Что же означает это ласкающее слух слово, одновременно и знакомое, и такое размытое сегодня? НРАВСТВЕННОСТЬ . . . , нужна ли она вообще? Большинство, вполне серьезно допускают, что чаще всего не нужна! Они считают, что общество создает свои правила поведения, и дело каждого - соблюдать их или нет.
Разные определения об одном и том же:
1.
Нравственность позволяет соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором существуешь.
2. Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие. (Лев Толстой)
3. Нравственность - это Голос Истины.
А что такое Истина?
Абсолютная истина - это Абсолютная честность. Мера же этой честности - в приближении к Духу. . . Помните: «Бог есть Любовь»! Это и есть голос нашей совести. Спасительный идеал, который, конечно, не так легко достижим, но главное - правильное направление для движения!
Нравственность, как это ни банально, начинается с уважения: к человеку, к животным, к природе, к Богу. Не лишне повторить, что уважение - это принятие . . .
Ложь, или временная истина, живёт более короткое время, после чего Природа это поправляет - уничтожая! Абсолютная истина есть канат, который удерживает человека в Человеческом. Но как только этот канат обрезается (или обрывается), человек превращается . . . в монстра. Жить относительными истинами катастрофически опасно. Это подтверждают миллионы или миллиарды примеров.
Немного статистики 06.03.2007
Опрос ВЦИОМ о морально-нравственном климате в обществе принес отчасти удивительные результаты:
1. За последние 10-15 лет россияне стали более циничными (так полагают 54% опрошенных против 14%) и образованными (43% против 34%),
2. Но зато в россиянах, по их же мнению, стало меньше честности (66% против 9%), доброжелательности (63% против 11%), искренности (63% против 9%), бескорыстия (67% против 8%) и патриотизма (60% против 17%).
3. Ослабло взаимное доверие (65% против 9%), верность товарищам (49% против 12%), способность к сотрудничеству (35% против 27%), трудолюбие (43% против 30%).
4. Морально-нравственный климат в обществе в целом за последние годы изменился, по мнению большинства, в худшую сторону.
5. Наши соотечественники в области морали склонны отводить главенствующую роль государству: поддержание общественной морали без него невозможно, уверены 76%. Лишь 18% полагают, что мораль и нравственность - это сфера частной жизни, в которую государство вмешиваться не должно.
6. 60% до 80% опрошенных относят себя к православным, но Великий пост соблюдают, по данным “Левада-центра”, лишь 2%.
7. Нравственность - далеко не первая сфера жизни, в которой россияне уповают на государство. Точно так же они не претендуют на личную роль в политике и экономике. По данным “Левада-центра”, 94% россиян полагают, что они “не оказывают совершенно никакого влияния на текущие процессы”, 39% ощущают “малую” и “крайне малую” ответственность за то, что происходит в стране, не чувствуют ее вовсе 43%.
8. Но при этом больше половины опрошенных (53%) чувствуют себя свободными людьми! (44% так о себе не думают). Получается, что чувство свободы не связывается с участием в общественных делах и для многих оно означает отсутствие ответственности и участия.
Вывод 1: самостоятельным субъектом в общественной жизни, а также, и в сфере нравственности среднестатистический россиянин себя не чувствует. От внешнего мира он старается взять по максимуму, не пытаясь его изменить.
Вывод 2: связан с представлением о ностальгических мотивах, которыми руководствуются пожилые россияне, констатируя падение нравственности и взывая к государству. Когда они требуют от государства обуздать аморальную вакханалию в обществе, это, вероятно, выражение тоски по четкой системе моральных правил. Они ориентируются на Советский Союз, в котором общественная мораль поддерживалась единой, общей для всех идеологией (и потому больше похожей на религию) и мощными средствами принуждения. С крушением СССР институты принуждения деградировали, а новой цели (в том числе религиозной) не появилось.
Чтобы заполнить моральный вакуум, государство может попытаться снова стать учителем и создать обязательную для всех политическую религию - такие попытки предпринимаются . . . А может, что гораздо перспективнее, стремиться к установлению общей для всех законности: нравственной и правовой. Лучше, когда законы одинаковы для всех, а убеждения вполне могут и различаться.
Духовность?
Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной Академии. Но меня, к примеру, никто не назовет безнравственным оттого, что у меня бывают кое-какие мысли, не совсем нравственные. А кто вообще знает, какие у меня мысли? Никто. Я только скажу о нравственных, а о безнравственных промолчу. Когда мы оцениваем ту или иную деятельность человека, т.е. характер, поведение, мы оцениваем его действия. Называем нравственным человека, который не обманывает, не прелюбодействует и никого не убивает . . . Т.е. с точки зрения тех норм, которые очевидны . . .
