Один день на передовой

Jan 12, 2015 08:25

Оригинал взят у alexhitrov в Один день на передовой
По просьбе военной пресс-службы ДНР название мест съемки и имена ополченцев сокрыты или изменены в целях безопасности.



Из Донецка мы выехали рано утром. По пути подобрали Дмитрия - коллегу, который и связал нас с ополченцами, согласившимися на то, что бы мы немного с ними "поработали". До Шахтерска нас вез водитель, у которого мы сняли жилье. Работы у него уже давно нет, занимается частным извозом. Тем и живет. До села, где нас ждали ополченцы, везти он отказался. "Друзья мне сказали, там очень опасно. Можно нарваться на блок-пост Украинцев. они здесь в шахматном порядке разбросаны. Я то еще ладно, местный. А вот вас, либо расстреляют на месте, либо в Киев отправят" - говорил Дмитрий.

Автовокзал Шахтерска. Много людей с сумками, авоськами, небольшими тележками - рядом стоит рынок. На остановке автобусов нет, зато чуть поодаль, в ожидании своего клиента, стоит целый ряд таксистов. К ним мы и направились.
- Куда вам, ребята?!
- В "село-Н"!
- Ооо! Нееет, я вас туда не повезу. Нет!
- Я повезу - окликнул нас мужчина, сидевшей в старенькой, повидавшей жизнь, Ниве - Ребята, а как туда проехать-то? Ну, что бы на "укроповские" посты не нарваться - спросил он у своих товарищей.
- Держись правой стороны, там можно проселочными дорогами добраться. Главное держись терриконов.
- Ребята, ну 200 гривен. Не меньше. Там очень опасно.

На том и согласились. Да и деваться было некуда. Автобусы туда уже давно не ходят.

Нива - отличная машина. Проходимая… Больше о ней написать нечего. Ехали мы порядка 60 км/ч, но было такое ощущение, что вот вот взлетим, такой шум она издавала. Как только выехали за пределы Шахтерска дорога сразу же стала пустой. Ни одной машины, да и нависший над нами непроглядный туман, тоже нагонял немного жути. Горизонта не было видно, по обе стороны дороги бескрайние поля, и тоже ничего не видно. "А вдруг нарвемся на Украинцев?!" - проскакивали мысли у меня в голове. Водитель, пока пытался совладать с машиной, задавал нам различные вопросы: "А кто такие? Откуда будете? А зачем вам туда надо?"






Неожиданно свернули на еле заметную дорогу, которая уходит куда-то в стороне полей. Минут 30 мы петляли по небольшим дорогам, которые напоминали больше тропинки, по которым давно никто не ходил. Напряжение росло. С каждым пройденным метром становилось все страшнее. Страшнее не от того, что мы может нарваться на Украинский блок-пост, а из за того, что не видно горизонта - туман.
У Дмитрия, сидящего сзади, зазвонил телефон:
- О, это мой друг ополченец. Але! Да!
- …
- Что? Ааа. Он сказал что бы мы ни в коем случае не ехали по дороге, которая проходит через … - обратился он к водителю
- Мы по ней уже едем. Так короче будет.
- Стойте! Она заминирована! Ее вроде бы разминировали, но вроже бы нет!



Резкий тормоз. Попятились обратно. Кое как выехали к блок-посту, но уже нашему, ДНРовскому. После проверки документов и вопросах о целе поездки, нас пропустили. И вот мы в "селе Н".

Наша Нива тормозит у небольшого магазинчика, у которого с сигаретой в зубах стоит ополченец, друг моего коллеги. Рядом с магазинов небольшой столик и скамейка. Видимо, здесь в теплое и спокойное время вечерами собирались местные иужики и за стопкой прозрачного напитка обсуждали дела насущные. Теперь на столе лежит автомат Калашникова, рядом бутылка с водой.
- Эдак вас занесло на ту дорогу - с ходу выпалил ополченец (Ваня).
- Здраров, здаров - Дмитрий вылез из Нивы, пожар крепкую руку парня
- Сейчас подождем остальных и пойдем. Они там, видать, весь магазин скупить захотели.



Остальные вышли через пару минут. Молодой парень и мужчина. Оказавшись на улице, закурили. Тот, что постарше, держал в руках гильзу, крутил ее, внимательно изучал:
- Ратитет! Скорей всего со времен первой мировой. Здесь вот немного проржавело, дома почищу, должен год быть написан. Я ее нашел когда блендаж копали. Кстати - протянул мне руку - Николай, Коля! - С улыбкой на лице представился он.



