Караимские кенасы в Евпатории

Dec 12, 2011 13:35

Следующим интереснейшим объектом, который я посетил в Евпатории, стал памятник архитектуры XVIII в. - комплекс караимских кенасс (или, как еще говорят, кенаса) - молитвенных домов этой малочисленной тюркской народности.
С 1837 года Евпатория и караимские кенасы в Евпатории - духовный центр караимов России.
Храмовый комплекс крымских караимов (караев) состоит из здания Большой и Малой кенасс, © источник Севастополь LIFE здания религиозной школы, благотворительной столовой, хозподворья и нескольких внутренних двориков. Издавна он являлся центром компактного проживания караимов в Евпатории.



Партнер поездки для съемки этого репортажа - блог Гостям Севастополя.


2. Вход в кенаса украшает великолепно декорированный портал, возведенный в 1900 г. в виде триумфальной арки с шестью гладкими, сдвоенными по краям колоннами, установленными на пьедесталах. Образцом порталу могли послужить ворота дворца Долмабахче в Стамбуле (Константинополе), выстроенного в 1853 г. при султане Абдул Меджит. Капители колонн коринфского ордера поддерживают узкий, раскрепованный над ними архитрав и фриз, украшенный гирляндами и венками. Над средними колоннами - фронтон с картушью внутри. Портал завершает каменный парапет с аттиком над фронтоном: на его тумбах первоначально были установлены 2 вазы, после реставрации по центру установлена лишь одна ваза.


3. Сразу за входом, слева, можно увидеть фонтан для омовения рук


4. А далее - длинный двор протяженностью 48 метров. Он делится на три небольших дворика, расположенных один за другим. Первый - длинный коридор (29 м) - ориентирован строго по оси юг - север. Над ним переброшена сплошная металлическая конструкция (трельяж), обвитая виноградной лозой.


5. В стенах обеих сторон двора устроены ниши из мрамора с надписями на древнееврейском языке: 7 стел с надписями и 6 плит с текстами расставлены в простенках.


6. На этих плитах запечатлены важнейшие события из жизни караимов, отмечены имена людей, внесших значительный вклад в жизнь караимской общины.


7. Второй дворик называется мраморным двориком (т.к. двор устлан белым мрамором) или двором-колоннадой. Колоннада накрыта металлической решеткой шатровой формы, обвита растительностью


8. В этой части двора установлена мраморная стела в стиле поздний ампир, усеченно-конической формы. Стела сооружена в 1851 г. в память о посещении кенаса 1 ноября 1825 г. (незадолго до своей кончины) императором Александром І. Император остановился в доме Хаджи-аги Бабовича, бывшего тогда городничим, а позднее - духовным главой караимов Таврического и Одесского караимского духовного правления, и имел длительную беседу с караимским теологом Яшаром (Луцким) о сущности караимской веры. Император, © источник Севастополь LIFE увлекавшийся одно время мистическими идеями баронессы Крюднер, расспрашивал Бабовича о последних днях баронессы, скончавшейся в его имении.


9. Памятник венчал двуглавый бронзовый орел с расправленными крыльями над полуовалом или над мраморным яйцом (ныне полностью восстановленный). Проект памятника был утвержден в 1850 г., изготовлен в Константинополе и установлен в декабре 1852 г. одновременно с «солнечными часами»


10.


11.


12. Третий дворик - дворик ожидания. Здесь община ожидала начала молитвы, решала общинные вопросы, разбирала споры между прихожанами. Дворик обнесен сплошной колоннадой. В осенние праздники сенниц или кущей ее украшали коврами и увешивали фруктами, которые освящали здесь же. В этом дворике был найден колодец. В восточной стене двора располагались двери, ведущие в черный дворик Малой кенаса, рядом с которыми был устроен фонтан для омовения рук перед молитвой и мраморный столб с солнечными часами.


13. Из дворика ожиданий устроен вход в Большую кенаса - соборный кафедральный храм (19,05 м х 9,10 м) для служб в особо торжественные и праздничные дни. По своей архитектуре кенаса является роскошной копией караимской соборной кенаса в Чуфут-Кале.
К восточной и северной сторонам храма примыкает крытая галерея («азара» - преддверие храма) в виде портика, состоящего из 15 мраморных колонн, перекрытых арками. Потолки «азара» - резной художественной работы, приписываемой мастеру-караиму по имени Камбурчук Биньямин-ака.


14. Потолки, по свидетельствам старейших караимов, были перенесены сюда из старой кенаса. Вдоль стен галереи идет сплошная каменная скамья с отделениями для обуви, пол выложен мраморными плитами.
Стены кенаса расписаны под серый с прожилками мрамор. Падуги потолка по всему периметру имеют поясок растительного орнамента.


