Всем привет! Друзья, кто не видел, ниже псто в формате "один день". Про работу на севере нашей Родины, на моём родном севере.
Я режиссёр документальных фильмов. и день из тех, что проходят в экспедиции, в предверии или во время съёмочного периода.
Одно 15 мая.
под катом 55 картинок.
01. Просыпаюсь очень рано, в 05:30, но кошка по имени Кошка уже приступила к утреннему туалету у холодной печи.
02. За окном мирно несёт свои воды в Белое море река Пялица.
03. Поселился я в одной из нескольких жилых изб, у местных.
Всего в Пялице зимой живёт 8 человек, а то и меньше.
04. Занимаюсь печкой. Изба за ночь остыла уж слишком сильно. Дрова стараюсь экономить, вокруг Пялицы - тундра, за лесом нужно порядочно идти.
05. Умываюсь.
06. Приятное тепло, чай.
07. Времени совсем немного. Если подтвердят, что вертолёта сегодня в Пялицу не будет (а значит в сл. раз в лучшем случае - через неделю), то мне придётся либо договариваться с кем-то о трансфере по морю на лодке, либо идти до ближайшей деревни - Чапомы 30 км по берегу. Другй возможности переместиться в пространстве - нет. Иду последний раз взглянуть на окрестности - погода не радует, правда измениться она может в любой момент. Встречаю старого знакомого - козла, он всё это время мне мешал работать, но обиды не держу
08. На небе не просветика. 5-й день без устали дует северо-восток, недежды на лодку нет совсем. На картинке виден катаморан. Типично русская история: три в умат пьяных фигуры шли от Архангельского берега по горлу Белого моря до Пялицы в шторм, попасть в реку не смогли) Катамаран поломало и понесло вдоль побережья. Местные мужики на моторках в шторм каким-то чудом выволокли убитый катамаран и три мёртвых от водки тела. Так он и валяется здесь уже несколько лет, разграбленный и обречённый, как и многое здесь ...
09. До звонка из аэропорта посёлка Умба ещё минут 40, иду морем - встречаю приготовления для постановки мерёж - морскмх рыболовных сетей-ловушек.
10. Вода начала убывать - идёт отлив, по местному - куйпога. Если ветер не стихнет, если вертолёт не прилетит, выбраться нужно будет пешком, а идти морем как раз лучше по куйпоге. Но торопиться совсем не хочется - впитываю каждую минуту, давно оставил часть души северам.
12. местное кладбище. тундра.
13. Край деревни. Собственно, вся деревня на картинке.
14. Аэропорт д. Пялица.
15. Прихожу на гидрометео станцию (ГМС) единственное место, где можно работать в деревне, трудится здесь 4 человека.
Тут же находится спутниковый таксофон - связь с большой землёй. Ну и грамота есть.
16. Без Жирика, ясен пень - не обошлось.
17. чутко следит за соблюдением конституции в Пялице наш верховный главнокомандующий. собака мопс даёт заряд позитива всем деревенским, а неспешность течения времени подчеркнёт несвежий календарь. Позвонили с Умбы - вертолёт сядит в Чапоме, до Пялицы не полетит. Обычная история, вместо официального рейса до самой далёкой Пялицы, вертолёт повёз туристов в рыболовный лагерь, стабильно в деревню в последние годы летает только САНрейс (санитарный), но это если умирает кто. Мне теперь идти пешком, короче.
17.
18. На ГМС пискляво нудят, постоянно работая, аккамуляяторы, подзарежающиеся от солнечных батарей. Летом в некоторые дни по показаниям станции солнечная активность длится 24 часа в сутки. Пялицкие белые ночи - самые белые.
19. Времени - 7 часов, в 08:00 - самая мала вода, прилив через 5-6 часов, мне через час выходить. Встречаю Ростислава, он говорит, что на лодке меня в такой ветер не повезёт. С морем не шутят. Делать нечего - надо идти. Но прежде - покушать.
20. пейзаж по пути.
21. продукты в Пялицу стараются завозить сразу на большой период. Например яйца - вёдрами.
22. Пока я подкрелялся, северо-восток раздул всю серость. Со своим 25-ти коллограмовым рюкзаком, гружёный подаренной сёмгой, я иду к Ростиславу. Он говорит, что перекинет только через реку, по морю не пойдёт, дуть меньше не стало.
23. У меня есть ещё минут 20-30, хочу поснимать солнечную Пялицу, такая она впервуе за 7 дней моего прибывания.
ГМС и берег Белого моря.
24. Пялица - вся деревня на картинке.
25. а это "вертлюшок" за выпирающий справа черенок ты крутиш и (засов - через стенку слева) отворяет дверь. Других замков в Пялице нет, кроме разве что ещё палки-препералки (ботажок). Двери в избах тут не запирают.
27. Меня переправляют на другой берег.
28. первые 5 км иду шибко, по отливу, как по асвальту, ноги редко вязнут в песке, а в спину дует северо-восток, если бы ветер был в лицо - не знаю как бы шёл.
