершенно неожиданно, начинается митинг тех, кто по какой-то непонятной причине считает что выборы сфальсифицированы, несмотря на убедительные данные экзит-поллов. Крича “Живе Беларусь!” и “Нема чого бояться” (орфография оригинала сохранена) демонстранты парализуют движение на проспекте Независимости, вызывая ряд аварий, а затем идут к Дому правительства.
Возвращающаяся из агрогородка журналистка Вера видит демонстрантов. Следует искрометный диалог, показывающий степень ее осведомленности о политической ситуации в стране:
ВЕРА
Ого, что это?
ВАСИЛИЙ
Митингуют.
ВЕРА
Понятно, что митингуют. Кто?
ВАСИЛИЙ
Видимо, несогласные с итогами выборов.
Толпа идет к Дому правительства, который охраняет всего 25 человек. Сотрудники СБ получают экстренный вызов, и недоумевая, что же такого могло случиться в день выборов, экипируются и направляются к Дому правительства. Ими командует майор Егор Анисимов - человек, которому немедленно начинаешь симпатизировать, как только узнаешь, что он ценит фильмы про Борна больше, чем про Бонда.
Далее, следует драма - в толпе митингующих Егор замечает своего брата, бывшего десантника Вадима, а потом и Веру. В дальнейшем мы увидим еще более драматические флэшбеки, рассказывающие о том, как Вадим и Вера когда-то встречались. Затем, Вадим приревновал жену к брату. Во время парашютного прыжка, Вадим накинулся на Егора и тот вытолкнул его из вертолета. Затем, у Вадима запутались стропы и Егор без парашюта прыгнул за Вадимом, в воздухе распутал стропы и спас брата. Тот, правда, не оценил его помощи, и накинулся на него с ножом. Как бы то ни было, вместо того, чтобы отправить в психушку одного, а второго на переаттестацию, Егора наградили, а Вадима просто демобилизовали по состоянию здоровья.
Возвращаемся на Плошчу. Демонстранты кидают коктейль Молотова и спецназ быстро разгоняет их. Вадима и Веру забирают в автозак, но затем благодаря содействию Егора отпускают.
Тем временем, босс Сары поручает ей отправиться в Минск. Компьютерная программа авелитов вычислила 82,3% вероятность (мне кажется, или это какая-то знакомая цифра?) того, что Вадим Анисимов совершит убийство - и миссионеры должны предотвратить его. Под видом иностранных инвесторов Сара ее группа поддержки отправляются в Беларусь на завод БелАЗ, где Вадим работает программистом.
Как выясняется, у Беларуси с США нет дипотношений (все дело в том, что “наши (в смысле американские) ястребы не могут по-настоящему клюнуть русского диктатора, поэтому отыгрываются на том, кто не может дать отпор”), потому приходится ехать через Москву.
Наконец, прибыв на завод, Сара чуть не становится жертвой покушения. БелАЗ с дистанционным управлением (!!!) во время презентации для инвесторов начинает преследовать авелитов, пытаясь их раздавить. И, как человек прочитавший достаточно количество всяких сценариев могу заметить, что это без преувеличения, прекрасная сцена.
Ин Совиет Белораша, samosval драйвс ю!
Американцев спасает… кто бы выдумали? Егор Анисимов, который случайно оказался в это время на заводе, чтобы подготовить визит Президента.
Очевидно понимая, что после сцены с радиоуправляемым БелАЗом, публика будет нуждаться в небольшой передышке, далее сценаристы потчуют нас достаточно сумбурным набор флэшбеков, включающим в себя детство братьев, НКВД, внесудебные расстрелы и алкоголь. Это все перемежается с приключениями Егора, которого приставили к американке Саре в качестве бодигарда. Он сопровождает ее на пресс-конференцию, хоккейный матч, и вместе с коллегами проводит культурный ликбез. Например, один из американцев, пожилой негр Джеймс, (эта роль, вероятнее всего, писалась с расчетом на Моргана Фримана) слышит песню “А я лягу, прилягу” группы Сябры и спрашивает о ней.
Джеймс
Wow, what's that? I mean the music?
ДИМА
Итце белорашен фолк-рок. Фирштейн?
ДЖЕЙМС
(кивая головой)
Oh, like your local folk-rock music?
ДИМА
Йес. Итс лайк... аур "Битлз".
На хоккейном матче, заботливые сотрудники СБ объясняют Саре что сосиска в тесте это как белорусский хот-дог, после чего угощают девушку за свой счет (Презент! Фром зэ ботом оф май харт).
Параллельно с организацией досуга, Егор гоняется за прибывшим в Минск бывшим морским котиком по имени Крис Уэйн, которого считает виновным в происходящем. Крис в свою очередь преследует некоего бомбиста Кирилла, который хочет взорвать самодельную адскую машинку на хоккейном матче. Кириллу не удается осуществить замысел из-за металлоискателей, после чего он меняет план и решат взорвать метро.
Егор же, заметив Криса, устраивает за ним погоню на байках и догоняет спецназовца - но в самый последний момент кто-то успевает взорвать самого Уэйна (тот правда выживает). Егор замечает подозрительный автомобиль, следит за ним и попадает… на полигон испытаний БелАЗов. Да, вы правильно поняли - у нас следует вторая сцена с главной звездой будущего фильма!
