Человек впервые преодолел звуковой барьер вне транспортного средства

Oct 16, 2012 09:37



14 октября, в 21:00 по московскому времени австриец Феликс Баумгартнер сделал всего один шаг, которого хватило на то, чтобы преодолеть несколько десятков километров, да ещё и разогнаться до сверхзвуковой скорости. И всё это без каких-либо моторов...

…Правда, шаг был сделан на высоте 39 044 метра, а чтобы добраться туда, пришлось потратить почти три часа на подъём в стратостате. Кстати, это был ещё и самый высокий пилотируемый подъём на стратостате (спустился тот уже в беспилотном режиме). Ну и, конечно, побит рекорд по продолжительности скайдайвинга с максимальной высоты - ведь до Баумгартнера прыгать с 39 км никто не решался.

Устоял лишь рекорд продолжительности свободного падения. Нынешние четыре минуты двадцать две секунды оказались значительно меньше ожидавшихся пяти-шести минут, так что достижение по-прежнему принадлежит Евгению Николаевичу Андрееву.

Как оказалось, скорость падения австрийца снижалась слишком медленно, поэтому он быстрее запланированного оказался в плотных слоях атмосферы и бóльшую часть десятиминутного прыжка спускался с парашютом:

image Click to view





Что самое интересное, рекордсмен по скорости свободного падения не пытался (преднамеренно) прыгать с 39 км. Прыжок планировался с 36 км, но, как всегда, без накладок не обошлось. Стратостат, использованный проектом Red Bull Stratos, продолжил подъем после 36 км, хотя Феликс стравливал гелий из баллона в заранее согласованных со специалистами количествах. Заметив, что высота нарастает (с 2,1 м/с скорость подъёма выросла до 10,7 м/с), он понял, что стравливать газ надо активнее. Но остановить подъём удалось только на 39 км, оттого прыжок состоялся с 39 044 м.

Момент был очень опасный: если бы скайдайвер дал шару подняться слишком высоко, последний могло бы разорвать, а выбираться из вращающейся капсулы было бы не слишком весело. И всё равно аппарат достиг такой области стратосферы, где температура близка к 0 ˚C: человек редко поднимается в столь тёплые её слои.


Вышел, осмотрелся, прыгнул. (Здесь и ниже фото Red Bull Stratos.)

Теперь о самом прыжке. Он длился всего 10 минут, а период беспарашютного полёта продолжался четыре минуты двадцать две секунды, и, как нас уверяют, при этом была достигнута скорость в 833,9 мили в час (1 342 км/ч), или 1,24 Маха. 1 110 км/ч - такова скорость звука в том высотном районе, где он преодолел звуковой барьер. Это случилось буквально в первые 40 с после прыжка, поскольку набор скорости в тех разрежённых слоях воздуха был самым быстрым. Ощущения стратолётчика? Никаких. По его словам, он не заметил, как пересёк звуковой барьер (поверим ему на слово), хотя и упоминает, что на несколько секунд терял сознание.

И всё же, даже если Феликс Баумгартнер не обратил внимания на этот момент, человечество его заметило: летать быстрее М1,2 без ЛА или ракеты нам ещё не приходилось. Предыдущий рекорд скорости, достигнутый подобным образом, был поставлен полвека назад. Лётчик-испытатель ВВС СШАДжозеф Киттингер прыгнул из открытой гондолы (да-да, как у Жюля Верна) за борт и достиг 980 км/ч.



Стратостат весит 1 100 кг; его шар вытянулся в высоту на 168 м; свой полный объём он набирает только в стратосфере (вверху), у земли же он наполнен всего на 10% (второе фото сверху).

Самое интересное, что даже сегодня, когда мы летаем в космос, прыжок такого типа - вовсе не простое занятие. Тот же Джо Киттингер (кстати, консультировавший Баумгартнера 50 лет спустя) ещё в период тренировочных прыжков прошёл в миллиметре от смерти. Прыгая с 23 км, он едва не пал жертвой собственного вытяжного парашюта. Тот сработал почти сразу после прыжка, а потом вытянулся и вспомогательный тормозной парашют. Естественно, на 20 с лишним километрах воздуха для них просто не было, и по-человечески они так и не раскрылись. Зато тормозной парашют захлестнулся вокруг шеи прыгуна, того затянуло в плоский штопор (до 120 оборотов в минуту), прилив крови к мозгу оказался чрезмерным (до 22g перегрузки), и Киттингер потерял сознание. Нет, потом, конечно, автоматически выпустился главный парашют - уже в тропосфере, где от него был толк. Но из-за кувырканий он… не раскрылся, зато переплёлся с вылетевшим ранее. И только запасной парашют, выпустившийся на трёх километрах, спас положение. Но и тут не обошлось без везения, поскольку он сцепился с предыдущими и случайно расцепился с ними только на 2 000 м.

Увы, такие «накладочки» слишком часто происходят в стратосферных прыжках. Чего уж там, успех Киттингера в 1961 году - скорее случайность: в главном прыжке с 31 км он едва не погиб из-за негерметичности гермокостюма. А планировавший побить его рекорд американец Николас Пиантинида5 мая 1966 года впал в кому из-за разгерметизации на высоте 17 500 м - и умер четыре месяца спустя.

Не избежал проблем в падении и австриец: в один момент его начало вращать, однако затем ему удалось стабилизироваться и продолжить относительно нормальное падение. Из-за ветра, планирования и таких вот внеплановых «выкрутасов» он приземлился в 59 км от точки старта, а капсула его стратостата - при радикально большей парусности - в 88 км.

Однако в целом всё прошло значительно более гладко, чем у множества предшественников профессионального скайдайвера. И это даёт определённую надежду на то, что рекорд станет не просто достижением для занесения в соответствующие книги.

«Это возможность собрать информацию, которая может внести свой вклад в меры по спасению жизни астронавтов, пилотов и, может быть, космических туристов будущего, - заявил г-н Баумгартнер перед самым прыжком. - Подтверждение того, что человек может преодолеть звуковой барьер в стратосфере и вернуться на Землю [живым], будет шагом к созданию таких процедур аварийного покидания [аппаратов] в ближнем космосе, которых сейчас просто нет».

Конечно, насчёт туристов Феликс Баумгартнер слегка поторопился: вряд ли они смогли бы остановить мощнейшее вращение и перевести хаотичное падение в упорядоченное. А вот специально подготовленные космонавты действительно могут воспользоваться таким сценарием на небольших по космическим меркам высотах...

Подготовлено по материалам Red Bull Stratos.

экстрим, гиннес, рекорды

Previous post Next post
Up