Михаил Гнетов запускает первый в регионе завод по переработке торфа
Комарова уже в курсе, представители Якушева приглашают инноватора к себе
Ханты-Мансийский автономный округ из нефтяной столицы скоро станет и торфяной. Местный бизнесмен намерен запустить первый в регионе (да и в России тоже) завод по переработке торфа нового поколения. «В болото» пущено уже 10 миллионов евро, запуск проекта намечен на начало следующего года. Корреспондент «
УралПолит.Ru» выяснял, зачем на родине углеводов заниматься чем-то, кроме нефти.
Урай - типичный город ХМАО-Югры: население чуть более сорока тысяч человек, низкие дома и хорошие дороги, раз в пятьсот метров - билборд нефтяной компании. Для Урая это «ЛУКойл», а сам город для России - фактически родина западно-сибирской промышленности: в трех километрах отсюда в 1964 году было открыто первое нефтяное месторождение. «Город Урай окружен олиготрофными, бедными болотами», - такую строку можно найти на странице
о городе практически в любой энциклопедии. Именно на торфе решил сделать бизнес местный бизнесмен и депутат окружной думы ХМАО-Югры Михаил Гнетов.
«Я родился-то практически на болоте, вон там стоял наш дом. - Депутат указывает куда-то вдаль. Раньше, наверное, там и были дома, сейчас это темно-бурая плоскость длиной в несколько километров, которая проходит по краю города. - Собственно, это и есть болото, я каждый год таскал его на огород. Перекапываешь, удобряешь, картошка была всегда хорошая», - заканчивает он.
Фраза о том, что город окружает болото, - не литературный прием: по официальным данным, площадь болота - 174 гектара. Прогнозируемый объем торфа составляет от 10 до 15 миллионов тонн. Глубина до конца не изучена - при добыче экскаватор срезает только верхние 5-6 метров.
На первом этапе Гнетову выделили площадь в 16,1 гектара, где планируется добыть 403,858 тысячи кубов торфа. Срок разработки - 14 лет, но бизнесмен уверен, что исчерпает его за год. Оформление документации на остальное болото уже началось, но идет сложно: отведение болота оформляется так же, как леса.
Болото теряется из виду, мы едем вдоль длинного забора - Гнетову пришлось установить его после начала
добычи торфа: местные жители начали воровать «продукт» мешками. В конце забора - две очереди будущего завода, осталось растаможить и установить оборудование. Рядом лежит первая партия добытого торфа - 90 тысяч тонн. Варианты продукции завода - удобрения или брекетированный торф, которым можно топить хоть ТЭЦ, хоть частные дома.
«На первом этапе 30 % мощностей пойдут на брикеты для отопления, 70 % - на удобрения. После запуска второй очереди доведем производство до 100 тысяч тонн брикетов в год, чтобы потребности округа закрыть. Именно столько угля и древесины сжигают в регионе сейчас», - рассказывает Гнетов.
На строительство и запуск двух очередей производства потребуется 10 миллионов евро - часть средств на возведение стратегически важного для региона завода выделил коллега Гнетова по думе - депутат и президент ХМАО-банка Дмитрий Мизгулин.
Оборудование еще не установлено, депутат ходит между запакованных коробок. Компоненты подбирал лично - на подбор техники ушел год, для изучения всех тонкостей бизнеса Гнетов объехал пять стран. У каждого элемента завода - своя история. Любимая - про пресс. «Это фирма «Руф«, модель 1100+. Самые новые, мощные и дорогие соответственно. Производительность - тонна брикетов в час, у старых версий - 600, максимум 800. Первые, что выпущены заводом, доставлены ко мне в Урай. Даже в Европе таких ни у кого нет. Немцы говорят, что в принципе впервые поставляют подобное оборудование в Россию». - Он с гордостью обходит машину по кругу. - Все запрограммировано и проверено. Будут выдавать брикеты с моими инициалами!».
Тестовый брикет - сделанный, правда, из опилок, а не из торфа - он привез из Германии, где тестировались все компоненты завода. За счет использования пресса теплоотдача торфа достигает 4,2 ккал. Для сравнения, у древесины
этот показатель составляет 1,5, у угля - 4,5. При этом итоговая стоимость продукции завода будет ниже стоимости традиционных видов топлива. «Торф в перерасчете будет гораздо дешевле, чем дрова. Даже для той же бабушки, которая печку топит целую зиму, - ей нужно или 7-10 кубов дров, или сравнительно меньше торфа - также за меньшую цену», -
признается Гнетов.