Пока ребята обменивались короткими фразами я оглядел то место, куда нас привез таксист. Прямая улица, по обе стороны который аккуратно расставлены одноэтажные домики. Тишина. Даже лая собак не слышно. Ничего. Только негромкие разговоры ополченцев и тишина войны.
- Ладно, хватит курить, пора идти. Покажем, где мы обитаем - позвал нас за собой Коля



Пока шли через село я вглядывался в дома: вот стоит простой жилой дом, вроде бы ухоженный, а рядом с ним с забитыми ставнями - оставленный, а вот дом, который совсем разрушен:
- Этот еще летом подорвали. Прилетел снаряд, полностью уничтожил чье-то жилище, ну и соседнему дому досталось. Взрывной волной все окна повылетали, да в крыше дырка - рассказывал по-пути Ваня, который встречал нас у магазина.












Чем глубже мы уходили в село, тем больше людей встречали. Ополченцев знают уже в лицо, здороваются. За селом виднеется шахта "Доброволец Донбасса".



Нас догоняет мужик с бедонами.
- Летом здесь перебило водовод, вот люди и ходят до колодца за водой - объясняет боец






Справа появляется детская площадка. Небольшая песочница, качелька, деревянная лошадка и елка, украшенная мишурой и новогодними игрушками. Все припорошено белым снегом. Все бы хорошо, но на снегу нет следов от маленьких детских ножек, не слышно детского смеха, нет даже снеговиков.
- Как-то сюда попал снаряд. Хорошо, никого не было рядом - Коля, немного понизив голос, указывает на место возле детской площадки - Ладно, почти пришли






Так мы дошли до одного из домов, где расположилась часть ополченцев. Обычный сельский дом, ничем не отличающийся от других. Просто был брошен. На пороге нас ждал мужчина, лет 50-ти.
- Миша - протянул руку ополченец, куривший на крыльце - Да вы проходите, проходите - пригласил он нас внутрь - Только голову осторожно. Косяк.









Как только вошли в дом, нас обдало жаром. Оптика сразу покрылась "толстым слоем" конденсата.
- Тааак, принимайте гостей - сказал Миша, войдя на кухню с которой и начиналась жилая зона - Ребята - журналисты. Давайте, позируйте, йопта



Небольшая кухня вместила в себя печь, большой стол, несколько скамеек вокруг и стенку. Дальше шли две жилых комнаты, где и расположился этот взвод. На столе были раскиданы недоеденные консервы, где-то "тлел" чай, на засохшей булке хлеба ютилась черная муха. За столом сидела два бойца - Вова! Диима - поприветствовали нас ребята.









Вова молча сидел и курил у края стола, Дима, взяв в руки кисточку из под замазки начал что-то выводить на своей каске. Я подошел поближе.
- Это так, прикола ради - сказал он, показав мне выведенную белым надпись "PRESS" - Вот, теперь будете как настоящая пресса - улыбнулся он.






Миша, сев на скамью, достал из помятой пачки сигарету, закурил. Глубоко затянувшись выпустил перед собой белый, медленнорастекающийся по воздуху дым:
- Когда мы сюда только пришли, местные нам показали брошенные дома, мол живите, если хотите. Вот мы и поселились. Да и куда деваться-то было?! Все таки нужн было занять это село. - сделал еще одну глубокую затяжку - Долго пытались мы растопить печь, прогреть дом. поначалу ходили и даже спали в одежде, так было холодно. А теперь хорошо: печь топит, тепло. Ладно, пойдем, покажу наше прекрасную половину - взяв в руки тарелку с супом Миша вышел из дому и направился к соседней избе.









Дверь нам открыла девушка в военной форме, лет 25, не больше. Завидев мои фотоаппараты, засуетилась:
- Ой, только не снимайте меня пожалуйста, не снимайте, не надо. Не хочу. пожалуйста.
- Не, не, не. Не буду. Обещаю - быстро сказал я
- Да лааадно тебе, давай, мы отвернемся, а ты себя в порядок приведешь - шутил Миша
- Нет и все. не хочу. Спасибо за суп.
Мы зашли в дом, где и жила девушка, но не просто девушка, а девушка-ополченец. Внутри оказалось куда просторнее, нежели в предыдушей избе. На кухне порядок, стол чист. В углу, облокотившись о стену. стоит веник, под веником небольшая кучка мусора. Все таки виджна женская рука. Все чисто и убрано. В комнате две кровати, стенка и стол, на котором лежали два телефона, мягкая игрушка, какие-то засохшие цветы и автомат.



