Про московского звонаря

Mar 04, 2013 12:47

Оригинал взят у cr2 в Про московского звонаря



Есть профессия, где пропустить работу нельзя ни в жару, ни в холод, ни в дождь. Каждый день звонарь должнен подниматься в темноте по ступенькам на колокольню и звонить в колокола. Да и не профессия это - часто звонарями работают по призванию. Сегодняшний пост как раз о таком человеке из московского Андреевского монастыря. Там мы были ещё осенью, но написать получилось только сейчас.



Андреевский называют монастырём по привычке. На самом деле он был ликвидирован ещё по реформе Екатерины 250 лет назад. Церкви стали городскими, часть построек разобрали, в других - разместили приют.
Сейчас здесь находится Синодальная библиотека - собрание почти 200 тысяч церковных рукописей и книг, воспользоваться которым может любой желающий, и несколько храмов. К звонарю одного из них мы сегодня и пойдём.

1. Вот он. Знакомьтесь - Пётр Алексеевич. Добрый и общительный человек. "Не удивляйтесь, - говорит он, называя сразу же себя "дедушкой, который ещё Сталина видел", - что много лет прожил в СССР и вдруг стал звонарём. Мои родители были верующими, и с молодости я сам интересовался звонарным делом". Разумеется, раньше свободно заниматься своим хобби Пётр Алексеевич не мог. Работал в науке



"Да, вон моё образование", - звонарь показывает рукой на МГУ. С колокольни его прекрасно видно. "Работал тоже рядом, вот здесь, в Президиуме Академии Наук, который народ прозвал за желтый верх обоих башен "золотыми мозгами". По дороге на работу всегда проходил мимо Андреевского, и один раз решил зайти. Зашёл и остался. Стал звонарём. Получаю примерно столько же, сколько платили в науке, так что выбирать между образованием и давним хобби долго не стал."

По лестнице, на которой уже натёрлись отпечатки от ног прошлых звонарей, в темноте поднимаемся на колокольню.

2.



3. Колокола изготавливают из медно-оловянного сплава и делают определённой толщины. Масса влияет не только на "голос", но и на расположение колокола на колокольне. Большие вешают всегда внутрь, по краям - для дальности звука - размещают мелкие. В самой колокольне в шатре для звука оставляют отверстия. Язык делается из стали, массой обязательно 1/20 от общей массы колокола



4. Мотив тоже зависит от события или праздника



5. Звонит Пётр Алексеевич всегда один. Он справляется и не хочет бросать своё дело ни при каких обстоятельствах или погоде



6. В морозы лицо покрывается инеем, в жару - льётся пот, но звонарь всегда на своём месте. Звонить нужно к каждой службе, каждый день. Не остановило Петра Алексеевича и то, что однажды он, подскользнувшись, пролетел по узкой крутой лестнице с колокольни до земли



7. В ход работы идут не только руки, но и ноги - механизмы звона сложные



8.



9.



10. После революции колокола уничтожили, в наше время пришлось доставать новые. Часть нынешних Андреевскому подарили немцы, посетившие как-то монастырь



11. Колокольня часто открыта, но без спроса подниматься не разрешают. "Мне не жалко, - говорит звонарь, - просто могу от незнания закрыть колокольню, и гость там останется. Один раз так и было. Группа поднялась, а я закрыл дверь. Одна девушка додумалась позвонить в колокола, и я, услышав, открыл. А если договориться заранее, то поднимемся вместе, я расскажу про звоны и всё покажу".



12. Виды с колокольни. МГУ и Лужники



13. Сити



14. За годы работы звонарём Пётр Алексеевич ни разу не болел, хотя иногда приходится звонить в суровых условиях. Говорят, колокольный звон полезен. Может причина как раз в этом. А может в том, что человек занимается любимым делом



Есть у Петра Алексеевича мечта - послушать с земли вживую свои звоны. Говорит, запись - это не то. И тут же улыбается, понимая, что мечта не исполнится никогда.

И, наконец, несколько звонов





Пётр Алексеевич, спасибо вам за приглашение приехать в монастырь и рассказ о колоколах. Простите, что затянули с выходом поста.

фотография, Москва, фотографии, монастырь

Previous post Next post
Up