Вот какие достопримечательности в мире и у нас в стране самые распространенные, самые посещаемые и самые узнаваемые, если не считать известнейшие музеи и природные роскошества? Если сказать сухим канцелярским языком, то ведь «религиозные сооружения», так? Красавцы-храмы православия, потрясающие по воздействию если не на душу, то на эстетическое чувство монастыри, с легкостью взлетающие ввысь минареты мечетей, пагоды и дацаны, синагоги и костелы… Мы не были оригинальны и старались не упустить по дороге ни одно из них, начиная от жемчужинки храма Покрова на Нерли и заканчивая необыкновенно романтичной Азимовской мечетью в Казани, но совершенно сознательно начну я свои конкретные рассказы вовсе не с одного из таких мест. Начну я с чего-то такого невероятного, странного и нестандартного, что если увидеть его случайно, ничего заранее не зная, то покажется, что сооружал это какой-то эксцентричный сумасброд.
Но я знала, что это, знала и давно хотела там побывать. Мне не важно, что «истинно верующие» всех религий чаще всего злобно шипят в сторону Вселенского храма, что на самом деле это вообще никакой не храм, ведь ни одна служба и ни один обряд в нем не проводятся, что он не достроен и скорее всего, достроен не будет никогда, что строитель его - личность неоднозначная и притянул к себе при жизни не один скандал, что … да ничто это мне не важно. Для меня это - символ. Символ прекрасный и утопичный. Мечта о несбыточном времени, когда человечество поймет, что раз Бог есть, то он един для всех народов и не делит людей на католиков и иудеев, православных и мусульман, что дом его открыт для всех, даже если каждый входит в этот дом через свою дверь. Мечта о том, что люди могут договориться между собой…
Ильдара Ханова, создателя этой иллюзии в камне, уже нет в живых, я никогда с ним не встречалась, я и имени-то его не знала, если честно. Я не представляла масштаба его архитектурного и идейного замысла, не вникала в то, на какие деньги все это строилось, для меня это была картинка сродни красивому внешне и несущему некий смысл макету из папье-маше. Увидев же все это своими глазами и узнав, что автор его был не чудаковатым бизнесменом-миллионером, а «просто» скульптором и архитектором, который родился мусульманином и пережил в детстве… я лучше цитатой, верить в которую или нет, дело такое же индивидуальное, как верить в то, что Бог - дедушка на облаке или в то, что в раю вас ждут сорок гурий.
«Его детство пришлось на тяжёлые военные годы. В 1943 году умерли два его брата и сам он чуть не умер, пережив клиническую смерть. Ильдар вспоминает, что тогда ему явились семь ангелов, которые предложили ему пойти с ними. Потом мальчик увидел голубое небо, людей в белом, которые поведали ему, что давно его ждали. К Ильдару подошёл человек и сказал: "Я - Иисус". Иисус взял мальчика на руки поцеловал, а потом сказал, что покажет Рай и Ад. Когда Ильдар увидел Рай и Ад, Иисус указал ему, что он должен спуститься обратно на Землю. Мальчик сказал: "Там война, голод и смерть. Я туда не хочу", на что Иисус ответил: "Ты там нужен". Мальчик очнулся в своей землянке, где бабушка и соседи причитали над ним и говорили, что сегодня не будут его хоронить, так как уже поздно. Вернувшись с того света, Ильдар обрёл способность видеть мир по-другому. Например, он очень удивил родных, увидев в животе матери свего будущего братика. Благодаря своему новому зрению Ильдар обрёл способность к целительству.
В 1960 году Ильдар окончил Казанское художественное училище и поступил в Московский художественный институт имени В. Сурикова.
За десятилетия творческой деятельности Ильдаром Хановым выполнено более 70 скульптурных и монументально-декоративных произведений, а также написаны сотни картин.
В Москве Ханов познакомился с известным художником Святославом Рерихом. Вместе они обсуждали идею создания Вселенского храма - храма единения душ. Но в советское время осуществление этой идеи было невозможно.
19 апреля 1994 года во сне Ильдару явился Иисус, который повелел ему строить Вселенский храм, на что Ильдар ответил, что у него нет денег и средств на строительство. Иисус сказал: "Ты начни строить, люди поверят в тебя, и придёт помощь". Ильдар вышел во двор и начал копать землю под фундамент. Не прошло и полутора часов, как появился знакомый Ильдара и, узнав, что тот строит Вселенский храм, пообещал прислать 15 каменщиков. Работа закипела. На следующий день посреди ночи Ильдар услышал шум во дворе и увидел, что кто-то привёз три КАМАЗа кирпича. Кто привёз кирпич, так и осталось загадкой. Окружающие люди, а также исцелённые Ильдаром оказывали ему посильную помощь, и работа не прекращалась ни на один день.»
Я и сама совру, если скажу, что верю во все процитированное, но вот стояла я около этого «дворца души», обходила его кругом, осознавала масштаб работы и необходимых финансов, видела, что даже после смерти основателя строительство не остановилась, и мысль о том, что дело это не обошлось без помощи свыше, меня не покидала.
Вот он, главный, по-моему, смысл: работа по строительству мира, в котором будет царить именно мир, будет продолжаться вечно…
А тот, кому тошно от этого безобидного и такого чистого в своей идее архитектурного памятника, может отвернуться от него и посмотреть на памятник другой - хамству, жадности и беспардонности. Зато люди, что отсыпали прямо в Волге эту косу и понаставили (попытались, во всяком случае) на ней коттеджей, наверняка ходят отмаливать грехи во вполне признанные храмы и мечети…