- Ладно - Миша начал торопиться к выходу - пойдем обратно к нам. Еще с ребятами познакомлю и на позицию сходим. Быть может даже укроповский пост сможем увидеть.
Выйдя из дома, Миша остановился, облокотился о забор и тихим, буквально, еле слышным голосом сказал:
- Устал. Я устал от этой войны. От всего устал. Как же это? Жили мирно, а тут… Ааа - махнул рукой и повел меня дальше



За время нашего отсутствия в доме ничего не изменилось, все сидели там же, где сидели. Но на этот раз меня познакомили с остальными ополченцами, которые занимались своими делами уже в жилой части дома. Комната небольшая, даже меньше кухни. 3 кровати, шкаф, небольшой стол с телевизором, трюмо.



На стене висит традиционный совковый ковер красного цвета, на ковре машна с надписью "Аптечка". В комнате находилось три бойца. Один, судя по наличию винтовки, снайпер, что-то выглядывал в оптический прицел, наверное настраивал его, ну или калибровал (не знаю как правильно). Остальные були увлечены просмотром, т.е. "прослушем" телевизора.
- Сейчас продиджей включу. Шикарная группа
- Да хватит уже, а? Давай другое что нибудь послушаем?
- Нет! Утром Продижди, днем продиджи, а вот уже вечером можно и продиджей послушать.






- А вы видели нашу "царь-пушку"? - спросил меня "снайпер", указывая на трюмо, на котором стояла игрушечная пушечка с вставленной в дуло бутылкой
- Сань, пошли - окликнул меня с кухни Ваня - блендаж покажу. Если повезет, то даже пост укроповский сможем увидеть.






До блендажа шли несколько минут, практически все в сопку. С нее село видно как на ладони, ну и окрестность тоже. Хорошая точка.









Ваня остановился: "Воооон смотри - показывает пальцев в сторону холмов, которые где-то дажеко еле видны из за стелящегося тумана - вон там укроповский пост. Его сейчас из за тумана не видно. А вот они тебя могут видеть, красная куртка - места снайпера. - где-то я это уже слышал - Ладно, не ссы, сейчас здесь тихо, перемирие… А вот вечером начнется артиллерийская дуэль. Будут палить друг по другу. Если останетесь переночевать, быть может увидите, а может и нет."



У блендажа нас ждал парнишка, представился Евгением. Совсем еще пацан. Молодой, а уже воюет. Повел показывать мне внутреннее убранство блендажа:
- Ну что тут показать? Ну нет же ничего! Блендаж и блендаж. Вот одеяло на стене, что бы теплее. Вот стул. Вот автомат. С этого места видно все, никто пройти не сможет - всех положим! - с гордостью в голосе выпалил Женя, сел на стул и продолжил - Сейчас здесь хорошо, тепло, вроде бы. А что было вчера или позавчера - я чуть не околел. Да что там чуть, да **здец был. Да и согреться никак. Хорошо, у нас дежурства по два часа, еще хоть как-то вытерпеть можно. Потом быстро, бегом в дом. Греться, чай горячий пить. немного поспать и снова на высоту.









- Ладно, выходи. Пошли чай пить - окликнул меня Миша









На обратном пути встретили мужчину и женщину, набиравших воду с колодца. Начал фотографировать.
- Это мы так с августа живем. Как водовод перебило все - труба. - сказал, набирающий воду мужчина - У нас машина есть, мы может много воды домой привезти. А представьте какую-нибудь бабку, живущую на другом конце села?! Вот как ей таить-то? Помогаем, как можем.






- Сейчас мы пойдем в другой дом, там уже наш взвод живет. Тот, что первый - это мы, так сказать, в гости ходили - Ваня повел нас к другому концу села, где на пригорке стоял дом, с забитыми фанерой окнами - Здесь - указывает рукой на косогор - снаряд упал. Вылетели все окна в доме. Вот, заколотили. Вообще, здесь жила бабушка, но она умерла, еще лет семь назад, а мы сюда и заселились. Обогрели избу, хорошо стало.






Простой дом, выкрашенный в белый цвет, углы синие. С краев крыши свисают прозрачные сосульки. Белоснежный снег устилает весь придомовой участок. Если бы не царящая вокруг напряженная обстановка, то все бы это походило на добрую Русскую сказку. Не хватает только Деда Мороза с его волшебным посохом. Зашли внутрь. традиционно обдало жаром, традиционное запотевание оптики (ох, не на пользу это ей, не на пользу). В отличие от предыдущего дома, это начинался не с кухни, а с небольшого предбанника, где стоят диван. Слева большая комната, которая служила ребятам одновременно и кухней, и спальней, и залом. Прямо еще одна маленькая комнатушечка, где Коля, который откопал старую гильзу, уже грел на печи воду.






