Альгамбра - внушительных размеров алькасар, или укреплённый замок, расположенный на живописном холме и окружённый непередаваемой красотой природы. Это музей под открытым небом, объединяющий памятники исламской архитектуры разных эпох: светские и культовые сооружения - и произведения садово-паркового искусства. Находится он в андалузском городе Гранада (
читайте туть).
Название Альгамбры (Аламбры) происходит из арабского и означает «красная крепость»
Подобно другим фортификационным сооружениям, средневековым городам или монастырским комплексам, Альгамбра неоднократно расширялась, укреплялась и перестраивалась. Изначально холм был населён разобщёнными арабскими племенами, то и дело делившими кусочки земли - порядок навела эмирская династия Насридов, превратившая Гранаду в столицу эмирата. Древнейшая сохранившаяся часть Альгамбры - цитадель Алькасаба - появилась уже в конце 13 века.
Многоуровневая, многоступенчатая защита от захватчиков
Дозорная башня, справа - башня Комарес и ведущая к ней крепостная стена более низкого уровня. В долине разместилась Гранада.
Винные ворота в исторической жилой части Альгамбры. Происхождение их названия вызывает споры: одни считают, что это искажённое арабское словосочетание «красные ворота», другие - что Винными они названы в честь некогда локальной беспошлинной торговли вином. Послушайте одноимённую прелюдию Дебюсси.
Мавританский дворец Насридов складывается из правительственных и жилых зданий, принадлежавших аристократии, эмирам и - позже - королям. Каждый зал и дворик украшен уникальными и разнообразными кружевными узорами, ажурной арабской вязью и изразцовыми геометричными орнаментами.
Миртовый дворик. Высаженный по краям сей мраморной ванны мирт символизирует тишину и спокойствие.
Сотовые своды галереи, резные узоры из глины и алебастра, мавританская плиточка - разглядывать можно часами.
Офигенный вид на Львиный дворик, в центре композиции которого расположен фонтан. Гранёную чашу поддерживают 12 львов, подобно трону царя Соломона.
Львиный дворик
К сей красоте я вернусь чуть позже. Следующим хронологически возник ансамбль Хенералифе - за пределами крепостной стены. Здесь построен ещё один дворец, разбит богатый сад с фонтанами и симпатичными беседками.
Королевский (изначально Султанский) оросительный канал, питавший фонтаны и ирригационную систему сада Хенералифе
Невозможно не сфотографироваться в цветочках
В конце 15 века нагретое место заняли испанские католики - так называемые «католические короли» Изабелла и Фердинанд и считающиеся основателями современной Испании. Как следствие, одну и тогдашней мечетей превратили в католическую церковь (ранее я рассказывала об этой практике на примере
кордобской Мескиты, или соборной мечети, как бы абсурдно это ни звучало), а рядом пристроили дворец Карла V. Последний выделяется на фоне остальных мавританских построек, будучи к тому же редким примером маньеризма архитектуре: отличается композиционной неуравновешенностью что ли - или ренессанса. Внешне он похож на фигурно политые взбитыми сливками сталинки.
Внутренний двор дворца Карла V
В первой половине 18 века Альгамбру подзабросили. С середины 19 века Альгамбра окончательно утратила значение алькасара: крепость покоцали предпринявшие попытку занять её французы, а дворцовый комплекс пострадал во время землетрясения.
Часть Алькасабы: ограниченный зелёной живой изгородью двор Мачука, архитектора построек католического периода, и геометричный Первый дворик.
На спецкурсе по социологии урбанистики в универе нам говорили, что как раз примерно в это время среди аристократии и интеллигенции зародилась практика путешествий. Если раньше люди перемещались в географическом пространстве, движимые корыстными целями (завоевание земель и колонизация, добыча полезных ископаемых и установление торговых связей), то где-то со второй трети 19 столетия стали набирать популярность рекреационные выезды за город на пикники и паломничество к природным или архитектурным достопримечательностям.
Согласитесь: стоящее дело
Такие соты называются мукарнами. Это купол зала Абенсеррахов, названного в честь знатного рода, приближённого к султану. По легенде, в этом зале произошла жуткая кровавая резня между аристократами: жена тогдашнего султана изменяла ему с кем-то из этих самых, простите, Абенсеррахов.
По многогранной форме башенки я идентифицировала эту постройку как зал вышеупомянутых Абенсеррахов.
Итак, теперь Альгамбра притягивала туристов, жадных до приключений, романтики и вдохновения. В частности, многократно посещавший это место Вашингтон Ирвинг выразил свои впечатления в сборнике путевых заметок, легенд и полудокументальных очерков «Альгамбра». Это оказалось крайне нудным чтивом, первые 20 процентов которого (по меркам электронной читалки) занимают только описания пути в Гранаду. Чуть не умерев со скуки, я оставила попытку прочесть книгу.
Стены молельни исписаны изречениями из Корана и восхвалениями одного из султанов, живших во дворце
Сталактитовый свод в зале Двух сестёр на женской половине дворца
Первую полноценную реставрацию архитекторы произвели по своему вкусу, изменив декор и облик ансамбля. Настоящий (в прямом и переносном смыслах) вид, воссозданный по историческим документам, Альгамбра приобрела лишь сто лет назад.
Альгамбра - это памятник испано-мавританской роскоши, архитектуры, истории и культуры, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Закончу пост фотографией, которая закольцует повествование: на ней запечатлена часть города, откуда был сделан первый снимок.
Кому интересно: тогда снимали с террасы из серо-коричневого камня чуть правее центра и пониже церкви с белой башенкой :)