Книга Nasser Road об особенностях полиграфии Уганды

Oct 15, 2023 11:42


Сперва предлагаю вам статью автора книги - Kristof Titeca. Но в машинном переводе.

Кампальская улица Нассер-роуд, или ку-Насса, как ее называют в Уганде, широко известна как центр полиграфической промышленности Уганды, печатающей все, что угодно, от школьных отчетов до плакатов. Плакаты посвящены разнообразной тематике, начиная от исполнителей музыки и кино и заканчивая прическами для парикмахерских.

Выделяется один тип плакатов: те, которые посвящены политике. Они содержат комментарии как к национальным, так и к международным событиям. Они поражают многими способами: на них изображены международные деятели, которых многие считают злодеями, такие как Усама Бен Ладен или Саддам Хусейн. Кроме того, есть их эстетика, представляющая собой смесь изображений, скопированных из Интернета, и ярких красок, изображающих голливудских боевиков, таких как Робокоп или Рэмбо, лица которых заменяют только национальные и международные политики.



Плакаты одновременно трагичны и юмористичны. Иногда на них изображены графические смерти этих политиков. В целом, их основная тема - обычный человек, борющийся с власть имущими. Они прославляют международных злодеев как героев, борющихся с западным империализмом, и показывают их как супергероев, принимающих участие в местной политической борьбе. И эти супергерои играют определенную роль в более широком регионе: плакаты распространяются и продаются в Восточном Конго и Южном Судане, которые используют Насер-роуд в качестве печатного станка.

Вместе с драматургом и обозревателем Юсуфом Серумкумой и фотографами Бадру Катумбой и Захарой Абдул я представляю обзор Nasser Road и ее плакатов в моей новой отредактированной публикации. В книге, в частности, предпринята попытка понять многослойную природу влияний плакатов, каждое из которых накладывает свой отпечаток.

Во-первых, какими бы поразительными они ни были, плакаты не уникальны в использовании таких фигур, как Саддам Хусейн или Усама Бен Ладен. Скорее, эти фигуры используются во всем мире как глобальные символы инакомыслия. Например, изображение Бен Ладена на плакатах, наклейках, брелках и многих других артефактах было задокументировано в Нигерии и Малайзии, а также в Кении, Таиланде и Мексике, сопровождаемое такими лозунгами, как “голосуйте за Усаму”, "сверхдержава Усама” или “Усама - наш герой”.

Для многих эти плакаты - прежде всего символы, означающие антиимпериализм. Вместо того, чтобы следовать какому-либо религиозному призыву или насилию этих людей, они выступают в качестве вместилища местных разочарований во имя “неприятия или сопротивления глобальным структурам власти и системам гегемонии, таким как колониализм, империализм и капиталистическая эксплуатация”.

Использование этих фигур в равной степени может быть понято как форма смены ролей для борьбы с властными структурами: для их дизайнеров и для покупателей этих плакатов Саддам и Бен Ладен становятся воинами, в то время как глобальные гегемоны, такие как американские президенты, выступают в роли тиранов. По словам одного дизайнера плаката, “Саддам ... был маленьким парнем, противостоявшим могущественным Соединенным Штатам. Он противостоял имперским силам; он защищал маленького парня”.

Визуально эти плакаты создаются в процессе местного присвоения или мимесиса. С одной стороны, на плакатах используются герои голливудских боевиков, такие как Робокоп или Рэмбо, и культовые образы Бен Ладена или Саддама Хусейна. С другой стороны, дизайнеры создают их творчески: загрузка, копирование, корректировка, повторная сборка и повторное присвоение образов этих мировых деятелей - как с политической, так и с эстетической точки зрения - приводит к их созданию, зачастую с юмором.

Таким образом, плакаты также во многом являются продуктом Nasser Road. Название этой улицы приобрело в Уганде мифические масштабы не только из-за ее типографии, но и из-за ее репутации центра, связанного с мошенничеством. Некоторые дизайнеры прозвали это место “Силиконовой долиной Уганды”. Это место, где можно найти или изготовить что угодно: поддельные академические справки, удостоверения личности, налоговые квитанции, вплоть до поддельных валют. По словам одного дизайнера, “вы называете это, а мы делаем это”. Как продуктивно утверждает Юсуф Серунукума в своих газетных колонках и в моей книге, люди воспринимают эти действия как “месть простого человека”. Простые люди мстят кумовским и запутанным структурам, которые не предлагают им иного выбора, кроме как искать альтернативные способы официального самовоспроизведения.

Таким образом, плакаты должны быть поняты в контексте улицы. Мы должны понимать их через использование некредитных и неоригинальных изображений, загруженных из Интернета. Такое отношение отражает более широкое принятие реалий цифрового присвоения. В свою очередь, сами плакаты копируются, распространяются, корректируются, копируются снова и так далее. Благодаря этой практике дизайнеры выработали своего рода общую эстетику, и многие из их плакатов используют одни и те же элементы. Как видно на плакатах, представленных в моей отредактированной публикации, это делает их узнаваемыми. Общие элементы придают им определенную однородность. Эстетика не изолирована; киноиндустрия Уганды, известная в народе как Вакалив, демонстрирует удивительное сходство (в честь Вакалиги, района, в котором она расположена).

В то же время на плакатах также изображены национальные политические деятели: президент Мусевени, а также оппозиционные деятели, такие как Кииза Бесигье и Боби Вайн. Подобно их международным коллегам, на плакатах эти местные лидеры изображены как более чем человеческие военные фигуры. Они не только отсылают к голливудским боевикам, но и к доминированию военных в государственном устройстве Уганды.

Джуд Кагоро, например, показал, как военная эстетика играет важную роль для популярных угандийских музыкантов, которые часто выступают в военной форме или с оружием. Изображение президента Мусевени можно понять в этом контексте: он - борец за освобождение Уганды, больше, чем жизнь, гибридизированный в голливудском боевике - сочетание поп- и политической культур; он ссылается как на голливудские боевики, так и на политическую историю Уганды. То же самое относится и к изображению Боби Вайна, но в его случае его эстетика милитаризирована, чтобы противостоять политической системе. Потенциал плакатов для политического сообщения и использования не остается незамеченным властями. Несколько раз службы безопасности совершали рейды на Насер-роуд и конфисковывали ее запасы плакатов (оппозиции). Обычно они делают это в политически спорные моменты.

Наконец, плакаты также в значительной степени являются коммерческим продуктом: местные предприниматели в сфере полиграфии и графического дизайна постоянно ищут актуальные новости. Они стремятся опубликовать эти новости в различных СМИ- чтобы увеличить свои продажи, и спорные политические фигуры здесь являются особенно привлекательным вариантом. Это также означает, что они постоянно развиваются, ищут новые варианты и черпают информацию из источников. Местные предприниматели используют приемы юмора и баснословия, чтобы отвергнуть повествования о гегемонии.

Я надёргал из интернета картинок с этими плакатами:

























Также я нашёл несколько статей о том, что на Nasser Road печатают фальшивые дипломы, а полиция проводит рейды и задерживает производителей фальшивых документов и печатей.

книги, история

Previous post Next post
Up