(no subject)

Nov 22, 2014 14:52

Ниже - ровно попытка описать самые важные впечатления (на самом деле впечатления; на самом деле самые важные - хотя, на первый взгляд, таковыми могли быть совсем другие, "более значительные" вещи) одного очень спокойного, усталого и ненасыщенного дня, бывшего ровно месяц назад, когда я после велией пьянки вернисажа навещала бабушку в санатории. на это и претендует, в том смысле и может быть интересным

вчера впервые видела запах - он простерся от проходящего мимо человека такими белыми горизонтальными линиями поперек дороги и только потом я его почувствовала (это были духи); потом, в метро села рядом с приятным странным немолодым некрасивым человеком (в связи с всем тем, что будет изложено ниже, меня возмутили его усики), везущего футляр с музыкальным инструментом, который не был мной идентифицирован; когда села, он читал молитву задержания (тут я конечно оживилась). Кто не знает - это очень серьезная молитва из молитвенника некоего Петра Могилы, которую рекомендуется произносить в самых крайних случаях и лучше по разрешению духовника; текст ее впечатляет. Например:

"Милосердный Господи, Ты некогда устами служителя Моисея, Иисуса Навина, задерживал целый день движение Солнца и Луны, доколе народ Израильский мстил врагам своим.
Молитвой Елисея пророка некогда поразил сириян, задерживая их, и вновь исцелил их.
...
И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы вокруг стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании.
Так и ныне, разруши злые хотения и требования всех осуждающих мя, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на мя, и всех хулящих и унижающих мя.
Так и ныне, наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих.
Не Ты ли вещал апостолу Павлу: говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла" (ну и т.п)

(появились вопросы), затем странный человек достал ноты tarantella for godfather nino rota и стал делать пометки для игры, ставить диезы и прочее по всем страницам. тут я слегка (может быть, даже дежурно) удивилась, но что ни говорите, не каждый день видишь ноты симпатичного именно тебе кинокомпозитора в метро; в этот момент ноты поползли слегка вниз, и на бумажке под ними стали видны следующие слова:

"наступает минута прощания, ты глядишь мне тревожно в глаза, ..."

и тут меня пробрал ужас

потому что, грешным делом, я, прямо скажем, не помнила слова марша "прощание славянки", и вся кипа чтения соседа неожиданно привела меня к мысли, что он едет играть на панихиду или куда-нибудь еще, а это - какие-нибудь ужасно неумелые, и оттого еще более жуткие вирши, обращение к покойному (кроме того, ниже я мельком успела увидеть еще и слово "припев", что добило окончательно: волнительна уже попытка кого-то обратится к покойнику неумелыми стихами (и скорее, всего, дребезжащим голосом), но попытка подключить к эту хор (а все-таки припев, учитывая наличие аккомпаниатора, сассоциировался у меня с хором) уже без шуток веет прекрасной древностью. (Позже я уверилась в мысли, что этот человек едет на какой-то религиозный праздник, и играть скорее всего будет в церкви). дополнительное совпадение состояло в том, что у меня в сумке на тот момент лежал временный "пенсионерский" телефон, на звонке которого стоял именно марш славянки (вдобавок монофония).

Первые строчки марша скрылись, потом сосед долго листал ноты тарантеллы и правил их. когда я покосилась на его чтиво в следующий раз, то попала как раз на тот момент, когда он отогнул ноты и стал читать нижнюю страницу - текст песни "Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей", который я когда-то пыталась переложить для своего цикла "Русский советский романс". Потом опять был открыт марш славянки (который, напомню, в тот момент я четко так и не идентифицировала, хотя правильные подозрения у меня уже появились), и, подогретая предыдущими откровениями, я с нарастающим изумлением прочитала весь текст
"идет солдатская звезда...", все такое, и даже оборотную сторону листка.