29. когда в полном одиночестве топаешь, подгоняемый ветором, вдоль студёного моря, явственно понимаешь свою малекулярную ничтожность. Встречая поклонный крест - радуешься, давала такая встреча очень много сил и веры.
30. ветер притащил льды.
31. Реку Чернавку прохожу без проблем, во время отлива она редко где - по пояс. На берегу реки находится избушка связистов (вдоль бероега ещё со времён англо-французкой интервенции тянутся телеграфные столбы, местами ещё с императорскими вензелями) А небо тем временем снова начало затягивать ... лишь бы не дождь.
32. в избушке традиционно есть всё для путника: печь, чай, дрова, картошка, крупы и пр.
32. а так же карты и постеры с неодетыми женщинами.
33. даже дробь есть
34. на чай времени нет, отдохнув и выпив стопочку разведённого спирта, иду дальше ... вот кого-кого, а верблюда я тут встретить никак не рассчитывал
35.
36. Вдалеке виден Никодимский Маяк. и надежда и беда. Первое потому что ещё в Пялице мне сказали, что смотрители маяка: Геннадий и Раиса могут быть там. Если они на маяке, то есть вероятность - подвезут на квадроцикле до деревни. 10 км можно было сэкономить
37. а второе оттого, что маяк видно далеко и кажется, что через пару десятков минут ты точно до него дойдёшь, но на море расстояние определить на глаз очень сложно и маяк будто всё время уходит от тебя, забирая надежду на скорейшее разрешение твих всё усугбляющихся тяжеловесных проблем. Через часа три достигаю маяка. Услышав лай собаки - радуюсь безумно. Геннадий и Раиса угощают меня бутербродами и чаем: "чай - даёт силу, пей ... воду не пей" Эти прекрасные люди согласились меня подвезти. Самое удивительное, что они бы уехали 30 минут назад, но остались, из-за собачьего лая ... Я люблю собак.
38. Это уж Чапома. Фактория.
28.
29. северный Чапомский пёс
30. готовь сани весной какбэ
31. в Чапоме меня приютил Вася, один из нескольких моих ровестников в деревне. К счастью, его супруга как раз занимается билетами на вертолёт, так что об этом можно не беспокоится, я очень рад. До вертушки 3 часа. Кушаю уху и с часок отдыхаю.
33. в Чапоме я впервые, иду осматривать окрестности. А небо тем временем снова будто издевается.
34. иду звонить, у телефона ребятки играют в прятки. Весной-летом в Чапоме дети есть, а зимой их всего трое, все учатся в школе у одного учителя: 1 класс, 2-ой и 4-й...
35. традиционный красный спутниковый таксофон. звоню в сл. по пути деревню. вертолёт встретят.
36.
37. Сельский клуб был закрыт. Но билетик я купил. Для коллекции, теперь у меня их шесть. Сельские клубы наших северных деревень - мой фетиш. Если и гулять свадьбу, то только тут.
38. забегаю в сельмаг
39. в сельмаге фиксирую время
40. ассортимент крайне скуден. жутко захотелось газировки и сникерс. этого, как и алкогося с сигаретами в магазине нет.
41. Вася ведает связью, с его помощью я забираюсь на радиовышку - Чапома с высоты.
43. вертолёт прилетает раз в неделю, и всегда это - большой ожиотаж, все передают друг-другу разные вещички. Пилоты справляются о сёмге в реке о трофеях, идёт дружественная торговля.
44.
45. летим ... Кольский полуостров ... красота
46. рейсовый вертолёт
47. река Варзуга.
48. закон подлости работает на отлично, погода в Варзуге - блеск. Вообще после недельного сидения на востоке полуострова в Пялице, наличие постоянного электрического света, газировки и пива в магазине кажется чем-то невероятным
49. Знаминитый ансамбль: уникальные многовековые Успенская и Афанасьевсакая церкви
50. отдыхаем с друзьями-варзужанами на берегу. с новой силой люблю сегодняшний день.
51. чудесные северные псы балдеют
52. смеркается. Идём с Коляном домой на Успенскую сторону реки.
53. р. Варзуга
55. картинка символична: выхожу перед сном покурить, на двери весит мой непромокаемый костюм, снял его впервые почти за сутки - кайф, можно идти спасть, этот длинный необычный день закончился. Кврадроциклы, вертолёты, и пешие прогулки по Белому морю позади. Уставший, хмельной довольный всем происходящим, засыпаю, чтоб завтра отправиться в Петербург, всегда подбирающаяся к отъезду тоска быстро растворяется, ведь известно железно - не вернуться на эту землю возможности у меня никакой нет, значит - до скорого свидания.
54. мой ужин: спирт, северная водичка, макароны и тушёнка
56. разбираю рюкзак, сбрасываю, словно вторую кожу, свой красный свитер с оленями и ложусь спать вооон на тот диван, покрытый воооот этими оленьими шкурами. Всем спокойной ночи.