Хабаровск, совет по предпринимательству: тени удлиняются?

Jan 21, 2011 15:57





1 Участвовал вчера в расширенном заседании совета по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края. Подобные мероприятия обычно проходят несколько раз в год - в среднем ежеквартально - и собирают весьма широкую аудиторию преимущественно из руководителей коммерческих организаций. Разумеется, присутствует сам губернатор, а также некоторые краевые министры и прочие высокопоставленные чиновники.
В повестке сегодняшнего заседания значилось: «Роль малого и среднего предпринимательства в расширении налогооблагаемой базы Хабаровского края». Я не буду расшифровывать достаточно объемный проект решения, а лишь попробую выделить некоторые показавшиеся мне наиболее важными ключевые моменты. Забегая вперед, отмечу, что само заседание показалось мне неожиданно интересным, потому-то и написал этот пост.

Сначала немного цифр. В выступлении руководителя УФНС по Хабаровскому краю А.Ф. Печерицы прозвучали следующие данные. Число предприятий малого и среднего бизнеса (SMB) по отношению к количеству крупных предприятий в крае значительно меньше, чем в среднем по стране. В регионе зарегистрировано около 33 тыс. предприятий SMB и около 35 тыс. индивидуальных предпринимателей. За последний год доля первых увеличилась на 13%. При этом часть зарегистрированных организаций на деле деятельность не осуществляют или не показывают ее. Позже в другом докладе прозвучало, что налоги платят лишь около 14 тыс. предприятий SMB.
В краевой бюджет они принесли в 2010 году 6,2 млрд рублей, всего же заплатили более 11 млрд налогов - 15% от всех налоговых платежей Хабаровского края. При этом государственные внебюджетные фонды получили от SMB 18% от всех поступлений, что на 27% больше, чем в провальном 2009 году. Конечно, большую часть - 80% - дают два крупнейших города края: Хабаровск (65%) и Комсомольск-на-Амуре (15%). Прозвучало, что любой район дальневосточной столицы для бюджета и фондов в экономическом смысле значит больше практически любого района края.
40% налогов дают малые и средние предприятия оптово-розничной торговли. На втором месте - 20% - компании, работающие в недвижимостью. Замыкают тройку предприятия строительного сектора.
Руководитель УФНС обозначил и самые острые вопросы, которые, как мне показались, были важнейшими на этом заседании с точки зрения власти. Как известно, с 2011 года значительно - более чем вдвое (с 14,8 до 34%) - возросли ставки отчислений предприятий в государственные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Платятся они предприятием с зарплаты сотрудников. Собственно, именно поэтому «черная» зарплата выгодна коммерсантам. Полагаю, большая часть населения страны, трудящаяся в коммерческом секторе, получает жалование, состоящее из двух частей - белой, проводимой официально, и «серой» или «черной» - наличными, за которую расписывается в ведомости лишь для внутреннего пользования предприятия. Не буду сейчас расписывать плюсы и минусы такого положения дел для наемного сотрудника - о них и так практически все знают.
За последние годы «серость» зарплатных схем стала несколько менее вопиющей, чем раньше. Резкое же увеличение налогов способствовать этому процессу отнюдь не может. Налоговики ожидают - и не без оснований - резкого скачка бизнеса «в тень». Несмотря на возросшую ставку, общая сумма поступлений во внебюджетные фонды в 2011 году может даже сократиться. Это-то и волнует власть.
Теперь еще немного цифр от представителей краевого отделения Пенсионного фонда РФ. В сегменте SMB в Хабаровском крае трудится около 200 тыс. наемных работников. За них выплачивается лишь 9,2% от общей массы доходов на пенсионное страхование. Отчисления соответствуют средней зарплате в 142 тыс. руб. в год, или чуть менее 12 тыс. в месяц, что практически вдвое ниже суммы средней заработной платы по краю. Точно так же - вдвое - ниже среднегодовой объем взносов каждого субъекта (20 тыс. руб. против 41 тыс.). 23% предприятий SMB сдают нулевую отчетность.
Теперь о том, что волновало бизнесменов. Высказывались многие. Надо, правда, отметить, что малый бизнес представляли ассоциации. Из известных мне и в городе лиц выступали Евгений Шулепов и Александр Тишутин.
Понятно, что возросший налоговой пресс никого не обрадовал. Были даже высказаны идеи попытки убедить федеральный центр снизить бремя для дальневосточных предприятий до прошлогоднего уровня. Судя по реакции и остального зала, и президиума, затея это совершенно бесперспективная. То, что на Дальнем Востоке вести бизнес труднее, чем где бы то ни было еще, то, что тарифы так называемых естественных монополий - в первую очередь энергетиков и транспортников - здесь чрезвычайно высоки, едва ли является сильным аргументом для Москвы.
Заслужившей большее внимание и одобрение идеей стала мысль о необходимости борьбы с предприятиями и частниками, работающими полностью по теневым схемам. Приводились примеры многочисленных бригад строителей-отделочников и т.п., свободно дающих объявления в газетах, которые, конечно же, налогов не платят. В этом контексте упоминались также китайцы.
С одной стороны, я могу привести немало примеров, когда местная компания официально по договору и со всеми (или почти со всеми) чеками выполняет свою работу на порядок хуже китайской бригады, а берет за это минимум в десять раз больше денег. При такой пропорции выбор потребителя будет более чем предсказуем.
С другой стороны, отсутствие равных условий с позиции уплаты налогов значительно влияет на конкуренцию и желание эти налоги платить. Если фирма А платит свои сотрудникам только «белую» зарплату, ее товары или услуги почти наверняка окажутся дороже, чем у фирмы B, которая расплачивается с работниками неучтенными наличными. И по прошествии некоторого времени первая фирма с высокой степенью вероятности окажется вынуждена свернуть свою деятельность и уволить всех сотрудников.



2 По итогам заседания я бы сказал, что немалая доля предпринимателей в принципе была бы не против случившегося утяжеления налогового бремени, если бы все несли его в равной мере.
Закрывавший заседание губернатор Хабаровского края Вячеслав Иванович Шпорт пообещал принять во внимание все озвученные проблемы и попытаться их решать, насколько это в силах правительства края. Обнадеживать относительно борьбы с «частниками-халявщиками» не стал - это процесс чрезвычайно сложный и требующий значительного времени.
Фоном на заседании прошла тема инвестиционного климата. За общими фразами, кстати, не всегда стояли конкретные примеры буксующих из-за административных барьеров крупных проектов, это губернатор отметил, на мой взгляд, правильно. Чаще всего выступающие и зал просто терялись, когда их просили назвать реальный объект. Впрочем, нашлись и конкретные - в частности строительство курортной инфраструктуры в Корфовском. Вообще же хочу заметить, что лично знаю небедных людей, которые искали, куда бы вложить деньги, и на Дальнем Востоке применения своим средствам не находили. Я не экономист, конечно, но мне это представляется не лучшим симптомом. Не то инициативность бизнеса упала, не то перспективы в большинстве сегментов слишком безрадостны.
Повторюсь, в любом случае заседание было весьма интересным, я даже не ожидал. Пожалел, что не захватил фотоаппарат. Впрочем, сегодня на мероприятие в министерстве по молодежной политике и спорту постараюсь захватить хотя бы компакт-камеру. :)

Россия

Previous post Next post
Up