На прошлой неделе я решил сделать из раздела "Авто" немножко РБК с примесью "Ъ" и запилил огромную серию аналитических материалов про авторынок и то, в какую жопу он катится. Интересующиеся и пропустившие могут почитать интервью с
главой Skoda Rus Любомиром Найманом
http://66.ru/auto/news/162203/ директором по продажам Ford в России Антоном Карповым
http://66.ru/auto/news/162209/ президентом АвтоВАЗа Бу Андерссоном
http://66.ru/auto/news/162216/ и главой марки Datsun Жеромом Сего
http://66.ru/auto/news/162186/ Еще должно было выйти интервью с главой Nissan, но я просрал запись. Не суть.
Происходящее на авторынке наглядно [---cut---]иллюстрирует процессы, идущие на всех потреб.рынках в целом. Стабильный рост посткризисных 2010-2012 сменился стагнацией, превратившейся на фоне событий у соседей в обвал. Все написанное ниже в общем и целом применимо к многим рынкам - от автомобильного до туристического.
Итак, краткое резюме о происходящем по итогам общения с экспертами и по личным наблюдениям.
Пока внешнеполитический фон будет негативным, покупатели, даже платежеспособные, попрячут деньги в кубышку. Высокий курс ойро и доллара так или иначе будут влиять на ценообразование, что, опять же, покупательского оптимизма не прибавит.
Срок нахождения машины в одних руках будет увеличиваться, частота обновления автомобилей, соответственно, падать. Спрос с дорожающих машин и валящегося рынка новых авто активнее будет смещаться в сторону вторички.
Б/у машины будут меньше терять в стоимости. Живой пример из личной практики - поколоченный и лохматый Солярис 2011 г.в. в бедной комплектации ушел всего на 20% меньше начальной стоимости. Показательно.
Бренды с широкой линейкой локальных моделей будут не в плюсе, но минусе, хоть и меньшем, чем у брендов с обилием импорта в портфеле.
Стабильнее других себя будут чувствовать производители с основой модельной гаммы из кроссоверов и в меру бюджетных седанов. В этом плане я делаю ставку на Nissan, у которых модельный ряд только из них и состоит. До кучи, локальная сборка и менее зависимая от валют ценовая политика.
Skoda за счет репутации и сбалансированной линейки из кроссовера и пары лифтбэков локальной сборки - туда же. Но они от колебаний ойро зависят сильнее, поэтому какая-то адекватность в ценах продержится недолго.
Фольксваген очень мало собирает, много импортирует, зависит от ойро - будет сильный обвал. У пары Peugeot-Citroen будущее в принципе мрачное: они с сильным запозданием выводили не те модели по не тем ценам не в тех сегментах.
Китайавто не взлетит ближайшие лет 7-10. За прошедшие годы ничего хорошего не произошло с дилерской сетью, качество не стало стабильнее, скорость и точность поставок запчастей по-прежнему хромает. В принципе не виден вектор. Они прилагают какие-то усилия, выпускают какое-то обильное множество моделей, но все их шаги очень распыленные и какие-то несфокусированные. Зашли-вышли, зашли-вышли. Представили пару моделей. Ушли.
Тойота шикарно держится за счет обильных госзакупок в регионах, где Камри по-прежнему мерило всех ценностей. Плюс, на их стороне одна из самых лояльных аудиторий.
Премиум будет подрастать, но неактивно. Публика более платежеспособна и менее подвержена внешним катаклизмам, но причин для взрывного или даже просто стабильного роста нет и не предвидится: новинок мало, чего-то выдающегося - тем более.
Забуксовавшая на старте программа утилизации прироста не даст, даже если наконец-то заработает - просто не успеет. Разве что АвтоВАЗу и с прицелом на его новые модели.
Чего-то хорошего можно ожидать в случае прекращения истерии по украинскому вопросу и при отскоке евро/доллара. Тогда будет минус, но не на четверть. Расти все равно особо некуда, главное - удержать и не дать упасть еще.
Если еще в марте я ждал красоты и чуда, то теперь склоняюсь к -30 или даже -40% авторынка по итогам года. Буду рад ошибиться.