Начало истории Дрездена принято связывать с официальным упоминанием в 1206 году как небольшого поселения, впоследствии ставшего крепостью, городом и столицей земли Саксония (сама земля имела статус то маркграфства, то курфюршества, и её столицей был то Дрезден, то близлежащий Мейсен). Сейчас Дрезден - столица федеральной земли Саксония. Дрезден переходил из рук в руки, но дольше всех здесь правили Веттины (их потомки - Виндзоры в Великобритании и правившая в Бельгии до 1918 года династия Саксен-Кобург-Гота).
«Флоренция на Эльбе», или «Балкон Европы». (Не обессудьте: снимала из окна трамвая).
Наибольшего расцвета Саксония и, в частности, Дрезден достигли в начале XVIII века при Августе II Сильном (он же Фридрих Август I, курфюрст Саксонии, король Польши и великий князь литовский, 1670-1733), который извлекал огромные доходы из управления завоёванной им Речью Посполитой. Именно при Августе такие придворные мастера, как Пёппельман и Земпер придали центру Дрездена знаменитый барочный вид. Этот пост посвящён самым интересным архитектурным памятникам, в разной мере связанным с именем курфюрста.
1. Терраса Брюля, или так называемый «балкон Европы» - архитектурный барочный ансамбль на берегу Эльбы. Идея создать на месте средневековых фортификационных сооружений панорамную террасу зародилась именно у Августа Сильного, но завершена она была лишь при его сыне Августе III - здесь открылись галерея, библиотека, бельведер, дворец и сад.
Часть террасы. Слева - Академия художеств.
Терраса находится на месте бывшей лаборатории алхимика Иоганна Бёттгера, который изобрёл фарфор (хотя пообещал изготовить золото), - именно при Августе II появилась первая в Европе фарфоровая фабрика в городе Мейсен.
Ещё один интересный факт: итальянский художник-пейзажист Бернардо Беллотто (он же Каналетто) запечатлел на своих полотнах некоторые центральноевропейские города, в том числе Дрезден. Город, разрушенный во время бомбардировки 13-14 февраля 1945 года, был восстановлен благодаря реалистичным картинам Каналетто.
2. Галерея старых мастеров, более известная как Дрезденская галерея, появилась благодаря Августу Сильному.
Хотя коллекция драгоценностей, произведений искусства и пр. появилась гораздо раньше, именно Август Сильный стал систематично собирать и структурировать произведения живописцев до XVIII века. Более того, он предложил разделять залы тематически (скульптуры отдельно, мухи - отдельно). Первая выставка для широкой публики была открыта в 1722 году в перестроенном здании придворной конюшни и состояла из картин, фарфора, научных инструментов и старейшей в Центральной Европе коллекции гравюр (своего рода Кунсткамера). При Августе III, сыне Августа II Сильного, появились картины Вермеера, Веласкеса, Тициана и Рафаэля.
3. Архитектурный комплекс Цвингер. Он строился под апельсиновую оранжерею, однако сегодня здесь расположены музеи: вышеупомянутая Галерея старых мастеров, Физико-математический салон и музей фарфора. Придворные архитекторы Маттеус Даниэль Пёппельманн и Готфрид Земпер создали архитектурный ансамбль, соединяющий барокко и неоренессанс.
Музей фарфора располагается в корпусе на левой фотографии.
Непонятное для русских название Цвингера можно перевести как «захаб», то есть коридор на входе в крепость, между внешней и внутренней её стенами - именно здесь и был заложен комплекс. Любопытный факт: при Августе II Сильном во внутреннем дворе Цвингера проводили праздники и турниры для саксонского дворянства.
А вот так выглядел этот двор, когда во время наводнения 2002 года Эльба вышла из берегов.
4. Старейший мост Дрездена (и один из старейших в Европе), построенный в 1287 году, сегодня носит имя Августа Сильного. Благодаря открытым пролётам моста Августа Сильного Эльба всегда была судоходной рекой (и Дрезден был доступен для торговли).
Очень порадовала зелёная набережная: никаких палаток с шавермой или газетами, никакого мусора, никаких голых загорающих людей или спящих бомжей.
