Есть надежда на решение проблемы в Сирии

Dec 05, 2013 17:37


В Гааге открывается 18-я сессия Конференции стран-участниц Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Международной структуре, объединяющей 188 стран, предстоит решить ряд организационных вопросов и обсудить дальнейшие перспективы уничтожения сирийского химоружия.

На данный момент предполагается, что ликвидацию самых опасных веществ будут проводить США в море на специальном корабле с помощью процесса гидролиза (химическая реакция между определенным веществом и водой, приводящая к разложению молекулы вещества на более мелкие составляющие). Соединенные Штаты готовы взять на себя все финансовые расходы, связанные с этой деятельностью. Уже начали подготовку.

Что касается менее опасных химвеществ, то их уничтожение планируется поручить частным компаниям, которые выберет ОЗХО. Свою заинтересованность выразили в общей сложности 35 промышленных предприятий. Согласно планам ОЗХО, все химоружие должно быть вывезено из Сирии до 5 февраля 2014 года и уничтожено до 31 июня того же года.

Дипломатический успех России

Сложно поверить, что еще совсем недавно, три месяца назад США и страны Запада заявляли о готовности к силовому вмешательству в конфликт Сирии, продолжавшийся с марта 2011 года. Поводом к этому послужили появившиеся 21 августа сообщения об использовании химоружия на территории страны. По версии западных стран именно Башар Асад виновен в химатаке под Дамаском. США основывались лишь на докладе с "данных разведки". Тогда Белый дом направил в конгресс проект документа по Сирии, который предлагается принять законодателям. Обама, таким образом, формально запросил у палаты представителей и сената одобрение военной операции. Необходимость военного удара обосновывается в проекте документа тем, что действия сирийских властей являются нарушением международных норм, в частности конвенции о запрещении химоружия и резолюции 1540 Совета Безопасности ООН.

В итоге в решении сирийской проблемы выявились два подхода: военный и мирный. Столкновение этих двух подходов вскрылось в Совете Безопасности ООН. Когда в первых числах февраля 2013 г. западные страны внесли в СБ проект резолюции, нацеленный своим острием против сирийского правительства, Россия предприняла попытку предотвратить развитие событий по силовому сценарию. Она обратилась к партнерам по Совету Безопасности с просьбой отложить рассмотрение проекта на несколько дней с тем, чтобы дать возможность министру иностранных дел Сергею Лаврову и директору службы внешней разведки РФ Михаилу Фрадкову посетить Дамаск. Москва была убеждена в том, что после возвращения российской делегации принятие компромиссной резолюции было бы вполне достижимо.

Однако России не дали такой возможности. США настояли на незамедлительном проведении голосования по проекту резолюции западных стран. «Видно, им было важнее отвлечь внимание от деятельности вооруженных групп, чем достичь консенсуса в Совете Безопасности», - пояснил публично Лавров. В результате проект резолюции был заветирован Россией и КНР. По словам главы МИДа, в отказе подождать до возвращения его и Фрадкова из Дамаска «проявилось явное неуважение».

В пользу силового решения выступил ряд западных стран плюс Саудовская Арави и Турция при ведущей роли США. Выразителями второго подхода стали, в первую очередь, Россия и КНР.

Считается, что переломным моментом в вопросе авиаудара по Сирии стала саммит G20, который прошел в Санкт-Петербурге.  4-5 сентября 2013 г. Владимир Путин предложил взять химическое оружие Сирии под международный контроль.По сути такой неожиданный дипломатический ход повернул решение проблемы в Сирии в мирное русло. Президент США реагировал позитивно. Это была сенсация глобального значения. 9 сентября Лавров заявил, что убедил Сирию передать и уничтожить химическое оружие, т.е. сирийское руководство поддержало план России. Более того, Сирия незамедлительно направила в ООН документы о присоединении к Конвенции о запрещении химического оружия.

В своем выступлении перед американским народом 10 сентября Обама попросил Конгресс отложить голосование по вопросу о нанесении военного удара по Сирии. Он заявил, что готов вместе с Москвой и Советом Безопасности ООН работать над предложением о постановке сирийского химического оружия под международный контроль.Россия, опираясь на Совет Безопасности ООН, переключила военный вариант сценария в Сирии на переговорный. Российскую инициативу по мирному урегулированию сирийского конфликта поддержал Китай.