Лично я считаю, что создатели уже сейчас должны придумать какой-то фирменный звук для БелАЗа, подобный реву Ти-Рекса из "Парка Юрского периода".
Самосвал на дистанционном управлении атакует майора, но Егору удается спастись и нейтрализовать оператора-террориста. Им оказался стажер завода из Туниса (понаехали, блин!), засланный предателем в рядах авелитов. Кто знает, возможно что в истории с оператором Нафтана, написавшего
письмо в ЦРУ, скрыто куда больше, чем кажется на первый взгляд?
Встретившись с Сарой, Егор узнает правду - Крис не убийца, а ее напарник. Оказывается, авелиты собрали информацию о генетическом коде каждого жителя Земли и определяют вероятность убийств с помощью компьютерной программы, которая дешифрует “код Каина” - сына Адама, который убил своего брата и навеки проклял себя и свое потомство. Каинова печать, тайну которой хранят авелиты, это цепочка генетического кода - генетическая программа в игрек-хромосоме, наследуемой по линии отца, которая отвечает за вероятность совершения человеком убийства. Задача авелитов - предотвращать убийства, чтобы пресечь в зародыше цепочку насилия, которая может привести к катастрофическим последствиям.
Если вы ничего из этого не поняли, то не расстраивайтесь. Я в такой же ситуации.
Сара и Егор объединяют силы, и теперь уже вместе они идут по следам Кирилла, но не успевают. Они успевают приехать на станцию метро “Октябрьская” за мгновение до взрыва. Морган Фриман Джеймс погибает. Руководство Егора решает, что он и американцы организовали взрыв в метро и объявляет их в розыск.
Должен заметить, что данный сценарий откровенно порочит нашу СБ. В день выборов они, вместо того чтобы отслеживать ситуацию, отдыхают, подозрительных морских котиков не проверяют, делают ошибочные выводы из-за которых гибнут люди. На месте компетентных структур, я бы взял сценаристов в оперативную разработку. Чисто на всякий случай.
Тем временем, Вадим медленно погружается в пучину психоза, которая возможно хорошо знакома кому-то из сценаристов, и берет Веру в заложницы, намереваясь истязать ее и затем убить в старом родовом доме. Туда же прибывают Сара и Егор, а затем и группа захвата СБ. Вадим обвешивается взрывчаткой и хочет всех взорвать, но Егор останавливает его. В больнице, брат возвращается в нормальное состояние и раскаивается.
Эпилог. Остров Утэйя в Норвегии. Сара вычисляет предателя в рядах авелитов. Им оказался ее босс, Дэвид Паркер. Герои пытаются нейтрализовать предателя, но тут появляется Андреас Брейвик с карабином и устраивает побоище. Паркер успевает сбежать с острова на моторной лодке, но Брейвик расстреливает лодку и Паркер погибает во время взрыва. "Что-то тут не так" "Франкенштейн убил своего хозяина" - делает глубокий вывод американская журналистка Сара...
Без преувеличения, это были 172 (сто семьдесят две) страницы прекрасного чтива. Давненько я не испытывал таких эмоций от сценария и такого воодушевление в предвкушение будущей картины. Правда продюсеры фильма сегодня немного испортили всю малину и заявивили что сценарий не настоящий. Точнее, он настоящий, но неизвестный автор якобы внес в него свои изменения, чтобы исказить их замысел. Я скажу вот что. Даже если это правда, то на месте продюсеров, я бы сделал ровно одну вещь: постарался вычислить этого автора, после чего... немедленно предложил бы ему работу, ибо этот человек явно понимает как надо позиционировать нашу страну.
Титанический БелАЗ на радиоуправлении преследующий героев мог бы стать символом модернизации. Благородные СБшники угощающие американцев сосисками в тесте - символом того, что все стереотипы о нашей стране не соответствуют действительности. Братское раскаяния - символом нашей широкой души, символом того, что мы не держим ни на кого зла. Вместе, это бы создало мощный и стабильный образ, с которым в перспективе будет ассоциироваться наша страна.
Если в интернете появится петиция, призывающая выделить больше денег на этот фильм, я бы сразу ее подписал. Давайте еще сцен с БелАЗами! Пускай у злодея будет черный БелАЗ на котором он будет преследовать по Минску белый БелАЗ героев. Пускай у нас будет битва с десятком БелАЗов! Добавьте в фильм шведских самолетов, сбрасывающих мишек. Пускай, внутри одного из мишек будет содержаться какой-нибудь фрагмент из неопубликованного предсказания Нострадамуса, за которым будут охотиться герои или послание от пришельцев. Пускай финальная схватка происходит на крыше Национальной библиотеки, а злодея в конце убьют, сбросив на штандарт на площади государственного флака. Беларусь давно заслуживает, чтобы ее знали в мире, а не ассоциировали с Россией, драниками и памяркоунасцью. Ведь даже Шерлок у нас уже побывал. Сделайте, наконец, великий фильм о великой стране!
UPD. Все оказалось даже лучше чем я думал - оказывается, это
действительный сценарий фильма, просто его "ранняя версия". А это значит, что фильм однозначно переходит в разряд must see.
Восхититься в блоге автора