Поразительные ритуалы, замешанные на уникальном сплаве католицизма и ацтекских языческих верований, или просто форменный сатанизм? Мы расскажем не только о том, как мексиканцы воздают почтение Святой Смерти, но и о том, откуда это поклонение пошло.
Ритуалы, связанные с культом Санта Муэрте (в переводе - Святая Смерть), могут произвести на приезжего свидетеля пугающее и вместе с этим зачаровывающее впечатление. Столько в них некой первобытной энергии, настоящего мистического неистовства сотен, даже тысяч участников, выливающегося в религиозный экстаз. Повсюду статуи в человеческий рост и миниатюрные статуэтки, принесённые на руках и привезённые в кузовах престарелых фермерских грузовичков, выставленные прямо на улице, в которых каждый безошибочно определит ту самую старуху с косой. Вокруг них люди весьма угрожающей бандитской наружности, покрытые татуировками, они обкуривают костяные лица статуй дымом марихуаны, обливают статуэтки текилой, разрисовывают асфальт странными иероглифами, тут и там падают на колени и в рыданиях начинают каяться в содеянном. Санта Муэрте - это новая мексиканская Дева Мария, которой смерть оказывается к лицу.
Религиоведы определяют культ Санта Муэрте как синкретическое верование, представляющее из себя смешение традиций католичества и языческих религий древних ацтеков (у тех как раз богиней смерти служила дама с голым черепом на месте лица). Официальная католическая церковь и мексиканские власти называют поклонение Святой Смерти поклонением дьяволу и непримиримо с ним борются, отзываясь о распространении культа, как о чуме. Впрочем, у самих последователей культа смерти нет проблем с самоопределением - они отвергают любые обвинения в сатанизме, чётко инициализируя себя как часть католицизма. Все последователи Санта Муэрте в прошлом были достопочтенными христианами, смиренно возносившими молитвы Деве Марии. Но жизнь в Мексике не становилась легче - и местные жители начали слать просьбы Святой Смерти.
Смерть в Мексике - это вообще особая эстетическая категория, достаточно вспомнить хотя бы, как изысканно и удивительно для туристов современные «ацтеки» отмечают День Мёртвых, свой Хэллоуин. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно старуха с косой стала новой святой для мексиканцев. И дело далеко не в одних традициях, романтизации отхода в мир иной, но и в сегодняшних реалиях повседневной жизни страны - разгул вконец обнаглевшей преступности каждый день напоминает мексиканцам о том, что завтра для них может не наступить никогда. Поэтому и родиной культа Санта Муэрте считается Тепито, один из самых бедных и криминогенный районов Мехико.
К Санта Муэрте обращаются люди, которым больше не к кому обратиться со своими просьбами. Среди них банальные для местных жителей вещи: дети просят о том, чтобы их родители поскорее вышли из мест не столь отдалённых, взрослые - чтобы в тюрьму не попасть. По их словам, Святая Смерть понимает низы мексиканского общества с их каждодневными проблемами куда лучше, чем все католические святые вместе взятые. И дары она принимает соответствующие. К алтарям шествием несут простые и понятные вещи - сигареты, текилу, ром, пиво, наличные, простые магазинные свечи, фрукты и конфеты. Алтарь - там, где стоит статуя Санта Муэрте. В часовню превращается уголок у любого жилого дома, мастерской или небольшого магазина, хозяева которых разместят там скелет с косой, обёрнутый в белую атласную ткань.
А если надо, то импровизированные алтари возникают прямо на улицах по мере надобности. Стационарные часто сносятся властями под предлогом незаконной их установки - и каждый прецедент вызывает акции протеста, плавно переходящие в массовое уличное поклонение Санта Муэрте. Мексиканские чиновники небезосновательно полагают, что среди адептов культа Святой Смерти немало членов преступных группировок и наркокартелей, но сами верующие не устают повторять, что их церковь осуждает насилие и не имеет никаких связей с наркоторговцами. Просто старуха с косой принимает всех, не осуждая.
Почитание Санта Муэрте - это не просто завораживающие массовые ритуалы поклонения, а нечто гораздо более важное. Что-то сродни отрядам самообороны (вигилантам), которые изгоняют из своих городов и деревень как членов бандитских группировок, так и коррумпированных полицейских и чиновников, устав от беззакония картелей и не доверяя властям. Поэтому и число адептов культа за последние десять лет увеличилось с нескольких тысяч до пяти миллионов человек.