Позже в середине сентября министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри на переговорах в Женеве предоставили согласованный план действий из шести пунктов, который предусматривает:

  • достижение согласия по поводу количества и типов химического оружия в Сирии и быстрое помещение его под международный контроль;
  • представление Сирией в течение недели полного списка своего химического арсенала;
  • быстрое уничтожение этого арсенала в соответствии с процедурами, предусмотренными Конвенцией о запрещении химического оружия;
  • предоставление Сирией немедленного и неограниченного доступа инспекторам на все объекты;
  • уничтожение всего химического оружия (в случае необходимости оно сначала вывозится за пределы Сирии);
  • предоставление логистического содействия со стороны ООН. Выполнение этих условий будет обеспечено методами, предусмотренными в главе VII Устава ООН.
  • Кроме того, была достигнута договоренность о созыве мирной конференции по сирийскому урегулированию, получившей название "Женева-2", которая намечена на 22 января 2014 года.

В конце сентября 2013 г. Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию по уничтожению оружия массового поражения в Сирии, а Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) утвердила план по его ликвидации.

Конфликт в Сирии

Началом гражданской войны в Сирии можно считать протестные акции, которые стимулировались примером "арабской весны" (волна демонстраций и путчей, начавшихся в арабском мире 18 декабря 2010 года). Начались в марте 2011 г. с демонстраций против произвола полиции в небольшом г. Дараа (50 тыс. жителей), расположенном на границе с Иорданией и Израилем. Они распространились на другие города Сирии, где манифестанты требовали улучшения условий жизни и социально-экономических реформ. Вскоре выступления протеста переросли в столкновения с силами правопорядка и призывам к свержению правящего режима.

Президент Башар Асад объявил о предстоящем проведении реформ в социально-экономической и политической сфере. Затем в Дамаске и в ряде других крупных городов Сирии прошли митинги и демонстрации в поддержку руководства Башара Асада. Однако антиправительственные манифестации и столкновения с полицией продолжались и принимали все более ожесточенный характер. Причем наиболее непримиримое противостояние с силами правопрядка происходило в тех городах, где изначально были представлены оппозиционные силы, прежде всего исламистские (такие города, как Хама, Хомс, Джиср аш-Шухур), которым активно оказывалась помощь из-за рубежа, в том числе в создании вооруженных антиправительственных группировок.

Кто и на что воюет в Сирии

По мнению президента Сирии военные действия в его стране прекратятся тогда, когда закончится иностранная поддержка террористических групп. Главным спонсором террористической войны в Сирии Башар Асад считает Саудовскую Аравию, выплачивающая каждому джихадисту жалованье - 2 тысяч долларов в месяц.  Асад заявил: "Саудовская Аравия возглавила самую масштабную операцию вандализма в арабском мире".

У "сирийских повстанцев" - современное высокоточное оружие, противотанковое, тепловизоры, великолепные снайперские винтовки и многое другое, преимущественно - турецкого производства. Не слишком ли жирно для дезертиров и беглецов? Но самое главное - сама организация боевых действий. С конца июня ситуация в Сирии изменилась коренным образом. Асад столкнулся с высокопрофессиональной штабной культурой планировщиков боевых действий, на которую не способны дезертиры капитанско-майорского уровня. Они хорошо спонсируются Саудовской Аравией и Катаром.

Саудовская Аравия поддерживает в Сирии салафитские группировки, и прежде всего "Джабхат ан-Нусра", которая, кстати, находится в американском списке террористических организаций. В Иордании, которая имеет с Сирией протяженную границу, американцы на деньги саудитов тренируют в специальных центрах боевиков. Именно через Иорданию в Сирию поставляется большое количество оружия. Поставки производятся регулярно при поддержки ЦРУ. В сентябре лондонская "Times" сообщила, что "под контролем ЦРУ из Саудовской Аравии и других арабских стран сирийским мятежникам стало поступать новое оружие, которое должно помочь им в наступлении после планируемого американского бомбового удара. Арабские государства Персидского залива на срочных переговорах с координаторами от Свободной сирийской армии пообещали снабдить её противотанковыми и зенитными ракетами, а также обычным стрелковым оружием".

Саудовская Аравия главный, но не единственный спонсор войны в Сирии. От нее старается не отставать Катар, который поддерживает сирийских "Братьев мусульман". Эта группировка боевиков считается наиболее радикальной и хорошо оплачиваемой. Наряду с Катаром "Братьев мусульман" предпочитает финансировать еще и Турция.

Также боевикам в Сирии бороться с режимом Асада помогают США. В середине июля госсекретарь США Джон Керри сообщил о крупных поставках вооружения в страну. Официальный представитель Пентагона Джордж Литтл тогда заявил, что США будут искать возможности для оказания военной помощи сирийской оппозиции, несмотря на сопротивление ряда членов конгресса.

