Feb 07, 2014 05:43
На фоне событий на Украине, Евросоюз ускоряет процесс подписания соглашения об ассоциации с Грузией. Договор будет подписан до конца лета, а именно в августе. Это раньше намеченного срока.
В Европейском союзе призывают грузин принять "антидискримационное законодательство", другими словами права меньшинств. 4 февраля, когда премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили встречался в Брюсселе с председателем Евросовета Херманом ван Ромпей, тот сказал, что Грузии необходимо обеспечить политический плюрализм, свободу СМИ и независимость судебной системы. Для этого 6 февраля в Грузию приехал генсек Совета Европы Турбьерн Янгланд. Он привез с собой план действий СЕ для Грузии.
В план вошли проекты 2013-2015 года, цель которых сотрудничество Совета Европы с правительством Грузии в сфере прав человека, демократии и верховенства закона: защита прав человека, независимость и эффективность правосудия, реформа полиции и пенитенциарной системы, свобода СМИ, выражения и собраний, справедливые и свободные выборы, местная демократия, толерантность и антидискриминационная политика, механизмы восстановления доверия.
Также Ромпей заявил, что "Евросоюз поддерживает территориальную целостность Грузии" и постарается помочь "разрешить конфликт" с Абхазией и Южной Осетией - республики, признанные независимыми Россией от Грузии.
Вернемся немного назад. Грузия взяла курс на евроинтеграцию после прихода к власти Михаила Саакашвили. Начиная с 2006 года риношения между ЕС и Грузией только укрепляются даже несмотря "пятидневную войну" Грузии с Россией 2008 года. В 2009 году ЕС создает программц "Восточное партнерство", в рамках которой "укрепляется демократия в странах -участницах". Изначально было 6 постсоветских республик, которые должны были сначала в конце ноября 2013 года на саммите в Вильнюсе парафировать соглашение об ассоциации с ЕС, а позже и подписать его. Но остались только три республики: Грузия, Молдова и Азербайджан. Россия обвиняется в давлении на Украину, Армению и Белоруссию, которые отказались что-либо подписывать с ЕС.
И сейчас европейские чиновники "опасаются за Грузию" в частности, потому что она может оказаться под давлением России, которая "после Олимпиады возьмет курс на сохранение влияния на постсоветстком пространстве". Об этом пишут в The Wall Street Journal. "Чтобы поощрить Грузию и помочь стране установить более тесные связи с Европой, европейские лидеры соберутся на инвестиционной конференции в Брюсселе в июне с целью призвать бизнесменов вкладывать деньги в страну", - пишет газета.
По мнению руководителя Центра европейских исследований Кахи Гоголашвили, раньше для ЕС темпы не имели значение и приоритетным был окончательный результат. "Теперь, - говорит эксперт, - темпы тоже имеют значение, так как мы имеем факт резкой активизации геополитического противника - России, которая фактически ведет холодную геополитическую войну. Поэтому Европа иногда должна ускорить свои действия, за счет каких-то моментов, которые в целом очень важны для ЕС, но в данный момент от них следует отказаться".
Если обозначить в двух словах одну из главных причин продвижения ЕС на Восток - отделение постсоветстких республик от экономического и политического влияния России. В расчет не принимаются экономические потери от изоляции с Россией. Подписав соглашение с ЕС Грузия не сможет без разрешения Европейской комиссии принимать решения в области торговой политики, технического и таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, предоставления субсидий и государственных закупок. Она будет соблюдать директивы ЕК. При этом ассоциированные государства не получают никаких прав участия в разработке и принятии норм регулирования, они должны их слепо выполнять, невзирая на любые издержки. Также они обязуются участвовать под руководством Европейского союза в урегулировании региональных конфликтов.
На съезде "европейских консерваторов" в Бухаресте в 2012 году председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что Евросоюз в целом и еврозону в частности спасет исключительно повышение уровня интеграции - прежде всего, финансово-экономической, с контролем над национальными банками и параметрами государственных бюджетов. "Европейский союз является не причиной проблем, а необходимым средством их решения". Баррозу добавил, что "необходимы ответственность, солидарность, дисциплина и конвергенция", а также "уважение европейских правил". Как правило, "уважение европейских правил" дорого обходится странам, подписавших документы об ассоциации или о вступлении в ЕС: экономики падают с большим грохотом, закрываются лидирующие предприятия, размножается безработица. Уровень жизни и настроения простых людей резко ухудшается.
Одной из главных проблем стран Евросоюза является безработица, Она составляет 12%, это около 19 млн граждан. При этом статистика не учитывает миллионы европейцев, которые отказались от поиска работы. Они живут на пособия. Максимальный уровень безработицы по-прежнему отмечается в Греции (27,8 %) и в Испании (25,8 %), а наименьший - в Австрии (4,9 %), Германии (5,1 %) и Люксембурге (6,2 %).
Помимо безработицы, существенной проблемой стран региона остаётся крайне высокий уровень государственного долга. По итогам первой половины 2013-го, госдолг 28 стран ЕС составил 86,8% ВВП, а у 17-ти стран Еврозоны он достиг 93,4% ВВП. На фоне существенных политических и социально-экономических проблем совокупный ВВП стран ЕС прироста не дал.
За счет кого лидирующие страны ЕС держатся на плаву? За счет новых республик, одурманенных обещаниями о безвизовом режиме и финансовой поддержкой ЕС. В реальности же никакого безвизового режима не будет, да и финансовую поддержку оказывается ЕС от стран, вставших на путь евроинтеграции или уже подключившись к союзу.
Стоит только сравнить жизнь до ЕС и после в Прибалтике. В Латвии уничтожены радиоэлектронная промышленность и автомобилестроение. В Литве из-за квот на производство молока рядовые жители практически перестали держать коров, поголовье сократилось в четыре раза. По требованию европейского начальства закрыта Игналинская АЭС, из-за чего Литва стала страной, зависящей от импорта электроэнергии (притом что для демонтажа станции нужно еще более 1 млрд евро). В Эстонии поголовье скота уменьшилось в пять раз, сельское хозяйство переориентировано на производство биотоплива. Остановлены машиностроительный и завод им.
В отличие от европейского интеграционного процесса, который предусматривает образование наднациональной государственности со всеми атрибутами и ветвями государственной власти, руководители России, Белоруссии и Казахстана четко очертили границы евразийской интеграции, сосредоточившись исключительно на торгово-экономических вопросах. В задачи не входит ни введение общей валюты, ни формирование наднационального парламента, ни переход к единому паспортно-визовому режиму. В этом осторожность глав новых независимых государств, которые с опаской относятся к политизации интеграционного процесса. Доминирование в нем мотивов экономической целесообразности гарантирует устойчивость формируемого Евразийского экономического союза. В рамках такого подхода наднациональный орган не претендует на самостоятельную политическую роль, его функции ограничиваются согласованием принимаемых решений с национальными правительствами. Для этого он должен быть прозрачным, компактным и подконтрольным создавшим его государствам. Взаимное уважение национального суверенитета принципиально отличает идеологию евразийской интеграции от всех предыдущих моделей, включая европейскую, советскую или имперскую. Она исходит из философии евразийства, основы которой были заложены русскими мыслителями прошлого века, рассуждавшими о формах объединения народов бывшей Российской империи.
Грузия - Запад,
Грузия евроинтеграция,
Грузия в ЕС