15. По сторонам бокового входа в декоративно оформленных нишах установлены две стелы на арамейском и русском языке, сообщающие об указе 1829 г. Николая I, освобождающего караимов от рекрутской повинности.


16. Во время Крымской войны 1854 - 1856 гг., при попытке штурма Евпатории русскими войсками во главе с генералом С.А. Хрулевым 5 февраля 1855 г. на территорию кенаса упало неразорвавшееся русское чугунное ядро. Муляж его был позднее вмонтирован (по тогдашней моде) в западную стену Соборной кенаса, а сама стена укреплена двумя контрфорсами, предохранявшими здание от неравномерной просадки. Памятная доска об этом событии гласила: «Суббота, 5 февраля 1855 года. Ядро российского орудия».


17. В боковом дворике комплекса располагаются различные надмогильные камни, напоминающие о караимской истории..
Крымские караимы - один из самых малочисленных тюркских народов. Исторической родиной крымских караимов является Крым, где в VIII - X в.в. происходило формирование этноса. Караимы являются потомками тюркских племен Хазарского Каганата и аборигенного населения Крыма. Наиболее древние места проживания караимов - Феодосия, Солхат, крепость Кырк-Ер (Чуфут-Кале), Мангуп-Кале, Бахчисарай.
В наше время насчитывают до 2000 караимов во всем мире. В Крыму родовым гнездом караимов была крепость Чуфут-Кале, где в XVI - XVII вв. караимская община достигла наибольшего расцвета. Общины крымских караимов в Гезлёве, по сообщениям некоторых источников, появились не позже XVII в., а первым молельным домом караимов служила подземная пещера, где они отправляли богослужения, не имея дозволения производить их при дневном освещении. После присоединения Крыма к России в 1783 г., татарской эмиграции в Турцию и выселения христиан из Крыма в Приазовье караимы, жившие изолированно в крепости Чуфут-Кале, © источник Севастополь LIFE начали массово переселяться в Гезлёв, в результате чего значительно увеличилась Гезлёвская община. Духовный и светский глава караимов - гахан (гахам) - возглавлял Караимское Духовное Правление, в состав которого входило около 40 общин со всей России, священники - газзаны - были выборной должностью. В г. Евпаторию также перемещается духовный и религиозный центр караимов - Караимское Духовное Правление.


18. В XIII в. Князь Даниил Галицкий вывез часть караимов в Галицию. В городе Галиче, Ивано-Франковской области, до сих пор сохранилась немногочисленная община караимов. До присоединения Крыма к России духовным и административным центром караимов в Крыму был город-крепость Кырк-Ер (Чуфут-Кале). Здесь проживали духовный глава караимов, князья, сановники, состоявшие на службе крымских ханов и военачальники. Гарнизон крепости состоял из караимов, которые были беззаветно преданы ханам.
После присоединения Крыма к России, караимы расселяются в других городах Крыма: Ялте, Симферополе, Севастополе, Евпатории (большая община здесь существовала с конца XVI в.). Русское правительство предоставило караимам все права русских граждан, а также ряд льгот.
Проявив верность российскому престолу в Крымской войне, и оказав значительную помощь войскам, по завершении военных действий караимы на льготных условиях приобретают поместья, угодья, сады, виноградники, промыслы. Народившейся буржуазии Крым не дает полной реализации своего потенциала.
Поиски новых рынков сбыта и стремление к европейскому образованию вынуждает состоятельных караимов переселяться в крупные города России: Москву, Санкт-Петербург, Киев, Одессу, Херсон, Харьков, Екатеринослав и др.


19. До 1917 года в России существовало 40 караимских общин. Общая численность караимов достигала 13 000 человек. События Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн сильно повлияли на сокращение численности караимов.
С 1837 года Евпатория является духовно-административным центром караимов России. До установления советской власти в городе действовали два храма, духовное училище, религиозная школа, два ремесленных училища, национальный музей и библиотека, типография, приют, выходил печатный орган.


20. В настоящее время численность крымских караимов во всем мире не превышает 2000 человек. На Украине - 1100. В Крыму - 800. В Евпатории - 250.


21. Замысел создания комплекса возник в конце XVIII века. Разрешение на строительство было получено в 1803 году. В 1805 году окончено строительство Большой кенаса. В 1815 году на месте старого храма построена Малая кенаса. В 1900 г. сооружен портал главного входа. В 1921 г. оба храма были закрыты. В 1942 г. была открыта Малая кенаса, тогда же построена благотворительная столовая. Последнее закрытие храма состоялось в 1959 г.


22. В разные годы в зданиях комплекса располагались различные советские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, БТИ, краеведческий музей.


Оригинал поста
Previous post Next post
Up