В Библии рассказано: патриарх Иаков однажды находился в борьбе с Богом, после чего получил наименование Израиль. … На эту библейскую тему есть и картины, и иконы.
В иллюстрациях Юлиуса Шнорра на Библию художник изобразил на переднем плане, на возвышенной площадке, борющихся Ангела и Иакова; в глубине показана долина Иордана, по его берегу - уходящий вдаль караван, посланный Иаковом в подарок Исаву. На горизонте из-за гор поднялось солнце, и Ангел, порывистым жестом показывая на него, говорит Иакову: «Отпусти меня, ибо взошло солнце». По их бурным жестам и лицам видно, что оба находятся в жаркой схватке, и трудно разобрать, кто кого превосходит в силе.
На этой гравюре мы видим образный пересказ библейского события. Художник обрисовал его исключительно с внешней стороны.
Борьба Иакова с Богом.
Юлиус Шнорр. Иллюстрация к Библии. Гравюра на дереве. 1960 г.
Взято с сайта
http://bible-illustrations.gatchina3000.ru/036_jacob-wrestles-with-angel.htm Другая картина (автор неизвестен) передает то же событие с более глубоким содержанием. В ней также даны борющиеся Ангел и Иаков, но действие утопает в каком-то свете, дали так смягчены и затушеваны, что едва можно уловить поблескивающую вдали ленту Иордана. Иаков находится в упорной борьбе, это показывает и его лицо, и его прием борьбы, но мощный и более спокойный по фигуре Ангел далеко превосходит его силы. Он без труда, почти с улыбкой отражает натиск Иакова. Эта картина проникает более в суть события, чем описывает его обстановку.
Борьба Иакова с Богом.
Картина. Автор неизвестен.
Взято из книги монахини Иулиании "Труд иконописца". Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008.
Как же посмотрел на это событие иконописец? Он не показывает его земной обстановки, он увидел непреходящий смысл и значение библейского рассказа.
На иконе мы видим, что Иаков употребляет в борьбе невероятные усилия: его корпус и ноги от крайнего напряжения готовы лопнуть, а рука - символ деятельности - по сравнению со всей его фигурой мала, как у ребенка, и поднимается кверху так безжизненно, что становится явным ее бессилие. В этом выражена та глубокая истина, что, как бы ни напрягался человек в своей борьбе с Богом, вся его деятельность в этом направлении, в чем бы она ни выражалась, ничтожна и бессильна, как у ребенка, ибо кто Бог и кто человек? Вместе с этим иконописец изобразил Иова отроком, без бороды. Несомненно, он хорошо знал, что у патриарха в это время было уже одиннадцать сыновей и, конечно, была борода; тем не менее он ее не написал. Он понял, что всякий, у кого собственная воля еще не покорилась всеблагой воле Божией, еще противоборствует ей сознательно или бессознательно, такой младоумен, еще не совершенен в духовном возрасте, он еще отрок и ему надо много расти, чтобы прийти в возраст мужа совершенна.
Сам Ангел Иеговы на иконе не только не делает никаких усилий в борьбе, но, скорее, приклоняется к борющемуся и десницей поддерживает его голову, ибо в тот момент, когда эта десница, держащая в своей горсти дыхание всего сущего, оставит его, он рассыплется и в прах обратится.
Таким образом, в этой иконе выражена современная, духовная сущность богоборчества как каждого человека, так и всех племен и народов всех веков.
Борьба Иакова с Богом.
Клеймо иконы "Архангел Михаил с деяниями"
из Архангельского собора Московского Кремля. Конец XIV в.
Взято с сайта
http://www.artprojekt.ru/library/rusart/st012.htm