Записки молодого преподавателя - 4. Часть третья.

Aug 29, 2007 21:47

Окончание. Ранее: начало и продолжение.


И все же
Интересно было бы сравнить себя в том первом лагере и сейчас. Что изменилось? Каким я был, каким стал? Конечно, стал шире и тяжелее, этого не отнять. А еще? Не ощущаю заметной прибавке в мозге. Такое ощущение, что топчусь на месте, и даже вниз немного стекаю. Такими темпами скоро надо будет ползти на свалку устаревших киборгов-преподавателей и уступить дорогу тем, кто бодрыми шагами идет следом.
Хотя есть такое ощущение, что стал внешне спокойнее. Уже не так рьяно нарываюсь на разборки, стал более спокойно относиться ко всяким неприятностям. Может быть, это и к лучшему.
Или это окружающие меня люди изменились, стали менее конфликтными и более конструктивными? Или я уже эмоционально выдохся и потерял интерес к жизни? Хрен поймешь.

Завалинка
В завалинку поиграли. На этот раз решили не участвовать преподавательской командой (со второй ложной версией). Хотя в свое время удавалось выигрывать со значительным отрывом. Впрочем, и здесь общий итог стал почти очевиден уже на предпоследнем туре.
Порой школьники выдавали такие перлы, что приходилось давить приступ смеха в зародыше, чтоб не выдать подставное определение.

Гости
Хорошо, когда людям в лагере нравится. Некоторые еще долго не могут распрощаться с лагерными временами и поэтому зачастую после окончания школы наведываются в гости.
Конечно, все можно понять. Друзья, хорошие знакомые, привычная обстановка. И иногда им хочется вернуться на пару лет назад, чтобы снова провести три недели в "Руси". Время не вернешь, а вот навестить нынешних "лагерных" можно. Но некоторые гостеприимством начинают злоупотреблять. Почему, интересно, даже в большой степени понятливым людям приходится намекать на то, что пора бы и домой?
Вроде как, договаривались, что на последнюю ночь никаких посторонних, пусть даже и самых хороших, быть в корпусе не должно. Так нет же -- некоторые приезжают именно в предпоследний день. Да, желание ясно -- потусить, развлечься. А кому не хочется? Вот только не нужно усиливать и без того достаточно мощное напряжение. Но начальство начинает проявлять удивительную мягкость с ситуации, когда она не к месту.
В свое время я с другом тоже после окончания школы приехал в ставший родным "проколовский" лагерь. Разок приехал, а тут решил еще и на последнюю ночь остаться. Итог? Хоть не выгнали, и то хорошо. Даже место для ночлега предоставили. Но отселили не просто в отдельную комнату, а в другой корпус, в котором после отбытия иностранцев осталась горстка коренных жителей. Погулять со всеми, конечно же не дали. Расстроился. Но сейчас, спустя 10 лет, понимаю, что руководство лагеря поступило правильно, даже чересчур мягко.

Уборщица
Бардак, наведенный нами в комнате, поверг в ужас даже уборщицу. Надо что-то с этим делать.

Проблемы
Ежедневно на планерке зачем-то пытаются нас убедить, что наступает очень тяжелый период, и с каждым днем все тяжелее и тяжелее. Дескать, нам нужно сплотиться и держаться, чтобы противостоять напору выходящих из-под контроля страшных и ужасных школьников, сорвавшихся с цепи и чувствующих себя хозяевами жизни. К последним дням это уже начало надоедать.
Снова не понимаю, зачем придумывать проблемы в их отсутствие.

Старый знакомый
Электрик. Да, тот самый, что год назад в пьяном виде чинил затопляемую проводку и, с трудом удерживаясь на стремянке, получал удары током. На сей раз его напора не выдержала розетка в комнате у школьников.
Но тут он трезвый был. Даже не узнать.
Хороший мужик.

