20 лет без КИНО.
20 лет Памяти.
«Звезда по имени Солнце»
7 число осеннего месяца октября не отличалось какой-либо особой оригинальностью: не было обнаружено ничего такого, что могло бы дать лишний повод фанатам группы «КИНО» выступить на тему глобализации таланта Виктора Цоя относительно всего мира. Да, в сущности, это и не важно, важно - другое…
Всем известна простая фраза о том, что «музыкант жив, пока помнят его музыку». И, наблюдая в этот вечер за наполненным людьми СК Олимпийским, было бы просто кощунством не согласиться с ней.
«Как же так! - недоумевали многие, - эта музыка и эти песни были написаны еще до вашего рождения!»
Действительно, творчество Виктора Цоя было взрывом в первые перестроечные годы. Люди, впервые услышавшие эти ни на что не похожие песни, рассказывали, что «застывали и никак не могли понять, что же это такое и почему, в конце концов, перехватывает дыхание, и катятся по щекам слезы?». А все очень просто: «белый снег» и «серый лед», «война - дело молодых, лекарство против морщин»…
И мне всегда было понятно то, почему так трепетно к группе «КИНО» относится старшее поколение. Но почему же две трети зала состояло из молодых людей 15-20 лет, большинство из которых вообще появились лишь после смерти музыканта? Только ли в том дело, что Виктор Цой поднимал в своих песнях те вечные вопросы, на которые молодые люди все времена искали ответы? Ведь вряд ли кто на самом деле задумывался о том, какие литературные и музыкальные приемы использованы в простеньких гитарных мотивах и цепочках слов…
Я не берусь ответить на этот вопрос. Это было бы как то… пошло. А опошлять то, что является для многих в буквальном смысле святым, - я не имею никакого морального права. В конце концов, важно лишь то, что 7 октября в 20.00 в одном месте собралось огромное количество людей, для которых эти песни родные настолько, что и помыслить без них свое существование трудно в принципе.
«Это странное место - Камчатка!»
Константин Кинчев - солист группы «Алиса» выступил первым, в буквальном смысле подняв зал, и последующие группы старались держать планку, хотя и не у всех это получалось. Первое, что меня сильно удивило - это оркестр. Думаю, я не ошибусь, если скажу: никто и представить себе не мог, что «КИНО» в оркестровой обработке будет звучать так потрясающе красиво и захватывающе. Оркестру, расположившемуся на краю, рукоплескали ничуть не меньше, чем остальным участникам концерта. А уж когда солистка группы «Мельница», Хелависа, сыграла гитарное соло на ирландской арфе… Исполняла она, кстати, "Красно-желтые дни", и это было одно из лучших выступлений.
А Диана Арбенина? Зал замолк на 16 строк и безмолвствовал, затаив дыхание, пока не стихла последняя фраза стихотворения: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать»… Действительно, эти стихи «стоят, чтобы чуть-чуть помолчать».
Но, конечно, как и на любом другом концерте, без казусов не обошлось. Третьим на сцену вышел… Гоша Куценко. Пополз недовольный шепоток о полном отсутствии связи между ним и Виктором Цоем, а после выступления кинозвезды у зала сложилось коллективное впечатление, что весь СК Олимпийский попал на массовое караоке… Этот, с вашего позволения, казус все-таки подтвердил простую истину о том, что не всем звездам театра и кино стоит идти петь на сцену, ибо - «не айс». Тут энергетика нужна, а не актерское мастерство.
Но на Гоше Куценко «сюрпризы» не закончились. После выступления группы «Пикник» (Эдвард Шклярский, к слову, пел «Алюминиевые огурцы», что, на мой взгляд, является наиболее подходящей песней для исполнения «Пикником») на сцене оказался солист группы «Noize MC» - в разноцветной вязанной шапочке, штанах-«дудочках» а ля «гомосексуал на охоте» и дешевыми рэперскими закидонами, типа намеренной фальши (и это в педантично чистых нотах Цоя!) или жестов «опускания». К слову, во втором куплете вообще начался рэп. Зал застыл в недоумении: «Это прикол такой? Кто их вообще сюда пустил?». И действительно, кто? Все мы помним, что сам Виктор Цой не одобрял того, что творчество его звали «роком», но и рэпа, насколько я помню, за ним тоже замечено не было.
«Сожри свою шапку! - раздавалось с задних рядов, - верните мне сто рублей за этот маразм!». И правда, непонятно, кто является счастливым обладателем такого специфического чувства юмора, ведь «Цой» и «рэп» - это в принципе несовместимые понятия. При всем моем уважении к различным музыкальным направлениям, выступление этой группы было просто тем самым опошлением, которого старались не допустить остальные музыканты.
«Дом стоит, свет горит…»
Впрочем, если забыть об этих моментах и закрыть глаза на вечно поддатых и забывающих слова членов группы «Король и Шут» - в целом концерт прошел хорошо. Например, тот момент выступления Вячеслава Бутусова, когда зал аплодировал в одном ритме, а в темноте ярко светили звездочки зажигалок - хотелось продлить как можно на более долгое время. И даже жаль, что завершающие такты песни были такими короткими. Кстати, группа «Пилот» тоже в этот раз очень хорошо себя показала: то ли «Группа крови» была очень близка солисту - Илье Черту, то ли просто общий настрой действовал на всех собравшихся как-то по-особому, но за исполнение хочется поставить твердую «десятку». Да и родная Земфира была на высоте, как всегда, и с этой самой высоты спела несколько не самых известных песен: то ли для того, чтобы зал слушал, а не подпевал, то ли из чувства внутреннего противоречия, а может, и просто потому, что ей эти песни близки.
Также приятно удивили обычно не слишком яркие «Кукрыниксы»: в этот раз Алексей Горшенев отлично держал зал. Была еще одна неизвестная мне группа, вызвавшая, как я поняла, некие противоречия между поклонниками творчество «КИНО», но драк так и не случилось, что не могло не радовать. Так или иначе, трехчасовой концерт закончился, несмотря на громогласные требования «Еще!», доносившиеся с танц-пола, и оставил после себя легкое ощущение смеси детской радости и какой-то светлой грусти. А в головах тысячей москвичей помимо их воли еще долго будут звучать слова:
«Тем, кто ложится спать,
Спокойного сна.
Спокойная ночь…».
Ведь Виктор Цой действительно жив, и, надеюсь, будет жить долго, пусть только и в сердцах тех ребят, руки которых играют узнаваемые с первых двух аккордов бои на гитаре-фанерке