- Располагайтесь, сейчас чай попьем. Да и вообще покушайте, голодные наверное?! - сказал он, ставя кастрюльку с кипятком на большой стол - Вот тут кружки, вот тарелки, ложки, вилки, хлеб. Короче, все по столу разбросано, ищите, ешьте! Приятного!






Ваня, резко подскочив с дивана направился к стенке, где от старых хозяев сохранились различные фотографии, статуэтки, стопки-бокалы и другая утварь , которую обычно не доставали просто так, без повода, а только тогда, когда приходили гости. Открыл одну из дверец, и достал со шкатулки целый пресс советских рублей:
- Вот - потряс пере дами купюрами - клад нашли в доме. Здесь было порядка полутора тысяч рублей. Видать, прежние хозяева были не бедными, ну или бабушка просто на похороны откладывала. А еще - Ваня снова подошел к открытой дверце стенки и достал оттуда небольшую коробочку - здесь есть различные документы - начал показывать - страховка, сберкнижка старая, какие-то письма. А рубли, кстати, мы всем нашим гостям раздариваем. Ну чего, бумаге-то пропадать?! На, держи - протягивает мне пачку - и себе "отсыпь" немного.
Пока я рассматривал старые советские рубли, ел суп и запивал все это горячим чаем, в комнату вошел крупный мужчина, в руках которого был пулумет.
- Здарова! Максим! - представился он, медленно скинул бушлат и уселся на пол - Ну что же, пора провести ему чистку. Главный сказал отнести его потом на блендаж, пусть там лежит. А я с чем буду?









К комнате повисло молчание. И лишь только металлический звук разбора пулемета нарушал эту тишину.
- А у вас есть какой-нибудь распорядок дня? График дежурств? - спросил я
- Ну, подъема, как такового - нет, так как посты круглосуточно, по очереди - ответил Дима - Но в 9 утра общее построение.
- А жители обращаются к вам за какой-либо помощью? Взаимовыручка, вообще, существует?
- Ну как сказать взаимовыручка?! Местные сами по себе. Ну, лично ко мне никто не обращался. Да и не слышал ни от кого из ребят, что бы кто-то просил помощи.
- А много человек в селе осталось?
- Вообще всего проживало около 500 человек. Сколько осталось сейчас - не знаю. Обстановка сейчас спокойная, типа перемирие. А так, мины несколько раз в прилетали сюда. Это было еще летом, когда даже ополченцев здесь не было. Вот тогда и они и подорвали водовод, укропы, в смысле.
- А как с работой дела обстоят? Да и вообще с продуктами, я смотрю, у вас магазин очень скуден на товар
- Ну конечно. Кто согласится сюда везти продукты? Ну лишь только камикадзе. Работы нет. Ну, на шахтах кто-то работает, но их регулярно бомбят, поэтому… Даже не знаю. Несколько местных жителей ушли в ополчение.
- А сам почему пошел?
- Пошел, так как Донбасс считаю исторически Русской территорий, ну и помогать местным жителям отстоять свои земли от киевских олигархов и националистических элементов. Кстати, здесь 80% ополчения - это местные. Да и вообще, после всех этих бомбежек, сидеть дома и ругаться в телевизор было не по себе.
- А что ты ждешь от этой войны? То есть, каков конец видишь, и видишь ли его вообще?
- Думаю, война еще продлится какое-то время, но закончится полным освобождением Донбасса от киевский хунты, или сама украинская незалежность, так называемая, распадется еще до нашей победы, в результате внутренних процессов.






У меня звонит телефон. Это Сергей, таксист, что вез меня до "села Н". Значит пора возвращаться домой.












Название места съемки и имена были изменены, как уже писал выше. Текст печатал на следующий день после приезда, то есть сегодня. Постоянные выстрелы, взрывы, да и просто бомбежка не давала сосредоточится. Таких обстрелов Донецка, как сегодня, я еще не слышал. Надеюсь, все это скоро закончится. Пора бы уже. Хватит.
Завтра снова в поля, снова за новыми репортажами.

Спасибо за внимание!

Искренне ваш, Саша Хитров.

-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
alexhitrov
Я в социальных сетях. Добавляйтесь!)




Previous post Next post
Up