Дипломы
Уж сколько раз твердили миру, что все бумажки нужно приносить заранее. Прогресс есть -- сейчас граница этого самого "заранее" отодвинулась еще на полсуток-сутки от опасной черты, когда уже в жестком цейтноте нужно верстать дипломы.
Химики не дают дипломов за олимпиаду. Их право, они уже и книгами наградили. Биологи уже поощрили своих призеров НКРЗ. У англичан и филологов нет ни непрерывного конкурса, ни олимпиады (или я что-то пропустил), но по занятиям тоже уже к концу должно сложиться впечатление, кто что из себя представляет.
Так почему бы не предлагать варианты для награждения с текстовками дня за два-три до вручения? Нет, мы должны в предпоследний день ночь убить на грамоты.

Опусы
Биологи в качестве одного из видов работ, видимо, придумывают сказки. Почитали эти опусы, стало страшно уже от названий (например, "Сказка про тромбоциты").
Понравился такой пассаж (за точность не ручаюсь. но суть такая: вредный белок вернулся, но он уже был слаб, да еще и на него напали всей толпой): "...и тогда они его унизили и наказали за слабость".
Жесть.

Снова личка
Второй тур личной олимпиады.
Надо сказать, ничего нового он не принес. Перестановки незначительны, и те, кто обеспечил себе задел в первом туре, здесь просто его не растеряли. Да и результаты получились относительно ожидаемыми.

Награждение
Все утро распределяли книги между школьниками. Ситуация усугублялась тем, что информацию, кому какие книги дарили в этом году (уж молчу про прошлый) никто не сохранял. Остается уповать на то, что за три недели мы неплохо прокачали себе удачу, и ненужных перекрытий не будет.
Презентация. Накидать фоток не так уж и сложно, конечно. Опасения вызывает их демонстрация -- подключать компьютер к большому телевизору не пробовали, а проектор в лагерь не взяли (причина: ведь есть им пользоваться, он же испортиться может, а штука дорогая). В итоге именно в данном месте проблема и возникла. Десятиминутные танцы на коленях перед детищем вероятного противника ни к чему не привели, поэтому показывать пришлось с экрана ноута.
Почему на нас пытаются сорваться? Да, задерживаемся. Знаем. Но, быть может, в том числе и по той причине, что занимались разными техническими делами (и занимались ими совсем не те, кто вовремя пришел в зал и с кем не возникает проблем) и на себя и своих учеников времени почти не осталось? Что уж, знаменательное событие не может состояться на каких-то пять минут позже?
Ладно. Снова злюсь. В целом, нормально все прошло. И школьники выступили, и наградили их, да и так приятно было посмотреть на всех в сборе.
Устроили другим группам продолжительные аплодисменты.
Даже волну пускали.

Диски
В последний день любого, кто произносит слово "диски", хотелось замуровать в асфальт. Шаг из комнаты -- "запишите диски!". секундное замешательство -- толпа желающих получить какой-то набор байтов на болванки вваливается в комнату. "Как там мои диски?" -- вопрошает очередной горячо желающий получить лагерные фотки (и посему уверенный, что я могу отличить его болванки от десятка других).
"А ты мне диски запишешь?", "Закатайте и мне! Ну, пожалуйста!", "А у вас болваночки лишней не найдется?", "Можно посидеть и поотбирать фотки, которые мне нужно закатать?" -- эти крики, сливающиеся в страшный звон, стоят в голове и мешают адекватно воспринимать окружающее. "А вы разместите фотки на сайте Олимпа? ... Как это, не размещали? А кто размещал? А в этом году будет?" Апофеоз: "А вы будете всем раздавать диски с фотками?" Я в шоке.
Если на каждого из почти 120 школьников потратить полчаса записи дисков, то это уже обеспечит комп непрерывной работой на 2,5 дня (при условии, что кто-то будет подбрасывать болванки в ненасытную масть CD-ROM'а). Неужели все эти люди надеются, что я сейчас только этим и буду заниматься? Или не приходит в голову мысль, что можно и друг у друга попереписывать?
Заодно появится и повод лишний раз встретиться.

