Вот читаю в эссе Гая Давенпорта о Людвиге Витгенштейне: «Нельзя сказать, что даже перед смертью он пришел к пониманию числа 2. Два чего? Два предмета должны быть идентичны, но если идентичность имеет какой-то смысл, это абсурдно. В одной из Zettel (мысли, записанные на клочках бумаги и найденные только после смети философа) высказывается недоумение насчет того, что может означать фраза «дружеская рука».
В другой- является ли отсутствие чувства чувством. Еще в одной- есть ли у печки воображение, и что значит утверждать, что у печки нет воображения». И еще: «Он ничего не утаивал в рукаве, ему было нечему учить. Мир был для него головоломкой, большой чушкой непрозрачного чугуна. Можем ли мы о чушке думать? Что такое мысль? Что значит «можем», или «мы можем», или «мы можем думать»? Что значит «мы»? Что значит искать значения «мы»?Если мы ответим на эти вопросы в понедельник, действительны ли эти ответы во вторник? И если я вообще на них отвечу, думаю ли я этот ответ, верю ли в ответ, знаю ли ответ или воображаю ответ?»
Это ли не крах всей западной философии и интеллекта как способа познания мира?
++++++++++++++++++++++++++++
Всю неделю Антон Адасинский представляет свое «Евангелие» на сцене актерского клуба «Антресоль». Мне удалось купить билеты только на два первых дня. Я года два хожу в театр постоянно и много чего повидала, но ТАКОГО воздействия не оказывало на меня еще ни одно представление. Никогда не думала, что происходящее на сцене может реально изменять состояние сознания, действительно оказывать воздействие на психо-физиологическом уровне. Т.е. не только на уровне впечатлений, чувств, ума и т.д., а действовать подобно наркотикам и вводить в состояние реального транса, который длился у меня часа два после спектакля, а потом прошел. Это было столь явно и необычно, что списать это просто на эмоциональное состояние невозможно.
Свет, звук, огонь, запахи, а главное, видеть вблизи Антона с его потрясающей пластикой, мимикой и энергетикой- невероятно. Мистерия о рождении нового Адама, который…
По-моему, это воплощение мечты Антонена Арто о театре непосредственного воздействия, «театре жестокости», вычленении мистериальной составляющей жизни из череды повседневности. Это уже не культура как искусственная надстройка над жизнью, когда идешь в театр, чтобы отвлечься, развлечься или подумать о высоком, пережить эмоциональный всплеск. Это сама жизнь при условии, что твои чувства достаточно развиты в том смысле, что тогда такое представление-мистреия может пробудить подобно дзенскому удару палкой.
В общем, слова бессильны…