Привычки: пять уровней сложностей. 3

Mar 12, 2022 07:31


Третий уровень сложности привычек - это действие, которое даже мне кажется несложным, но вызывает явственное сопротивление. Внутренний голос говорит «Прекрати немедленно этим заниматься», или «С какой стати я должна это делать?!»

Например, я хочу вставать на полчаса раньше. Или есть свежие овощи на обед.  Полчаса ощущаю как мало времени, не на два же часа раньше! Почистить огурец - ерундовое действие. Почему же я никак не могу это сделать? Точнее, не просто не могу, а откровенно не хочу.

Думаю, что сначала надо проверить, возможно перед нами на самом деле второй уровень сложности. И тогда внутреннее возмущение связано с наградой. Она недостаточна, или слишком далеко.

Например, я не люблю есть свежие овощи, а особенно возиться чисткой и нарезкой. А результат этой привычки неопределенный и слишком далекий (кто сказал, что от этого я вообще похудею или поздоровею, и тем более неизвестно когда и на сколько). Таким образом  непосредственной награды в ощущении «я молодец», необходимой для второго уровня сложности, не наступает.

Поэтому в первую очередь стоит попытаться наладить награду. Если получилось - бинго. Если нет - перед нами действительно третий уровень сложности, и там предстоит более серьезный разговор.

Начиная отсюда и дальше главную роль начинает играть цель. Ради чего, собственно, все затевается? И если ответ не устраивает мозг, он начинает возражать.



Итак, проблемой может быть цель. Она чужая, или плохо сформулирована. Или с целью все хорошо, но данная привычка на самом деле к ней не ведет.

Мозг не дурак, он не любит лишних движений, и явное чувство сопротивления подобно возмущению подростка, которого заставляют делать бессмысленную с его точки зрения домашнюю работу.

Еще вариант назовем «что имеем, то и цель». Если я упорно не встаю утром, то возможно моя цель - просто высыпаться. А если не ем овощи к обеду, то цель - наслаждаться чудесным вкусом мяса с картошкой безо всяких дурацких добавок.

Все эти варианты сводятся к общему: проверить связку цель-средство. В ней что-то точно не так.

(Записано по результатам обсуждений с Viktoriia Fernandes и Sofya Vedyushkina)

привычки

Previous post Next post
Up