Oct 01, 2014 20:35
Советская реальность странным образом зацепила разные поколения (подумать только - идеальная фраза, лишенная конкретики, и, стало быть, смысла). В сознании одних моих нынешних преподавателей, концертмейстеров - это была эпоха высокой культуры, не только музыкальной и исполнительской, но и духовной в их понимании, время еженедельных концертов в консерваториях, вечерних библиотек и прослушивания Вагнера на грампластинках в тесных комнатах общежития. В сознании других - эпоха парадоксальная, эпоха больших возможностей получения знаний и обучения сильной школе игры, но при этом несвободы, ограничения личности, подавления индивидуальности, нашедших выражение в гениальной, но такой болезненной музыке композиторов XX века - Шостаковича, Шнитке, Губайдулиной. Речь идет о тех, кому сейчас хотя бы 45. Я не беру в расчёт своих преподавателей с радиофиза, с инженерами всегда одни лишь нолики и единички - кафедра делилась четко на увлеченных лишь наукой скептиков и совершенно безумных стариканов, впадающих в невероятный бред, неофитов эзотерики, которые и точные науки уже преподавать не должны были, не то что вести околофилософские разговоры со студентами. Немного странно, когад поколение 20-летних испытывает ностальгию по той эпохе, которую не застало. Но это, впрочем, объяснимо - это неуловимая романтика ушедшего времени, убежденность, что что-то тогда было лучше, было иным. Это, наверняка, та же ностальгия, что мучила меня в мои 20 по слому девятнадцатого и двадцатого веков - время Кафки, Пруста, Бартока и Мухи.
Но что не так с моим поколением тридцатилетних (плюс-минус пять лет)? Разве не странно было первые пять лет свое жизни наблюдать лишь одни заседания партии на выпуклых экранах теливизоров? Разве не бесило их советское наследие - мерзнуть часами и в дождь и в снег, показательно встречая президента/премьера/еще черт разбери кого? Но, главное, разве не противно им было брать в руки любую советскую книгу, в предисловии которой что зингшпиль Моцарта, что абсурд Кафки находил свое обоснование в классовой борьбе, в несостоятельности буржуазного строя и зверином оскале капитализма? Разве не попадались им в руки книги Платонова?
Это все глупые вопросы с очевидными ответами, которые не устают терзать, тем не менее. И теперь меня мучит ностальгия уже не по девятнадцатому веку, а по ангельским лицам с картин Ботичелли и барочным мягким гармониям в музыке. Да, раньше было лучше, и после будет лучше. Только лишь сейчас всё не то.
зберiгайте спокiй,
местечковый музыкант,
квази,
обо мне не напишут