Майки
Начали расписывать майки пожеланиями и подписями еще за неделю до отъезда. До того, как наступил период конвульсий от слова "Диски!", у меня было нечто похожее (только в мягкой форме) от слова "Напишите!"
Толпы людей с три слоя, майки разных цветов, маркеры на вес золота. Душераздирающее, но в чем-то красивое зрелище.

Кто-то раньше
Да, кто-то покидает нас и пораньше. Проводы, слезы. Видимо, у всех такая репетиция перед общим отъездом.
Чей-то отъезд оказывается почти незамеченным, кого-то провожают близкие друзья, а кого-то чуть ли не с эскортом из половины лагеря.
А из отъезда некоторых зачем-то сделали ненужное шоу.
Зачем?

Дуб желаний
Наконец-то они туда ушли.
Сколько раз уже туда уходят, и ни разу я не уходил с ними. В этот раз аналогично. Но желание отправил.
Знающие люди утверждают, что в Дуб желаний превращается любое дерево (по прихоти вожака похода).

Ночь
Последней ночи (в том плане, чтобы предоставить школьникам возможность побродить и посидеть в комнатах) не будет, и этого следовало ожидать, причем при любом раскладе. Радует только то, что не стали устраивать эту клоунаду с "жизнями" ("у вас было 15 жизней, осталось 12") и просто честно сказали, что всем спать.
Остальное не радует.
Снова не понимаю, зачем по-тихому срываться на школьниках. Да еще и точечными ударами вбивать в мозг, что "это именно из-за тебя не будет последней ночи". Снова не понимаю, зачем паниковать. И снова не понимаю, что плохого в том, что кто-то побродит лишние два часа и угомонится. Слишком много непонятных вещей случается.
И ведь все равно люди будут бродить, так что к чему эта неоправданная жестокость?
Так и получилось.

Запись
Компьютер, наверное, ошалел от такого количества записываемых болванок. Зато удалось распараллелить этот процесс по двум машинам. Иначе бы зашились.

Утро
Удалось уснуть на 20 минут. Прогресс. В сумме за три последние ночи получается часов пять.
Но зато после этого желания спать почему-то нет. Странный эффект. Зато настроения тоже нет. Вроде бы, это уже должно стать привычным, но каждый год повторяется одно и то же.
Надоело.
Неожиданно утром начинаются сборы барахла, усугубляемые сбором техники. Да еще и за денежкой надо куда-то бежать. И сухой паек как-то неожиданно образовался. Книги оказались разбросанными по всей комнате. А с бумажками ситуация и вовсе выглядит безнадежной.
И почему все это в последнее утро?

Домой
Ну, вроде бы, все. Попрыгали, побегали, руками помахали, но собрались.
Странно, но погрузка в автобусы прошла без особой паники. Где-то за полчаса половина школьников резко преобразилась: от бодро скачущих полуночников остались только вялые тела, еле-еле подающие признаки жизни.
Прибыли, высадились. По качественному составу все то же самое: ученики, родители, преподаватели и просто сочувствующие.
Поток слез достиг своего максимума. Люди бросаются друга, заключая тех, с кем прожили три недели, в удушающие захваты. Родители растаскивают клубки школьников, переплетенных руками, ногами и волосами, те бросаются от одного бывшего "солагерника" к другому, и все повторяется с начала.
Но ряды редеют. Порой родителям удается оттащить свое чадо на безопасное расстояние и занять его руки сумкой, кто-то исчезает сам, кого-то засасывает в машину и увозит далеко-далеко. Остаются единицы, но вскоре разбегаются и они.

Финал
Еще недавно здесь был шум галдящих школьников, а теперь стало как-то тихо, даже пустынно. Год назад мы здесь стояли с Василичем, теперь один. Вскоре меня с сумками подхватит машина и вернет в родной дом. Что будет дальше?

математика, лагерь

Previous post Next post
Up