1 сентября мой младший сын пошел в первый класс. Мне до сих пор не верится, но тем не менее, это так.
Поскольку ребенок родился в год "бейби бума", то попасть в какую-то хорошую и не очень дорогую школу было сложно - в Праге в первый класс пошло рекордное количество детей за последние 20 лет.
Мест нигде не было - одни наши знакомые пытались определить сына и в PORG - самую престижную государственную школу Праги, и в школу на Лондинской, известную своим ненапряжным Вальдорфским подходходом к обучению, и в очень хорошую школу на улице Душны, и еще в одну, про которую я не помню - ни как называется, ни где находится.
В PORG они не попали, поскольку ребенок не сдал экзамены: "Да, я тоже не смогла бы спеть на экзамене в первый класс перед приемной комиссией в несолько человек!" - сказала его мама.
А для меня сама идея экзаменов в начальную школу кажется чем-то заоблачным, не только требование петь.
В остальные школы брали прежде всего по месту жительства.
Я практически до конца не была уверена, останусь ли с детьми здесь на этот год, поэтому для подстраховки мы записали сына в ту же школу, где училась дочка.
В этой школе есть один несомненный плюс: ребенок ходил туда же в садик (садик на первом этаже, школьные классы -выше), знал некоторых учителей, и многие его друзья из садика пошли в первый класс с ним вместе. Последний фактор - самый важный на мой взгляд.
Половина класса - дети, которых мой сын хорошо знает, что, несомненно, облегчает ему сейчас период адаптации.
Когда шла речь о записи в школу, нужно было подать какие-то документы - уже не помню точно, какие. Потом пришел мейл и нас пригласили на собеседование.
Оно происходило в классе, где на столах, расставленных буквой П, были разложены разные задания, всего не более шести, если я правильно помню: что-то простое по математике, картинки с изображением животных и предметов, еще что-то. На самом последнем столе лежали подарки, из которых ребенок мог потом что-то себе выбрать.
За столами с заданиями сидели преподаватели - дочкина учительница (не знаю, что она там делала), еще одна и два завуча. Все с очень серьезными лицами, прямо официально -дальше некуда.
Оставаться в этом классе с ребенком было нельзя - нас, родителей, попросили выйти.
Это тоже было для меня шоком - как это? Родители - и не могут присутствовать?
Все еще продолжаю считать, что для детей искуственно создается стрессовая ситуация, но со своим уставом в чужой монастырь...так что мы поулыбались, я ребенка обняла, поцеловала, пожелала удачи и вышла.
Пока ждали, посидели в коридоре, потом пришла еще одна завуч, попросила зайти во второй класс, заполнить документ - заявление о зачислении в школу.
В этом классе меня поразили плакаты, где были списки того, что поступающие в первый класс дети должны уметь. Кому эти плакаты предназначаются, я не знаю. Мне сразу стало очень тоскливо - много десятков лет эти списки не видела, не думала, что придется.
Мы заполнили документы, поговорили с завучем: она сказала, что очень много желающих быть принятыми в первый класс, и что школа не может принять такое количество, поэтому классы будут маленькими (относительно классов в обычных школах). Также завуч нас заверила, что первыми в списке претендентов идут дети из общины, те, которые были в детском саду при школе и у которых в школе учатся братья или сестры, а также дети, проживающие в непосредственной близости. И что мы можем быть спокойны по поводу зачисления.
Тут закончился "экзамен", нас позвали в класс, где был ребенок.
Он уже с интересом выбирал себе подарок - это было делом нелегким: тетради, альбомы, карандаши, ручки, стирательные резинки и точилки. Как раз точилку - ярко-оранжевую - сын и захотел.
Между тем, одна из завучей сказала, что у ребенка "очень плохой чешский" и "нет элементарного словарного запаса" - на картинках, где были зверюшки и разные предметы, он мало что мог назвать.
"Но там, где он не знает - берет смекалкой, пытается угадывать, в математике, например" - продолжила завуч.
Мне очень хотелось спросить, что как же так получилось, что такого умного и смекалистого ребенка за год не научили языку - ведь он уже третий из моих детей, кто начинает новый язык в садике, и двое других через год уже свободно разговаривали, имея очень внушительный словарный запас! И та самая завуч, которая заявила, что сын чешский знает плохо, с ним якобы занималась в течение года.
Получалось, что она расписывается в собственном провале - не научить умного ребенка элементарному словарному запасу - это нужно было очень постараться.
Но я сдержалась.
Потому что знала, что одна из членов попечительского совета всеми силами пыталась протолкнуть обучающую программу и семинары для воспитателей и тех, кто занимается с детьми-билингвами и трилингвами, но все ее попытки были тщетными: при наличии средств от программы отказывались как от "неактуальной и ненужной"
Нам намекнули тогда устно (а потом в письме-подтверждении о приеме в школу), что сыну лучше остаться еще в детском саду - "подучиться и подрасти".
Но я решила, что не хочу еще год в хорошем садике с чудесной атмосферой (я серьезно это пишу, садик хороший на самом деле!) и воспитательницами, которые вряд ли смогут научить моего ребенка хоть чему-то (из четырех - только у одной есть профильное образование, если правильно помню).
И потом - я все еще тешила себя мыслью, что дорога домой, в нормальную с моей точки зрения школу, где я хорошо знаю систему и практически всех преподавателей, все еще не закрыта.
Она все еще не закрыта и сейчас, но пока что сын пошел в первый класс и даже сообщил, что уже первую неделю отучился!
Очень доволен.
Во-вторых, ушла наконец-то жуткая злобная директриса, и все надеятся, что при новом директоре будет много изменений к лучшему.
Поживем-увидим.
Во всяком случае, в этом году мы здесь.
А об учебе, первом сентября и учебниках - в следующий раз.
Похожие записи:
О школе в Праге -
по соответствующему тегу. Пражский детский сад: как мы отмечали день рождения сына День рождения в детском центре: где его отметить в Праге, сколько это может стоить и как это было у нас О том, что еще можно будет прочесть в этом журнале в сентябре -
здесь.