Примерно за неделю до встречи с Лавровым, на которой они придут к решению о созыве "Женева-2", 4 сентября Джон Керри на слушаниях в конгрессе заявил, что арабские страны предложили взять на себя расходы по возможному силовому вмешательству США в Сирию. "Что касается того, что арабские страны предложили взять на себя стоимость и оценить (ее), ответ - да, действительно. Они предложили. Это предложение рассматривается", - сказал Керри.

Командир "восточного фронта" Сирийской свободной армии (ССА) утверждает, что командующий состав ССА периодически встречается с представителями разведслужб Саудовской Аравии, Катара, Иордании и США. "Офицеры разведывательных служб арабских и иных государств встречаются с командирами ССА и расспрашивают их о принадлежности (к той или иной группировке), а также о воюющих в Сирии экстремистских группировках", - сообщил аль-Джамаль, добавив, что "в Сирии действуют шпионы этих разведслужб, которые обеспечивают ССА информацией".

Сирийская оппозиция, которая хочет убрать Башара Асада - в своей большинстве наемники. примерно расклад сил такой. Асад воюет не с сирийцами, а с Саудовской Аравией, катаром и англо-американскими элитами, ведущими боевые действия руками международных террористов:

▪ Братья мусульмане (7 тысяч человек) - поддержка США, Катара;

  • Фронт аль-Нусра (Аль-Каида) - 6 тысяч боевиков - финансирует Саудовская Аравия;
  • Исламский фронт (включает в себя семь исламистских оппозиционных группировок, в т.ч. "Ахрар аль-Шам", "Сукур аль-Шам", "Исламская армия" и "Бригады Таухид" - около 15 тысяч человек) - поддерживается Аль-Каидой и странами НАТО;
  • Сирийский национальная коалиция (30-40 тысяч человек) - финансовая поддержка со стороны западных стран (Франции, США и других) и стран Персидского залива, а также Турции Лива ат-Таухид;
  • Отряды народной самообороны, Курды (10-15 тысяч человек) - поддерживается курдами в Турции, Иране и Ираке;
  • Фатх-аль-Ислам (200 боевиков) - поддержка стран Персидского залива.


Интерес России

Россия имеет в Сирии стратегический и экономический интерес.  Сирия является единственным союзником России в арабском мире. Отношения двух стран достаточно доверительные. В 1980 году подписан советско-сирийский договор о взаимном сотрудничестве. С того времени они только укрепляются.  Геополитическое значение Сирии для России во многом обусловлено наличием единственного для нас выхода в Средиземное море.

Порт Тартус

Порт Тартус в Сирии - это единственный за пределами бывшего СССР российский пункт материального обеспечения Военно-морского флота РФ, в котором обслуживаются российские военные корабли в Средиземном море. С 1971 года там осуществляется ремонт кораблей, снабжение их топливом и расходными материалами. В случае если будет свергнут Башар Аль-Асад и к власти придёт прозападный лидер, соглашение о аренде порта будет расторгнуто, а вместе с тем мы потеряем и возможность отстаивать свои интересы благодаря нашему флоту на юге Европы, на Севере Африки и на Ближнем востоке.

Газовый интерес

Катар хочет перекрыть экспорт российского газа в Европу, чтобы стать монополистом. Катар сейчас является крупнейшим поставщиком сжиженного природного газа в Европу. Ему принадлежит более четверти рынка. И поставки только наращиваются. Скоро катарский газ получит Польша, начались переговоры о поставках в страны Балтии и на Украину. Доха уже создала "Газпрому" проблемы в Европе. Но с ростом поставок катарцам понадобится труба. И пройти мимо Сирии они не смогут. После расправы с Сирией, второй тайной целью Катара будет отрезать от рынка Иран, который располагает, по последним данным, самыми большими запасами газа в мире. Это 16% мировых запасов, которые оцениваются в 33,6 трлн кубометров газа - больше нет ни у кого.

Есть у России в Сирии и экономический интерес. В 2010 году объем российского экспорта в Сирию составил 1,1 млрд. долларов. Инвестиции в страну превышают 20 млрд. долларов, преимущественно благодаря экспорту российского вооружения. Сирия покупает у России истребители Миг-29, учебно-боевые самолеты Як-130, системы ПВО "Панцирь»"и "Бук", береговые комплексы "Бастион", противокорабельные ракеты П-800 "Яхонт".

Получается, что Сирия важна для России по многим параметрам, она является стратегическим союзником. Лишившись Сирии как союзника, наш флот потеряет порт Тартус и возможность эффективно и постоянно действовать в Средиземном море. Мы потеряем многие миллиарды из-за прекратившегося военно-экономического сотрудничества между нашими странами. Ещё большие, не поддающиеся подсчёты сумму мы потеряем в течении нескольких лет после того, как по территории Сирии пройдёт трубовопровод газа в сторону Европу. Сирия - козырь в рукаве, который позволяет нам сейчас отстаивать свои интересы в Европе.

