На сей раз опасаться утечки его обратно, а атмосферу, не приходится. Но вопрос о целесообразности этого начинания всё ещё сохраняется.
Сегодня мир выбрасывает за год в атмосферу примерно 32 млрд т углекислого газа (более 4,5 т на человека), причём чуть больше одной шестой от этого количества - в одних только США. Поскольку другого рекордсмена (КНР, каждая четвёртая тонна углекислого газа) борьба с CO2 интересует примерно в той же степени, что и право уйгуров на самоопределение, Америка остаётся единственным по-настоящему крупным игроком в этой области, который реально собирается предпринять некие гринпис-шаги.
Пористый базальт северо-запада США, подобный тому, из которого состоит эта скала, способен эффективно связывать углекислый газ. Но какой ценой? (Фото Kevin Schafer / Corbis.)
Самым популярным решением в этом отношении считается активно лоббируемая исследовательскими центрами некоторых нефтяных компаний закачка значительных объёмов углекислого газа в пласты песчаника. Почему песчаник - понятно, ведь именно с этими породами в основном привыкли работать нефтяники в Соединенных Штатах. Бурить в них легко и просто, плюс мест, где есть песчаник, сравнительно много - а значит, транспорт туда углекислого газа от электростанций и промышленных предприятий (60% выбросов углекислого газа) будет организационно простым.
Но есть и те, кто не видит в этой простоте ничего привлекательного. Песчаник не слишком плотен, а закачивать и вовсе предполагается в отработанные нефтяные месторождения, где порода из-за гидроразрывов пластов, стимулирующих дополнительный выход нефти, и так вся в трещинах. Из-за сходных трещин водопроводные краны во многих штатах США уже стали неплохими потенциальными факелами, ждущими лишь спички, чтобы полыхнуть. Вряд ли углекислый газ будет навечно похоронен в таких породах.
Правда, его можно прятать в песчанике, находящемся под океанским дном. Там он будет надёжно блокирован донными отложениями, сквозь которые попасть в атмосферу значительно труднее. Но такая операция потенциально намного дороже.
17 июля 2013 года на северо-западе США впервые развёрнут широкомасштабный опыт по закачке главного антропогенного парникового газа в принципиально другие породы - пористый базальт, образовавшийся в этих местах. Ведут его специалисты
Тихоокеанской северо-западной национальный лаборатории Министерства энергетики США во главе с Питом Макгрейлом (
Pete McGrail).
Основная идея эксперимента по закачке тысячи тонн углекислого газа - в использовании для него места, некогда им же и занятого. 16 млн лет назад близ городка Валлула, около которого прямо сейчас идёт операция (её окончание намечено на начало августа), текла лава, а в ней присутствовали пузырьки CO2. По мере остывания магмы газ мигрировал вверх, а вот пузырьки «рассосаться» не успевали, отчего базальты в определённых слоях получились очень пористыми. Сверху идёт плотная скальная порода без пузырьков, более позднего происхождения. Следовательно, риск утечки в атмосферу здесь минимален.
Впрочем, значительная надежда в отношении удержания газа возлагается и на сам базальт, содержащий соединения кальция и магния. Углекислый газ склонен вступать в реакцию с такими веществами, связываясь в форме карбоната. По расчётам учёных, за считанные 10-15 лет до 20% всего закачанного газ должно быть связано в виде твёрдых соединений. Чтобы проверить это предположение за более разумные сроки, через четырнадцать месяцев после окончания закачки, в конце следующего года, рядом с точкой нынешнего бурения, которую закроют бетонной «пробкой», планируется пробурить другую скважину; из неё сделают забор базальта с последующим анализом скорости образования в нём карбонатов.
Проект не уникален.
Reykjavik Energy ведёт в Исландии сходные опыты с пористыми базальтами, однако практические перспективы в сравнении с США там ничтожны: в Исландии всего 4,7% всей электроэнергии вырабатывается из ископаемого топлива, так что общие выбросы углекислого газа равны примерно одной десятитысячной от мировых, в полторы тысячи раз уступая американским.
Заметим, что критики таких проектов справедливо указывают на неопределённость стоимости захвата и транспортировки углекислого газа в больших, а не опытных масштабах. Задаются вопросы о том, не приведёт ли такая закачка к получению из ископаемого топлива более дорогой электроэнергии, чем сейчас удаётся иметь от альтернативной энергетики.
Иллюстрация PNNL.
Другое важное возражение - «тезис о транспорте». Не секрет, что собрать углекислый газ от выхлопных труб автомобилей - задача куда более сложная, чем забор того же вещества у труб предприятий. Однако наши четырехколёсные друзья (они же отлично замаскированные враги, как считают иные) производят значительную долю углекислого газа. Та же Исландия, в которой почти не жгут на электростанциях уголь, нефть, газ и иные виды ассигнаций, выбрасывает в год 10,7 т CO2 на душу населения - то есть в два с лишним раза больше, чем в среднем по миру, и всего в полтора раза меньше, чем в США, где основным источником электроэнергии служит уголь, самый CO2-продуктивный вид топлива. Иными словами, даже если мы полностью соберём весь углекислый газ от недвижимых труб, множество маленьких и шустрых нам не охватить никак. Стоит ли в таком случае овчинка выделки?
Что ж, подождём итогов экспериментов.
Подготовлено по материалам
Nature News.