Дрезден Августа II Сильного

May 14, 2018 23:01


Начало истории Дрездена принято связывать с официальным упоминанием в 1206 году как небольшого поселения, впоследствии ставшего крепостью, городом и столицей земли Саксония (сама земля имела статус то маркграфства, то курфюршества, и её столицей был то Дрезден, то близлежащий Мейсен). Сейчас Дрезден - столица федеральной земли Саксония. Дрезден переходил из рук в руки, но дольше всех здесь правили Веттины (их потомки - Виндзоры в Великобритании и правившая в Бельгии до 1918 года династия Саксен-Кобург-Гота).



«Флоренция на Эльбе», или «Балкон Европы». (Не обессудьте: снимала из окна трамвая).

Наибольшего расцвета Саксония и, в частности, Дрезден достигли в начале XVIII века при Августе II Сильном (он же Фридрих Август I, курфюрст Саксонии, король Польши и великий князь литовский, 1670-1733), который извлекал огромные доходы из управления завоёванной им Речью Посполитой. Именно при Августе такие придворные мастера, как Пёппельман и Земпер придали центру Дрездена знаменитый барочный вид. Этот пост посвящён самым интересным архитектурным памятникам, в разной мере связанным с именем курфюрста.



1. Терраса Брюля, или так называемый «балкон Европы» - архитектурный барочный ансамбль на берегу Эльбы. Идея создать на месте средневековых фортификационных сооружений панорамную террасу зародилась именно у Августа Сильного, но завершена она была лишь при его сыне Августе III - здесь открылись галерея, библиотека, бельведер, дворец и сад.



Часть террасы. Слева - Академия художеств.

Терраса находится на месте бывшей лаборатории алхимика Иоганна Бёттгера, который изобрёл фарфор (хотя пообещал изготовить золото), - именно при Августе II появилась первая в Европе фарфоровая фабрика в городе Мейсен.

Ещё один интересный факт: итальянский художник-пейзажист Бернардо Беллотто (он же Каналетто) запечатлел на своих полотнах некоторые центральноевропейские города, в том числе Дрезден. Город, разрушенный во время бомбардировки 13-14 февраля 1945 года, был восстановлен благодаря реалистичным картинам Каналетто.

2. Галерея старых мастеров, более известная как Дрезденская галерея, появилась благодаря Августу Сильному.



Хотя коллекция драгоценностей, произведений искусства и пр. появилась гораздо раньше, именно Август Сильный стал систематично собирать и структурировать произведения живописцев до XVIII века. Более того, он предложил разделять залы тематически (скульптуры отдельно, мухи - отдельно). Первая выставка для широкой публики была открыта в 1722 году в перестроенном здании придворной конюшни и состояла из картин, фарфора, научных инструментов и старейшей в Центральной Европе коллекции гравюр (своего рода Кунсткамера). При Августе III, сыне Августа II Сильного, появились картины Вермеера, Веласкеса, Тициана и Рафаэля.



3. Архитектурный комплекс Цвингер. Он строился под апельсиновую оранжерею, однако сегодня здесь расположены музеи: вышеупомянутая Галерея старых мастеров, Физико-математический салон и музей фарфора. Придворные архитекторы Маттеус Даниэль Пёппельманн и Готфрид Земпер создали архитектурный ансамбль, соединяющий барокко и неоренессанс.



Музей фарфора располагается в корпусе на левой фотографии.

Непонятное для русских название Цвингера можно перевести как «захаб», то есть коридор на входе в крепость, между внешней и внутренней её стенами - именно здесь и был заложен комплекс. Любопытный факт: при Августе II Сильном во внутреннем дворе Цвингера проводили праздники и турниры для саксонского дворянства.



А вот так выглядел этот двор, когда во время наводнения 2002 года Эльба вышла из берегов.

4. Старейший мост Дрездена (и один из старейших в Европе), построенный в 1287 году, сегодня носит имя Августа Сильного. Благодаря открытым пролётам моста Августа Сильного Эльба всегда была судоходной рекой (и Дрезден был доступен для торговли).



Очень порадовала зелёная набережная: никаких палаток с шавермой или газетами, никакого мусора, никаких голых загорающих людей или спящих бомжей.

На противоположном берегу Эльбы (древний корень в названии реки переводится как «белый», «светлый», «чистый»), с которым мост соединяет исторический центр Дрездена, установлена статуя золотого всадника. Памятник символизирует курфюрста Августа II Сильного, скачущего в направлении Польского королевства - Речи Посполитой. Здесь началась дорога, по которой курфюрст отправился завоёвывать новые земли.

