Об учениях

Jan 07, 2009 20:56



Мудрецы и разбойники
История, которая последует ниже, поможет показать, как можно лишить незнания читателя и тем самым, вызвать легкое чувство дискомфорта.

Сообщник разбойника Чжи спросил его:

- Есть ли у разбойников свое учение?

- Разве можно выходить на промысел без учения? - ответил Чжи:

•   Угадать по ложным слухам, что в доме есть сокровища - это мудрость;

•   войти в дом первым - это смелость;

•   выйти последним - справедливость;

•   пронюхать, возможен ли грабеж, - знание;

•  разделить добычу поровну - милосердие.

Без этих пяти добродетелей никто в Поднебесной не может стать великим разбойником.

Отсюда видно, что если без учения мудрецов нельзя стать доб­рый человеком, то тем более без их учения нельзя стать разбойником.

Но добрых людей в поднебесной мало, а недобрых много. По­этому польза, которую приносят Поднебесные мудрецы, невелика, а вред - велик. Поэтому и говорят: "Когда рождается мудрец, по­является и великий разбойник".

Если мудрецов прогнать, а разбойников оставить в покое, в Поднебесье наступит мир, и больше не будет беды. Пока мудрецы не перемрут, не переведутся великие разбойники.

Управлять Поднебесной, уважая мудрецов, означает соблю­дать выгоду разбойника Чжи".

Разбойник делится с нами своей картиной мира. И хотя она нам совершенно не кажется адекватной, но все же нашу картину мира проясняет и углубляет, не правда ли?

Разве великие мировые разбойники не учились у мудрецов?

В любом учении бывает три стадии:

•   некритическая. Для того чтобы усвоить какое-либо учение на уровне знания, необходимо подойти к нему некритически, с полным доверием. Стать его искренним поклонником. По­лучить моральное право его пересказывать. Тот, кто пропус­кает первую стадию, становится недоучкой. Тот, кто застрева­ет на ней, становится зомби;

•   конструктивно-критическая. Для того чтобы усвоить учение на уровне понимания, необходимо подойти к нему конструк­тивно-критически, с желанием его улучшить, усовершенство­вать, устранить его внутренние противоречия и несоответствия фактам, придать ему стройность и красоту. Тот, кто эту стадию пропускает, - становится перебежчиком, а тот, кто на ней зас­тревает, - вечным учеником;

•   деструктивно-критическая. Для того чтобы усвоить учение на уровне его преодоления, необходимо обнаружить его пре­делы, его ограниченность и неспособность к дальнейшему раз­витию без радикальной перестройки. Разрушить до основания и выявить пригодные элементы для построения иного, более совершенного учения. Тот, кто с этой стадии начинает, про-луская первую и вторую, становится невеждой. Тот, кто не пропускает ни одной из трех стадий, кто их последовательно и без лукавства проходит, становится преемником.

Можно предполагать, что "великие разбойники" рекрутируются в основном из среды недоучек, перебежчиков и невежд и имеют с "мудрецами" лишь негативную связь из ненасытных амбиций.

Но учитель - одновременно и ученик самого себя.

И он тоже должен проходить последовательно все три стадии, если хочет тоже быть преемником самого себя, то есть развивать­ся. Он не должен становиться зомби самого себя или перебежчи­ком от самого себя.

Освободиться от влияния чужой картины мира можно, лишь последовательно пройдя все три стадии ученичества. Иногда для этого достаточно лишь небольшого диалога, хотя бы с самим собой.

В.К.Тарасов
Взято отсюда.

духовка, цитата

Previous post Next post
Up