В рамках нашей экскурсии мы посетим развалины нескольких наиболее интересных синагог на севере Израиля, а также рассмотрим ключевые аспекты процесса, происшедшего в античном и позднеантичном иудаизме - его трансформации из религии Храма, жертвоприношений и жрецов в религию синагоги, изучения Торы и мудрецов. Мы сосредоточим наше внимание на центральном общинном и религиозном учреждении этого нового типа иудаизма - синагоге. Начиная с периода поздней античности и по сей день именно синагога является центром иудейского богослужения (а Тора, читаемая в ней - главным символом иудаизма); кроме того, она также послужила прототипом центральных культовых учреждений двух других великих религиозных традиций Запада - христианской церкви и исламской мечети.
Вопросы, связанные с появлением ранних синагог, и анализ археологических и литературных свидетельств об античных и позднеантичных синагогах находятся в числе наиболее популярных тем в исследовании раннего иудаизма, ими занимаются сотни ученых и им посвящены десятки книг. На экскурсии мы подробно расскажем Вам, что на данный момент известно о зарождении и ранней истории этого важнейшего учреждения иудаизма. Мы начнём с прояснения монументальных масштабов трансформации, произошедшей в древнем иудаизме в процессе его перехода от религии Храма и жертвоприношений к религии синагоги, изучения Торы и молитвы. Мы ознакомимся с важнейшими литературными археологическими источниками по истории развития синагоги, обсудим историю археологического исследования этого вопроса, и расскажем о важнейших археологических открытиях, связанных с синагогами (часть из которых мы посетим).
Несмотря на то, что иудаизм повсеместно отождествляется с синагогой, это учреждение ни разу не упоминается в Еврейской Библии (Танахе), а само слово "синагога" - греческое (ивритское слово "бейт ха-кнессет" впервые зафиксировано в письменных источниках на сотни лет позднее греческих терминов).
Если мы располагаем достаточно большим количеством археологических свидетельств о синагогах периода Второго Храма, то для периода поздней античности это количество умножается в десятки раз. На данный момент мы располагаем сотнями синагогальных надписей на иврите, арамейском, греческом и даже латыни, и нам известны десятки зданий, служивших синагогами. Одним из наиболее революционных аспектов археологии синагог поздней античности явилось открытие разнообразных мозаик, фресок и рельефов, украшавших интерьер многих из этих синагог. Можно сказать, что эти открытия послужили причиной того, что в области иудаики появилась новая дисциплина - исследование раннего еврейского искусства.
Стоит также отметить, что именно открытие огромного количества примеров этого раннего еврейского изобразительного искусства послужило основной причиной скептического отношения исследователей к картине еврейской религиозной жизни в период поздней античности, основанной на чтении раввинистической литературы. Можно без преувеличения сказать, что до того, как археологами были найдены здания, полы и стены которых были украшены мозаиками, фресками и рельефами, иллюстрирующими не только библейские темы и отражающими еврейские религиозные мотивы, но также включающими знаки зодиака и изображения языческих богов (всё это в тех самых местах, где создавалась раввинистическая литература - например, окрестности Тверии или Циппори), никто бы не осмелился предположить, что подобные синагоги могли когда-либо существовать. Раввинистическая литература содержит лишь завуалированные намеки на то, что какие-то маргинальные евреи позволяли себе нечто подобное, в то время, как мудрецы, в лучшем случае, занимали нейтральную позицию: "Во времена р. Йоханана разрешили (или: стали) делать изображения на стенах, и им не запретили. Во времена р. Абуна разрешили (или: стали) делать изображения на мозаиках, и им не запретили." (Иерусалимский Талмуд, Авода Зара 3:3, 42д).
Нет сомнения, что инициатива разрисовывать стены синагог и украшать пола мозаиками с изображениями языческих богов не происходила от самих мудрецов - ведь они осуждают и даже открыто запрещают многое из того, что мы находим в искусстве позднеантичных синагог.
Несмотря на то, что изначально синагоги не конкурировали с Иерусалимским Храмом, и не считались "святыми местами", с прошествием столетий и в условиях отсутствия Храма, они постепенно стали восприниматься как святыни - места, где покоится Шехина (שכינה т.е. Божественное присутствие), и даже как "маленькие Храмы" (מקדש מעט): «"И буду им маленьким Храмом" (Иез. 11:16). Сказал р. Ицхак: Это - синагоги и академии для изучения Торы в Вавилоне... Раба интерпретировал так: Что означает следующий стих Писания: "Господь, Ты был нам жилищем" (Пс. 90:1)? - Это синагоги и академии для изучения Торы. Сказал Абайе: Сначала я учился дома, а молился в синагоге. Потому как услышал, что (царь) Давид сказал: "Господь, возлюбил я жилище дома Твоего" (Пс. 26:8) - начал и учиться и молиться в синагоге» (Вавилонский Талмуд, Мегилла 29a) Многие исследователи связывают постепенное "освящение" синагог и их превращение в "святые места" с тем, что в них находились свитки Торы, а также с тем, что большая часть богослужения была тем или иным образом связана именно с Торой - чтение, изучение, проповедь и т. д. Нет также сомнения, что процесс "освящения" синагог в Византийский период получил дополнительный толчок вследствие того, что многочисленные церкви, построенные в это время, изначально воспринимались христианами в качестве "Храмов Божьих" и мест во всех отношениях святых. В этом контексте, так же как и в свете того, что христиане использовали факт разрушения Храма в качестве подтверждения того, что Бог отрекся от евреев и перешел на сторону христиан, неудивительно, что евреи, со своей стороны, стремились подчеркнуть святость синагог и божественное присутствие в них. Однако мы знаем, что не только евреи считали синагоги "святыми местами". Уже в конце IV в. мы слышим гневные проповеди Иоанна Златоуста в сирийской Антиохии, обескураженного тем, что многие христиане считают синагоги "святыми местами" - более святыми, чем свои собственные церкви.
И это - только одна тысячная часть того, что Вы услышите и увидите на экскурсии.
Программа:
День первый (пятница, 15 апреля).
Встречаемся в 9.00 на въезде в национальный парк Циппори. Осматриваем раскопки, включая древнюю синагогу.
Развалины синагоги в Арбель.
Развалины синагоги в Хоразине.
Синагога в Капернауме (Кфар-Нахум).
Ночуем на стоянке неподалёку от синагоги в Умм эль-Канатир на Голанах
День второй (суббота, 16 апреля):
Синагога в Умм эль-Канатир.
Синагога в Хаммат Тверия.
Синагога Бейт-Альфа.
Если успеем (маловероятно), можно расширить список до бесконечности.
Стоимость: 200 шек за два дня, 130 шек за один день.
Цена не включает: оплату за вход на объекты (Циппори, Хоразин, Кфар-Нахум, Хаммат-Тверия, Бейт-Альфа).
Что иметь с собой:
Спальник, пенку, палатку (последнее для желающих),
6 литров воды,
Головной убор, крем от загара, удобную одежду и обувь,
Мясо для барбекью (на вечер), и другие ништяки (например, спиртное) из расчёта на себя,
Еду на время экскурсии.
Передвижение на собственных машинах (если у Вас нет машины, постараемся организовать тремп за отдельную плату водителю).
Ориентировочное время окончания экскурсии: 17.00 в субботу.
На все вопросы отвечу по тел. 054-582-5846 (Кучер). Карта как добраться до Циппори (проще простого) будет выставлена в случае надобности. В качестве альтернативы могу объяснить по телефону.