5. Фрауэнкирхе - лютеранская церковь Богородицы (проект Георга Бэра, его фамилия переводится как «медведь», хи-хи) - тоже была основана при Августе II Сильном. Церковь была разрушена во время бомбардировки Дрездена 13-14 февраля 1945 года, и сначала её не хотели восстанавливать якобы в назидание последующим поколениям (удачная отговорка, когда ты не хочешь что-то делать, например, назло). Однако под давлением общественных движений дрезденцев церковь всё же восстановили. Любопытная архитектурная особенность: из светлого фасада Фрауэнкирхе выделяются более тёмные камни - всё, что осталось от старого здания.



Тёмные камни остались от церкви, разрушенной во время бомбардировки.

6. Август Сильный был захоронен в Кракове, однако медная капсула с его сердцем находится в Дрездене, а именно в католической Хофкирхе (Придворной церкви), построенной уже после смерти курфюрста. Интересный факт: поскольку Саксония исповедовала лютеранство, колокольный звон на колокольне этой церкви был разрешён лишь в XIX веке.



Церковь справа (с колокольней).

Согласно легенде, сердце Августа Сильного - слывшего ловеласом (то ли у него было 365 любовниц, то ли 365 внебрачных детей) - начинает биться, когда рядом проходит симпатичная женщина. Я не проверяла.



И ещё один факт: в одной из капелл Хофкирхе установлена ну очень странная модерновая статуя Богородицы из мейсенского фарфора, посвященная «жертвам 13 февраля 1945 г. и всем невинно убиенным».

7. «Фюрстенцуг» (то есть «Шествие князей») на одной из стен дрезденского дворца-резиденции. Картина изображает тысячелетнюю историю вышеупомянутой саксонской династии Веттинов. Панно состоит из 25 тысяч плиток мейсенского фарфора. Оно было расположено на месте идентичного изображения, выполненного в менее надёжной технике сграффито (это когда разные фигуры процарапывают на нанесённых в несколько слоёв цветных красках).



На картине фигурируют 35 маркграфов, курфюрстов и королей Саксонии - в том числе Август II Сильный, - а также 59 учёных и художников, ремесленников и крестьян, солдат и детей. Единственная представительница женского пола - маленькая девочка.



Август Сильный в центре, на коне. Забавно, что я фотографировала наугад, а это и оказался Август II.

Любопытно: на праздновании 800-летия Дрездена в 2006 по городу была представлена живая реконструкция панно «Шествие князей», и в процессе подготовки к ней были обнаружены головной убор и флаг 94-ой фигуры (до этого считалось, что их 93), скрытой свитой правителей. Не нашла.

8. Замок-резиденция (или дворец-резиденция) был построен в 1289 году как оборонительное сооружение, позже многократно достраивался и перестраивался (как следствие, в нём объединены разные архитектурные стили). При Августе II Сильном замок горел, включая восточный флигель Георгиевские ворота XVI века.



Замок-резиденция связана воздушным переходом с вышеупомянутой церковью Хофкирхе, а также с дворцом Ташенберг (Иоганнеум) - как раз на северной стене этого перехода изображён «Фюрстенцуг».



И ещё две интересные локации (для красивого числа), но уже в Лейпциге. Подробнее об этом городе читайте в моём посте.

9. По инициативе Августа II Сильного в здании Биржи Лейпцига был основан первый государственный банк на территории современной Германии (это был депозитарный банк для поддержки местного предпринимательства).



10. Вторая старейшая кофейня в Европе 1556 года (после парижского кафе «Прокоп») «У арабского кофейного дерева» тоже находится в Лейпциге. Август Сильный тоже бывал в этой кофейне. Помимо кофейни, в этом здании на верхнем этаже располагается небольшая музейная экспозиция о культуре приготовления и потребления кофе.



Не хочу ничего говорить об Августе Сильном как о человеке, не собираюсь его судить как правителя и не знаю его как семьянина. Но благодаря ему Дрезден приобрёл теперешний нарядный барочный вид.

познавательно, архитектура, Дрезден, музей, документальное, эмоции, геометрия, повседневные практики, селфи, замок, собор, церковь, набережная, Рафаэль, история, культура, август, знания, барокко, фотография, отдых, дворец, путь, коллекция, Германия, европа, люди, мост, память, пространство, путешествие, прогулка, каникулы, стиль жизни, транспорт, Август Сильный, красота, познание, туризм, Саксония, романтика, город, цивилизация, Европа, кофе, впечатления, дорога

Previous post Next post
Up