В 70-е годы прошлого века экономист
Ричард Истерлин обнаружил парадоксальную зависимость между уровнями доходов и счастья. Он показал, что удовлетворённость жизнью растёт с доходом только у бедных людей. С какого-то момента новые деньги перестают удовлетворять человека. И в богатых странах ощущение счастья зависит не от абсолютного, а от относительного богатства, то есть человек не будет удовлетворён своими деньгами, пока рядом есть кто-то богаче.
Радоваться большим деньгам могут лишь те, кто в принципе способен радоваться жизни. (Фото
Jessica Peterson.)
Эта коллизия, названная «парадоксом Истерлина», до сих пор не даёт покоя политикам, экономистам и психологам. Одни исследователи находили опровержения парадоксу, другие эти опровержения развенчивали. В очередной статье на эту тему, опубликованной в
Journal of Personality and Social Psychology, учёные из
Иллинойсского и
Виргинского университетов (оба - США) и
Сингапурского университета управления сообщают, что рост доходов всё-таки способен доставить удовольствие, но лишь при определённых условиях.
Исследователи проанализировали данные, собранные в течение шести лет в 135 странах более чем у 800 тысяч человек. Они сравнивали психологические характеристики (удовлетворённость жизнью, оптимизм и т. п.) и экономические показатели, причём последние были разделены: отдельно рассматривался личный или семейный доход, отдельно - валовой внутренний продукт на душу населения. Оказалось, что личный доход (но не ВВП на душу населения) действительно может поднять настроение, и эта закономерность выполнялась в 95% стран.
Однако исследователи делают важное уточнение. Счастью можно помочь деньгами, но только тогда, когда человек в принципе склонен к оптимистичному взгляду на мир, если он доволен текущим состоянием, если у него хватает средств на Интернет, телевизор, дом, еду и т. д. Понятно, что рост доходов не будет доставлять особой радости, если вы всё равно, к примеру, не можете расплатиться за жильё. Ну а в целом можно сказать, что радоваться новым деньгам будет тот, кто в принципе способен радоваться, у кого нет навязчивого стремления заработать как можно больше. Тем, кому всегда мало, счастья не принесут никакие деньги.
То есть исследователи уточнили парадокс Истерлина другим парадоксом: получить удовольствие от увеличения дохода может лишь тот, кто доволен своим текущим доходом.
Впрочем, как полагают скептики, прежде чем вносить исправления в исходный парадокс Истерлина, нужно убедиться, что новые данные подтвердятся и при более длительных промежутках времени. Всё-таки шесть лет, в течение которых работали авторы статьи, слишком небольшой срок для социоэкономических выводов.
Подготовлено по материалам
American Psychological Association.