на его запястии был какой-то ремешок (часы? браслет? не помню), и что-то подозрительно напоминающее четки. я в сопоставлении была одета чересчур прилично (свободно драпирующуюся кофта цвета зари и широкие шелковые зеленые брюки),
зато рука была вся накануне изодрана котом, в царапинах (включая запястье). Рядом руки смотрелись интересно.
Вообще, к слову, руки - тема этого месяца, их взаимодействие, их взаимопожимание. "молча твои рученьки грею я и жму, не умею высказать, как тебя люблю", да.
когда в ответ на его волнение я сказала ему, какая остановка, он поблагодарил меня громким шепотом. вышли мы на одной. к этому моменту у меня уже было ощущение какой-то подлинности происходящего (но, важно, ни в коем случае не романтическое чувство). на эскалаторе он стоял сзади меня, потом мы вместе пошли и вышли. при выходе из метро он подошел и обратился ко мне, не знаю ли я, где находится Банный переулок. я сказала, что нет, и понеслась вперед догонять едущий троллейбус, слегка мучаясь знакомым названием, а потом вспомнила, что у меня есть карта этого района - достала, Банный переулок на ней был. я оглянулась с целью увидеть и бежать назад подсказать (редкий порыв, надо отметить), но в толпе его уже не было. Видимо пошел в другую сторону (к слову,зря, тк ему надо было бы в подземный переход).
пока разбиралась с немного неправильно объясненным мне транспортом (были спутаны номера и виды: троллейбусы-трамваи) то периодически озиралась, не видно ли. И, повторюсь, это было не любовное увлечение, никак, а скорее какая-то тоска по подлинной своей жизни, по разрешению какого-то пересечения, которое, казалось (казалось ли?) наверняка было недаром.

Следующее впечатление дня было, вкратце, таким:

Совсем недавно, в начале сентября, я столкнулась и пообщалась с человеком, принадлежащим к некоей общности людей, которую я, по всей видимости, до того времени идеализировала. разумеется, подтвердилась старая истина про то, что все зависит от качеств конкретной личности. в общем, вопреки ожиданию скорой, пускай и сдержанной, неяркой, но радости общение обернулось коротким ярким дистрессом. Несколько лет назад где-то была статья, где остроумно и довольно емко были описаны качества настоящего москвича - в частности, там утверждалось, что настоящий москвич всегда с восторгом воспринимает предложения поехать в глухую деревню (хоть ночью на такси с Красного Октября - особенно ночью на такси с Красного Октября), и вчера во время неожиданно случившегося просмотра фильма "Человек, который хотел стать королем" по Киплингу я подумала, что аналогию можно и расширить (конечно, с неизбежными при любой аналогии огрублениями, но ведь какие-то обогащения она тоже дает). В общем, что говорить, грешны, часть людей цивилизации склонна идеализировать менее развитые общества, мифологичность сознания их участников, их фольклор и т.д . А ведь при столкновении может быть такой же стресс и даже шок (и речь идет не о людоедских обществах о прочих, о которых мало что было заранее известно, а о тех, которые вроде как были почти лично знакомы, бальзам на душу и милы. Конечно, их фольклор и мифология все равно милы, и мысль сама по себе какая-то совсем нехитрая, однако такое сопоставление въяве как-то очевидно поставило перед фактом, что такой душевный опыт может быть. Может быть шок от зазора между представлением о и реальностью какого-либо человека (когда мы ждали чего-то положительного, опираясь на свое представление о группе, к которой он принадлежит - и, важно, он не выродок в этой группе, не отщепенец, а вполне себе полноправный ее член), может быть шок от такого же зазора и в области более примитивных обществ - да, мне безумно милы их верования, их фольклор, их ритуалы, даже в чем-то их быт, но при живом столкновении от каких-то вещей (мелочей или нет) может быть грубый шок.
вот опыт описания, передачи, вот попытка Вот какая-то маленькая часть реальных впечатлений дня

слова-словечки; пущай будет;

Previous post Next post
Up