Духовность - это иное . . .
Я могу внешне быть человеком очень человеколюбивым, я могу подавать деньги нищим, я могу делать благотворительные акции или переводить деньги через банк. И я, бесспорно делаю добро! Но никто не знает, зачем я это делаю, а мне нужно это, чтобы в Думу пройти. Я направо и налево перечисляю деньги, надо создать вес своей личности. Мною могут руководить мотивы совсем не человеколюбия, совсем не исполнения заповедей, о любви к ближнему, и совсем не милосердие, а вещи не только противоположные, а подчас отвратительные, но, ведь никто об этом не знает. . . Это все во мне, в моем духе. Внешне я могу быть святым человеком, внутри же - исполнен гордыней, тщеславием и презрением к людям. Троньте Вы такого "нравственного", попробуйте покритиковать, и он Вам покажет . . . !
Духовность - это то, что сокрыто для внешнего, что для взора неопытного может быть невидимым - совсем. Чем больше ценность духовная присутствует в человеке, тем больше он ее скрывает. Каждая духовная ценность - целомудренна! Потому как у Духовности цели иные . . .
Золотые слова, которые являются ключом для нашего понимания Духовности. Золотые слова, которые нужно помнить: "Святые оплакивали свои добродетели, как грехи." Теперь понятно, что такое духовность и что такое нравственность?
Есть одно правило - не делай другим такого, чего не желаешь себе, это знает Конфуций, это знает Будда, это знали все философы до Христа, ничего тут нового нет, вещь естественная. Не в этом суть и величие христианской нравственности, а в том, что оно дает соответствующий ключ, в котором эта нравственность порождает истинную духовность.
Я знал одного замечательного хирурга. Человек, который никому ни в чем не отказывал. Просят его, он бросает все и идет. Вот он скончался. Пришла его жена к священнику, и вдруг священник стал ей говорить такие странные вещи . . . Оказывается, на самом деле, поведение этого врача было сопряжено с превысоким мнением о себе, он просто был преисполнен гордости. Но безупречная нравственность, он свят, он доволен самим собой, он себя ставит всем в пример. Дал я кому-то, проходя в воротах, Слава Тебе Господи, есть - в банк счетчик прибавился. Сделаешь что - то действительно доброе, кому - то поможешь, чувствуешь что "я уже…ну в общем - то Господь Бог в долгу мне, одним словом". . . Да сами добродетели наши осквернены бывают, тщеславием, гордыней, расчетом, самомнением, человекоугодием. На сколько мы человекоугодничаем! И совершаем «доброе», не ради добра, а ради человекоугодия, особенно перед начальством!
Нравственность - это необходимо, но недостаточно. Исполнение заповедей, вот что является средством приобретения правильного, святого духа в человеке. Не Бог нас принимает или не принимает, а мы становимся способными к принятию Бога. И Он готов в каждый момент нашей жизни дать нам все, что может только дать. Почему не дает? Нельзя, надень на меня митру сейчас, я потом никого не подпущу. Я весь испорчен внутри, хотя этого не вижу, до времени. Недаром говорят, хотите узнать человека, дайте ему власть. Нельзя ничего дать, пока я не очистился, или лучше сказать пока я не увидел своей испорченности, поэтому от нас самих зависит: Бог будет в нас действовать или нет.
Не стесняйтесь, если Вас будут обвинять, что мол, сами грешные, а еще смеете говорить о Духовности. Не стесняйтесь, по простой причине: у кого что болит, тот о том и говорит. И когда у человека болит зуб, он не стесняется говорить о зубе. Тот, кто чувствует себя больным, тот будет говорить о здоровье. Поэтому, когда человек чувствует себя больным, он будет говорить о Духовности. Но тот, кто чувствует себя здоровым, будет говорить о чем угодно, только не об этом . . . .
Духовность - это любовь.
Христианство не борется с социальной несправедливостью, и с рабовладельческим строем. . . почему? Христианство обращает свой взор на источник человеческой несправедливости! Этот источником - отсутствие любви в человеке. Что порождает все несправедливости, как в плане личном, так в социальном. Вот на это христианство и направило все острие своего учения. И если ты христианин, ты должен в каждом человеке видеть равного себе! Этим подсекается фундамент любой социальной несправедливости. А сведение христианства к какой-то социальной или политической доктрине не возможно.