Анализ тысячи произведений первобытного и современного искусства показал, что «пещерники» верхнего палеолита (10−50 тыс. лет назад) более аккуратно воспроизводили движения четвероногих животных, чем их нынешние коллеги. Сегодня художники ошибаются в 57,9% случаев, тогда как доисторические живописцы - в 46,2%
Кроме того, наши современники хуже схватывают аллюр по сравнению с таксидермистами, авторами учебников анатомии и создателями игрушечных фигурок
Древнее изображение слона из Ливии с тремя интерпретациями линии земли. Рисунок некорректен во всех случаях. (Здесь и ниже иллюстрации авторов работы.)
Четвероногие животные передвигают конечности в одной и той же последовательности. Сначала земли касается левая задняя, затем левая передняя, потом правая задняя, и завершает процесс правая передняя. Различается лишь скорость, с которой каждая нога производит свою часть последовательности
Это простое обстоятельство очень часто ускользает от внимания художников. В 2009 году биофизик
Габор Хорват з Будапештского университета (Венгрия) обнаружил, что 63,6% животных, изображённых в учебниках анатомии, нарисованы с невозможным аллюром. Половина игрушечных лошадок, львов, тигров и прочих четвероногих тоже вводит в заблуждение. Даже естественно-исторические музеи не могут похвастаться точностью: они не правы в 41% случаев
На этот раз г-н Хорват и его коллеги захотели посмотреть на ту же проблему с исторической перспективы. В 1880-х годах фотогра
Эдвард Мейбридж помощью движущихся картинок впервые показал, как лошади и прочие четвероногие ходят на самом деле. В 1887 году об этом стало известно широкой публике. Поэтому исследователи разбили анализ на три временных периода: доисторическое искусство, искусство до работы Мейбриджа и после
Учёные надёргали тысячу примеров из онлайн-коллекций, книг по искусству и венгерских музеев, а также с марок и монет. И рассчитали, что шансы на случайную ошибку во вторую эпоху составляли 73,3%, но в действительности этот показатель оказался равен 83,5%. Как ни странно, среди некорректных работ был замечен даже эскиз Леонардо да Винчи: на земле стоят правая задняя и левая передняя ноги лошади, тогда как остальные подняты. В действительности это очень неустойчивое положение. В любой момент четвероногие касаются поверхности тремя конечностями
Авторы же наскальной живописи оказывались правы в 54% случаев, что намного выше случайного показателя
Работа Мейбриджа имела огромное значение: после 1880-х четвероногих животных изображали правильно в 42% случаев, но всё равно этого мало, чтобы сравняться с древним человеком
Набросок Леонардо да Винчи. Правильно было бы расположить ноги так, как показано на C и D.
Результаты исследования опубликованы в веб-журнал
PLoS ONE Подготовлено по материала
LiveScience.