Гуманитарная катастрофа в Сирии

Взрывы и стрельба в сирийских городах не стихают. 28 ноября минометному обстрелу подверглось здание посольства России в Дамаске. Погиб один сириец, девять человек ранены. Граждан России среди пострадавших нет. Из-за сложной ситуации в Сирии многие страны - к примеру, Франция, Нидерланды и ряд арабских государств, ещё в прошлом году отозвали свои посольства. Хотя надо отметить, что сирийское правительство делает всё возможное, чтобы обеспечить безопасность мирных жителей и дипломатических миссий. Но для стопроцентной безопасности нужно уничтожить группировки боевиков в пригородах Дамаска, считает эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серёгичев: "Нужно зачистить пригороды. А это опасно для мирного населения, потому что боевики прячутся за их спинами. Правительство Башара Асада и военные оставили эти средства на потом. Они стараются действовать другими методами: засадами и так далее, чтобы избежать жертв среди населения. Это очень актуально в контексте уничтожения химического оружия, чтобы не дать боевикам повода упрекнуть правительство в том, что оно уничтожает мирное население".

Во время гражданской войны в Сирии погибло огромное количество детей - более 11 тысяч детей. Такие данные опубликовала британская неправительственная организация Oxford Research Group. Большая часть детей погибла при взрывах и бомбардировках. Почти тысячу настигла пуля снайпера, а около ста малолетних не выдержали пыток. Пока в Сирии продолжается вооруженный конфликт, уберечь от гибели детей и мирное население в целом не представляется возможным.

Ужасает, что дети становятся не только жертвами массированных атак, бомбардировок и минометных обстрелов. Как выяснилось, сотни маленьких жителей Сирии были убиты специально - расстреляны, зарезаны, замучены. Сирийские мятежники видят в них своих врагов и поступают соответственно, подчеркивает эксперт по проблемам Ближнего Востока Семен Багдасаров.

Некоторое время назад страны Запада серьезно рассматривали возможность нанесения военного удара по Сирии, чтобы ослабить правительственные войска и дать возможность противостоящим режиму Асада боевикам добиться своих целей. Операцию планировали краткосрочную, с воздуха. В тот момент США и их союзники принимали неизбежные потери среди мирного населения, в том числе детей, как данность. Спасти жизни маленьких сирийцев может только мир. Не победа одной силы над другой, а добровольное решение сторон сложить оружие и урегулирование разногласий за круглым столом.

Также существует проблема с беженцами из Сирии. Россия недавно перевела 10 млн долларов в помощь беженцам в Ливане и Иордании, которые с трудом справляются с наплывом гражданских лиц из Сирии. "Народ страдает, и очень серьезно", - говорит Сергей Лавров. "Огромное количество беженцев. Еще большее количество перемещенных лиц внутри Сирии. Им нужно доставлять гуманитарную помощь. Мы это делаем по самым разным каналам. Буквально на днях самолетом была доставлена очередная партия медикаментов. До этого многократно осуществлялись рейсы самолетами МЧС для доставки продовольствия, палаток, отопительного оборудования, тех же медикаментов и прочего необходимого для людей, которые снялись со своих мест".

Парламентская ассамблея Совета Европы называет ситуацию в лагерях сирийских беженцев катастрофической. По словам российского сенатора Игоря Морозова, члена российской делегации в ПАСЕ в настоящее время за рубежом находятся около 2 миллионов 200 тысяч сирийских беженцев, в основном это женщины и дети. Внутри страны свыше 5 млн сирийцев покинули свои дома и города.

По данным ООН, к настоящему времени, начиная с марта 2011 года, более 2 млн. человек покинули Сирию - это при том, что население страны составляет 22,5 млн. чел. Год назад число беженцев из Сирии составляло 230 671 человек. Геометрическая прогрессия налицо: по статистике каждые 15 секунд один сириец становится беженцем. Наравне с внешними беженцами есть ещё и беженцы внутренние: более 5 млн. человек вынужденно покинули свои дома и переехали в другие места в самой Сирии. Таким образом, общая численность сирийских беженцев составляет 7 млн. чел., т.е. треть населения страны!

В настоящее время сирийских беженцев принимают соседние с Сирией страны: Ливан - 716 тыс.чел., Иордания - 515 тыс.чел., Турция - 460 тыс.чел., Ирак - 168 тыс.чел. Однако несмотря на помощь Евросоюза и России, имеется только 47 % средств для удовлетворения потребностей беженцев. Если страны-соседи не справятся с наплывом беженцев, то беженцы отправятся на Кипр и далее в Европу.