На противоположном берегу Эльбы (древний корень в названии реки переводится как «белый», «светлый», «чистый»), с которым мост соединяет исторический центр Дрездена, установлена статуя золотого всадника. Памятник символизирует курфюрста Августа II Сильного, скачущего в направлении Польского королевства - Речи Посполитой. Здесь началась дорога, по которой курфюрст отправился завоёвывать новые земли.
5. Фрауэнкирхе - лютеранская церковь Богородицы (проект Георга Бэра, его фамилия переводится как «медведь», хи-хи) - тоже была основана при Августе II Сильном. Церковь была разрушена во время бомбардировки Дрездена 13-14 февраля 1945 года, и сначала её не хотели восстанавливать якобы в назидание последующим поколениям (удачная отговорка, когда ты не хочешь что-то делать, например, назло). Однако под давлением общественных движений дрезденцев церковь всё же восстановили. Любопытная архитектурная особенность: из светлого фасада Фрауэнкирхе выделяются более тёмные камни - всё, что осталось от старого здания.
Тёмные камни остались от церкви, разрушенной во время бомбардировки.
6. Август Сильный был захоронен в Кракове, однако медная капсула с его сердцем находится в Дрездене, а именно в католической Хофкирхе (Придворной церкви), построенной уже после смерти курфюрста. Интересный факт: поскольку Саксония исповедовала лютеранство, колокольный звон на колокольне этой церкви был разрешён лишь в XIX веке.
Церковь справа (с колокольней).
Согласно легенде, сердце Августа Сильного - слывшего ловеласом (то ли у него было 365 любовниц, то ли 365 внебрачных детей) - начинает биться, когда рядом проходит симпатичная женщина. Я не проверяла.
И ещё один факт: в одной из капелл Хофкирхе установлена ну очень странная модерновая статуя Богородицы из мейсенского фарфора, посвященная «жертвам 13 февраля 1945 г. и всем невинно убиенным».
7. «Фюрстенцуг» (то есть «Шествие князей») на одной из стен дрезденского дворца-резиденции. Картина изображает тысячелетнюю историю вышеупомянутой саксонской династии Веттинов. Панно состоит из 25 тысяч плиток мейсенского фарфора. Оно было расположено на месте идентичного изображения, выполненного в менее надёжной технике сграффито (это когда разные фигуры процарапывают на нанесённых в несколько слоёв цветных красках).
На картине фигурируют 35 маркграфов, курфюрстов и королей Саксонии - в том числе Август II Сильный, - а также 59 учёных и художников, ремесленников и крестьян, солдат и детей. Единственная представительница женского пола - маленькая девочка.
Август Сильный в центре, на коне. Забавно, что я фотографировала наугад, а это и оказался Август II.
Любопытно: на праздновании 800-летия Дрездена в 2006 по городу была представлена живая реконструкция панно «Шествие князей», и в процессе подготовки к ней были обнаружены головной убор и флаг 94-ой фигуры (до этого считалось, что их 93), скрытой свитой правителей. Не нашла.
8. Замок-резиденция (или дворец-резиденция) был построен в 1289 году как оборонительное сооружение, позже многократно достраивался и перестраивался (как следствие, в нём объединены разные архитектурные стили). При Августе II Сильном замок горел, включая восточный флигель Георгиевские ворота XVI века.
Замок-резиденция связана воздушным переходом с вышеупомянутой церковью Хофкирхе, а также с дворцом Ташенберг (Иоганнеум) - как раз на северной стене этого перехода изображён «Фюрстенцуг».
И ещё две интересные локации (для красивого числа), но уже в Лейпциге. Подробнее об этом городе читайте
в моём посте.
9. По инициативе Августа II Сильного в здании Биржи Лейпцига был основан первый государственный банк на территории современной Германии (это был депозитарный банк для поддержки местного предпринимательства).
10. Вторая старейшая кофейня в Европе 1556 года (после парижского кафе «Прокоп») «У арабского кофейного дерева» тоже находится в Лейпциге. Август Сильный тоже бывал в этой кофейне. Помимо кофейни, в этом здании на верхнем этаже располагается небольшая музейная экспозиция о культуре приготовления и потребления кофе.
Не хочу ничего говорить об Августе Сильном как о человеке, не собираюсь его судить как правителя и не знаю его как семьянина. Но благодаря ему Дрезден приобрёл теперешний нарядный барочный вид.