Юлия Яковлева "Каннибалы"

Oct 18, 2024 01:22



- Эти жопы что-то затеяли, - мрачно предрекла Вера Марковна.Про книгу писать сложновато. Мне книгу "продало" название "Каннибалы" и то, что начинается она с исчезновения няньки с ребёнком. Можно наивно подумать, что это детектив, но нет, перед нами производственный роман про балет! Начинается с приезда питерской балерины в Москву, проходит через тяжёлые отношения внутри коллектива, и кончается тем, что балерины отстоят премьеру. Юлия Яковлева - довольно известный балетный критик, которая переквалифицировалась в плодовитую и популярную писательницу. Балет показан хорошо - и работа всяких служб, и гадюшник в отношениях. Но, наверное, кто-то решил, что чистый балет продаётся плохо, поэтому в книгу добавили исчезновение, олигархическо-ФСБшные интриги, контрабандистов, ревнивых жен.
Да ещё у Юлии Яковлевой специфическая манера писать:
Света нашла кафе посимпатичнее. Заказала кофе и яблочный штрудель в лужице ванильного соуса. Села за столик, расстегнула куртку. Сфоткала штрудель с кофе. Выложила в инстике. Подвинула к себе тарелку. Но легкость ушла. Света отковырнула вилкой кусок штруделя. Есть не хотелось. Беспокойство свербело - она ошибочно приняла его за голод.
***
Неслышно вошла секретарь. Петр оценил: новый московский консерватизм. Не девчонка-модель, респектабельная женщина лет пятидесяти, излучавшая собранность и компетентность, - в руках серебряный поднос. Обута в туфли на устойчивом каблуке, не блядские шпильки. На блюдцах сидели широкие чашечки. Тоже очень респектабельно: только тонкий белый фарфор.
***
Минутная пауза. Кому - снять гетры. Кому - надеть кофту на когда-то травмированную и теперь заболевшую поясницу. Кому, наоборот, снять - и так жарко. Кому глотнуть воды. Кому сунуть морду в телефон. Кому сменить или натереть канифолью туфли.

В книге регулярно перечисляются многочисленные совершенно ненужные детали (писатели, берите на вооружение - если вы каждому своему персонажу будете на страницу расписывать, как он натягивал трусы, сообщите, что для того, чтобы ходить, надо двигать ногами и дышать, и подробно опишите эти процессы, то ваши книги станут гораздо толще). Да ещё куча вставных абсолютно ненужных историй.

- Мам, - удивился Виктор. - Ты чего? Вера, не разжимая объятия, помотала головой: ничего.

Из-за кучи сюжетных линий и вставных историй в книге куча действующих лиц. И некоторые просто появляются. В цитате сверху на тебя просто вываливают Веру и Виктора, ты мучительно вспоминаешь, кто это. Не вспоминай, это новые персонажи, через страницу тебе расскажут, чьи это родственники.

Льстила ей Рита только отчасти: перевод балерины из Питера, вечного города-соперника, театра-соперника, задел местную гордость во всем театральном люде - портнихах, билетершах, рабочих сцены. Это Вероника знала. Это же Москва!
В книге постоянное противостояние и ненависть "московских" и "питерских". Небедные люди, которые явно побывали в разных городах и странах, переезжают из небесного Питера в адскую Москву и озадачиваются "А как какать гулять?"
(Угадайте, из какого города Юлия Яковлева).



Последняя беда книги - многочисленные сюжетные линии кончаются нечем или невнятно.
Мне показалось, что примерно единодушное мнение о книге - балет показан хорошо (и это сомнительная, но внятная история), а всё дополнительное совершенно не нужно.
Каннибалов в книге, кстати, нет. Они упоминаются два раза в разговоре про Африку, в которой расстреляли российских журналистов (ещё одна абсолютно ненужная история), и как бы подразумевается, что настоящие каннибалы живут среди нас - олигархи, завистники, карьеристы.
И в итоге сложно сказать однозначно - в книге есть и хорошие, и плохие моменты.

книги

Previous post Next post
Up