Подготовка к конференции"Женева-2"

Усилия по урегулированию кризиса в Сирии и вокруг нее не прекращаются. Появилась большая надежда на то, что пик угрозы позади. Сейчас мы видим, что идет подготовка к мирной конференции по Сирии "Женева-2". Для того, чтобы переговоры были конструктивными и имели результат, должны присутствовать все стороны конфликта: официальная власть и оппозиция.

Как сообщил помощник генсека ООН Пан Ги Муна Женева-2" пройдет 22 января 2014 года. Сергей Лавров подтвердил это заявление, добавив, что "можно это сделать было гораздо раньше, если оппозиция ощущала бы ответственность за свою страну и не выдвигала предварительные условия, когда мы собирались в сентябре, октябре, ноябре… И каждый раз были условия: либо Асад должен был исчезнуть, либо нам нужно восстановить военное превосходство». Лавров добавил, что это политический эгоизм, а не забота о своей стране, и что сторонам нужно "сесть и договориться".

Позиция России неизменна - необходимо созывать "Женеву-2" без каких-либо предварительных условий, и ждать, когда все эти условия материализуются, значит, фактически пускать ситуацию на самотек, заявил министр иностранных дел РФ. "Не будет никогда идеальных условий, и те, кто говорит, что нужно дождаться, пока какой-то военный баланс на местности установится, либо те, кто говорит "вот когда перестанет поступать извне любая помощь любой стороне", либо когда назовут дату ухода (президента Сирии Башара) Асада, - это все делается, по моему мнению, с неблаговидной целью - затруднить, а то и вообще сорвать проведение конференции", - сказал Лавров.

В конце ноября представитель Национальной коалиции и Сирийского национального совета Абдель Вахед Эстифо заявил, что сирийская оппозиция сможет сформировать единую делегацию для участия в международной конференции "Женева-2".  "Национальная Коалиция соединяет разные политических группы, у Национальной коалиции своя политическая программа и свои цели, одна из этих целей - это уход Башара Асада. И любая партия или оппозиционная сторона, которая находит себя в рамках нашей программы, становится частью коалиции, поэтому, думаю, что сформировать одну единую делегацию для участия в "Женеве-2" не должно быть сложно", - сказал он.

Россия неоднократно заявляла, что в мирной конференции по Сирии должны быть представлены все страны региона, способные оказать влияние на разрешение ситуации, а также все сирийские политические силы - как действующий режим, так и представители оппозиции. Глава МИД РФ Сергей Лавров отмечал, что Россия считает необходимым участие в "Женеве-2" представителей всех направлений ислама. По его словам, сирийский кризис имеет ярко выраженное внутриисламское измерение, поэтому "представительство всех направлений ислама принципиально важно". К 22 января 2014 года Россия надеется собрать за одним столом все стороны конфликта.

Основной целью конференции «Женева-2″ заявлена попытка достичь политического решения сирийского конфликта через всеобъемлющее соглашение между правительством Сирии и сирийской оппозицией о полном выполнении коммюнике «Группы действий» от 30 июня 2012 года. Первая международная конференция по Сирии - «Женева-1″ - состоялась 30 июня 2012 года. Она была проведена в рамках «Группы действий по Сирии». Эта структура была создана по инициативе тогдашнего спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств по Сирии Кофи Аннана. Для участия в работе этой конференции были приглашены представители внешнеполитических ведомств пяти стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН - Великобритании, Китая, России, США и Франции, а также Турции, Ирака, Кувейта и Катара (Иран не был приглашен). В консультациях также приняли участие представители верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Результатом встречи стало Женевское коммюнике «Группы действий», в котором были зафиксированы основные принципы урегулирования конфликта. Среди них - создание переходного управляющего органа, сформированного на основании консенсуса и включающего как членов нынешнего правительства, так и оппозиции и других групп; возможность пересмотра сирийской конституции; проведение президентских и парламентских выборов; формирование новых органов государственной власти. Среди содержащихся в документе пунктов отсутствует положение, в котором отказ Башара Асада от власти выдвигался бы в виде непременного условия для запуска политического переходного процесса в Сирии.  После «Женевы-1″ ее участники договорились о проведении встреч на уровне послов, однако назначенное на 17 августа 2012 года в штаб-квартире ООН заседание группы, созываемое по инициативе России, было отложено. По итогам этих консультаций Россия рассчитывала принять заявление, устанавливающее конфликтующим сторонам в Сирии срок для прекращения огня и начала мирных переговоров.

Previous post Next post
Up