Застольные разговоры у русских почти никогда не соответствуют стандартам разговоров, принятых японцами: то есть, для войны, денег и болезней застолье - самое время.
Катализатором очередного разговора может стать что угодно: слово, движение, отблеск люстры в бокале с вином… В этот раз им стал анекдот:
«Поймал мужик золотую рыбку. Рыбка и говорит: «загадывай желание». Мужик подумал-подумал и (по дури, не иначе) пожелал: «хочу стать героем!». И в тот же миг очутился он один в поле напротив трех танков с одной гранатой в руках…».
И тут дедушка, светлая ему память, начал разговор:
- Был у нас начальником военной кафедры один боевой офицер, герой Советского Союза, фамилия была у него еще такая запоминающаяся - Мархеев. И однажды мы спросили его, за что он этого героя получил…
А дело было так.
На момент боев в Сталинграде ему было что-то около 20 лет. И когда оказалось, что город больше не прикрыт, его, Мархеева, с тремя танками и экипажем послали в разведку. Техники не хватало, самолетов в том числе. Карт не было. Куда точно идти - тоже почему-то никто не сказал. А максимум пройденного пути танком где-то около 350 километров. Если по бокам бочки с топливом - то еще где-то километров двести есть в запасе.
Прошли эти три танка с экипажем около 200 километров. Пора уже и назад поворачивать. И вот ночь, темно - хоть глаз выколи, экипаж клюет носами, и вдруг показалось будущему начальнику военной кафедры, что впереди какие-то пятна. Послал он человека посмотреть поближе, что же это такое. Человек этот возвращается через некоторое время с совершенно квадратным лицом и сообщает:
- Немцы.
- Спереди?
Кивок.
- А сзади?
- Тоже немцы.
Каким образом так получилось - никто не знает, и вряд ли уже когда-нибудь узнает, но, так или иначе, эти три танка с горсткой людей оказались фактически в составе танковой колонны, идущей на город. Все понимали, что как только расцветет - расстреляют к такой-то матери.
Повисло гробовое молчание. Как быть?
И тут товарищ Мархеев, крепко подумав, принимает, пожалуй, единственно верное, и, без сомнения, гениальное решение.
- Так, - командует он, - сейчас останавливаемся, делаем по выстрелу в разные стороны и сваливаем вниз, в туман.
Танки успевают сделать по паре-тройке выстрелов в каждую сторону и уходят.
А немцы разворачиваются и начинают палить друг в друга.
Ведь темно - хоть глаз выколи.
Пока разобрались что к чему, прошло некоторое время.
А Мархеев успел дойти до штаба и доложить, что к городу движется танковая колонна в количестве до хрена и больше.
За что Героя и получил.