Бабушки, конечно, не основной потребитель. Депутат рассчитывает, что в случае успеха проекта на его топливо удастся перевести основные котельные, которые работают сейчас на дровах или на угле. Для начала в Кондинском (во всем районе, включая райцентр Междуреченский, где проживает более 13 тысяч человек, нет газа) и в Октябрьском районах, где до сих пор топят углем, мазутом и даже нефтью. Затем развивать сбыт на территории всего округа. Необходимые запасы
сырья для этого есть: на территории «тюменской матрешки» на сегодняшний день находятся крупнейшие залежи торфа в России. Данные «
УралПолит.Ru» подтверждает и. о. директора Департамента по недропользованию ХМАО-Югры Сергей Кузьменков.
«На первое января запасы торфа по Ханты Мансийскому округу - Югре составляют около 1 млрд 400 миллионов тонн, - подчеркивает он. В то же время объем добычи минимален. - В 2011 году велась добыча на 77 месторождениях, объем составил около 300 тысяч тонн, за 9 месяцев 2012 года разрабатывалось 86 месторождений».
При этом фактически переработки торфа до сих пор не ведется: основными потребителями являются предприятия нефтегазового сектора, где торф используется для устранения разливов нефти и рекультивации нарушенных земель, а в меньших объемах - для благоустройства и озеленения населенных пунктов.
«Использовать торф просто так, без удобрений, нельзя, - уточняет источник «
УралПолит.Ru» в правительстве региона. - По закону нельзя. Но нефтяникам приходится это делать, потому что на территории округа нет подходящей продукции с
торфом».
Учитывая политику диверсификации экономики, которую продвигает губернатор Наталья Комарова, правительство ХМАО-Югры заинтересовано в реализации проекта. «С Кимом [Александр Ким, первый заместитель губернатора ХМАО-Югры] разговаривал, это дело серьезное, мы с ним обсудили. Он сказал: «Чем-то можем помочь?». Я сказал: «Пока ничего не нужно. Как запущу, по второй очереди будем говорить». Когда наладится производство, когда будет что показать - вернемся к обсуждению вопроса».
Проект поддерживают и власти Урая, отмечает представитель городской администрации. На момент подготовки материала глава города был недоступен для комментариев. Работа «в одиночку» идет не без сложностей: таможня отказалась растаможивать оборудование как единый завод (по нулевой ставке), в итоге расходы бизнесмена увеличиваются, а срок запуска сдвигается до конца февраля. И все же работать в ХМАО-Югре в последние годы стало проще, признается депутат. «У нас рядом Мулымская территория, включает пять поселков. Комарова была там пять раз за два с половиной года. А Филипенко за 20 лет правления, думаю, ни разу не был. Отсюда и отношения, и дела решались по-другому. Либо ему говорили, либо она была сама, знает проблему».
Депутата ждут в Тюменской области: представители Владимира Якушева уже предложили ему рассмотреть возможность установки предприятия там. Бизнесмен такой вариант не исключает, уточняя: в перспективе он планирует дойти до Екатеринбурга и построить завод в Свердловской области. Дело уже не в местных ТЭЦ, а в удобной транспортной развязке: немецкие партнеры уже сейчас готовы выкупить у него всю продукцию, что будет готова. Но из Урая везти далеко
и невыгодно.
Напоследок уточняю у Гнетова, зачем он - депутат Думы ХМАО-Югры, владелец крупнейшего ТРЦ, нескольких супермаркетов - вдруг решил заняться совершенно непрофильным бизнесом. «Отчасти как раз работа депутата и натолкнула на эту мысль, - отмечает предприниматель. - В наших краях, где завоз возможен только во время навигации, крайне важно иметь свое производство топлива и не зависеть от других. Тем более когда энергоресурсы дорожают - что уголь, что газ. Видишь, как люди переживают из-за всего этого, начинаешь думать, где альтернатива. Я ее нашел».
Оригинал