С.С. Михайлов "Староверие Волоколамского леса. Древлеправославная terra incognita"

Jun 22, 2020 11:11


Аннотация:
Западнее Москвы прежде располагался самобытный старообрядческий регион, известный как «Волоколамский лес». Он охватывал ряд местностей Волоколамского, Можайского, Клинского и Рузского уездов. Своими духовными корнями он восходит к древним обителям, в том числе к Левкиевой пустыни. В силу определенных исторических причин, этот центр старообрядчества к началу XX в. не смог развиться в большой, многолюдный массив, а сохранился лишь в виде небольших анклавов расселения старообрядцев. Волоколамский старообрядческий регион являлся частью большого массива расселения ревнителей Древлего Благочестия, который также охватывал земли соседствующих Зубцовского и Ржевского уездов Тверской, а также Гжатского, Сычевского и Бельского уездов Смоленской губернии.
Содержание соответствует аннотации.
Книга неплохо иллюстрирована, но не хватает самой главной иллюстрации - схемы Волоколамского леса, которую можно было бы напечатать на форзацах, как в фентези.
Я почти ничего не знаю про старообрядцев, эту книгу читал, скорее, как русское фентези.
Уже с предисловия становится интересно - оказывается в России наиболее влиятельным является Рогожское (Белокриницкое) согласие, которое всячески умаляет историческую роль других согласий. А автор этому противостоит, даже немножко обзывает своих оппонентов - "рогожские и пророгожские авторы".
Примерно первые 2/3 книги интересно, а дальше становится скучновато, потому что там перечисление - в такой-то деревне было столько-то старообрядцев, моленная была у крестьянина такого-то, они писали прошение, им отказали.
И просто как история страны интересно, когда какое-нибудь прошение ходило по инстанциям годами, царь(!) мог заниматься делами деревенской моленной. Проповедники из Ветки (один из центров старообрячества, на территории современной Беларуси) тайно добирались до Волоколамского леса.
И старообрядцы очень разные - кто-то платил взятки в официальную церковь, чтобы их отмечали, что, они выполняют всё, что надо, а кто-то вполне спокойно туда ходил.
И самое главное, что я узнал - оказывается, церковные деятели, которые позже стали лидерами старообрядчества, во время польского нашествия рассылали грамоты с призывами подняться на борьбу, и именно такая грамота вдохновила Минина и Пожарского. Нашествие поляков воспринималось как наказание за грехи, поэтому эти же деятели готовили церковную реформу, но вместо этого другими людьми была проведена реформа ради реформ, которая привела к Расколу.

книги, история

Previous post Next post
Up