Несмотря на то что в условиях дикой природы грачи не демонстрируют ничего подобного, британские ученые называют их главными конкурентами шимпанзе и новокаледонских ворон в «борьбе» за звание самого умного «младшего брата». Оказывается грачи тоже умеют использовать подручные средства и решать простейшие логические задачки для добывания пищи.
У грача сильно развитая мускулатура и большой вес сердца, что свидетельствуют о великолепной приспособленности к быстрому полету и к далеким перелетам, которые грач совершает каждый день, выкармливая птенцов. Но главная примета грача, отличающая его вороны и которую нельзя не заметить, так как она сама бросается в глаза - это "голое лицо".
Грач являлся постоянным спутником пахаря, а позже - тракториста. Как только плуг начинал взрыхлять почву после долгой зимней спячки, грач тут же приступал к своей работе. Он ловко выхватывал из земли личинок, жучков, паучков, червяков и прочих козявочек и букашек. От постоянного трения клюва об землю оголяются от перьев лицевые части и образуется "белый клюв". У молодых грачей еще нет "белого клюва". Поэтому молодого грача очень сложно с первого взгляда отличить от черной вороны. Грач ростом ворону. Лишь слегка полегче и поизящнее ее. Его черное оперение сильнее отливает синим и фиолетовым. Клюв более длинный и тонкий.
Жизнь грача тесно связана с жизнью человека. Двести с лишним лет назад, когда степи предгорий Кавказа были девственной нераспаханной целиной, их населяли массы степных птиц. Степные орлы, жаворонки, дрофы, журавли были извечными обитателями открытых степных пространств нынешнего Ставрополья. Тогда в тех местах не обитали птицы семейства врановых -- ни галок, ни ворон, ни сорок. Не обитали там и грачи. Но по мере покорения и освоения Кавказа и основания там крепостей с регулярными войсковыми гарнизонами, происходили и другие параллельные процессы. Крепости разрастались и становились городами, вокруг которых активно осваивались и распахивались целинные степи. К концу XIX века поднятые целинные земли давали невиданные урожаи зерновых, но все меньше и меньше оставалось там птиц открытых ландшафтов или кампофилов, но все чаще и чаще стали наблюдаться приживающиеся на этих освоенных человеком, окультуренных местах врановые птицы -- грачи, вороны, сороки, галки. К началу XX века половина земель того, что составляет сейчас Ставрополье, была распахана, а к середине XX века распаханными оказались уже 75% земель. Соответственно сокращению девственных степей сокращалось и количество их обитателей, вольных степных птиц. И чем меньше оставалось кампофилов, тем больше становилось врановых вообще и грачей в частности вокруг человека. Без человека эти птицы не существуют в природе. Как и большинство колониальных птиц, грачи необыкновенно привязаны к местам гнездовий, Они не любят больших, глухих лесов и никогда не селились в них, издавна предпочитая соседство с человеком. Десяток тополей или кленов, несколько ветел на берегу прудика или саврасовских берез в зеленом дворике, липовая аллея в старом парке - вот и все, что было нужно их общине. Вдоль железных и шоссейных дорог, по полям вытянулись лесозащитные полосы. В них прочно обосновались грачиные державы. Годятся для гнезд не только деревья, но и ажурные металлические опоры и фермы, к которым подвешивались провода контактной сети.
Главная польза грачей такова, что они предотвращают бесконтрольное размножение вредных насекомых и удерживают их численность в пределах, не опасных для поля или сада. Стая грачей, важно расхаживающая по полю и следующая за плугом трактора, выуживает из развороченной свежей земли необозримую массу личинок июньских хрущей, или свекловичных долгоносиков, или проволочных червей. Натуралисты, исследуя желудки погибших грачей, нашли в одном из них 133 вредных свекловичных долгоносиков, а в другом более 500 проволочных червей. И это был далеко неполный дневной рацион самого грача.
Грач является перелетной птицей. Это самая ранняя птица, возвращающаяся с мест зимовок на свою родину. Недаром часто можно слышать выражение - грачи весну открыли. Наши грачи, живущие в средней полосе, появляются весной между 4 и 23 марта. Массовый прилет происходит через десять дней после появления передовых. Зимуют на Северном Кавказе по побережью Черного моря, в среднеазиатских странах. Правда, в поведении и характере этих птиц за последние десятилетия кое-что изменилось, и все больше птиц остается на зиму в районах гнездования. В эту суровую пору они концентрируются вокруг поселков и городов, где им легче прокормиться возле помоек или подбирая просыпанное зерно. Нередко в это время грачи присоединяются к стаям ворон и галок, хотя вороны как более сильные часто пытаются отнять у грачей найденный ими корм.
Растущая оседлость грачей продиктована, прежде всего, климатическими изменениями, процессами глобального потепления. Также на растущее оседание грачей играет немалую роль и растущая кормовая база, увеличивающаяся в связи с ростом городов и, как следствие, ростом количества помоек.
Но иногда кажется, что консервативность грача играет в процессе оседания не последнюю роль. У грачей настолько сильна привязанность к местам, выбранным первыми поселенцами, что они и по сей день живут там же. Города расширяются, растут, дома становятся все более высотными и закрывают горизонт, земля закрывается асфальтом или плиткой, и, чтобы птенцов прокормить, приходится нынешним обитателям городских грачевников летать не на заброшенные поля, а на городские помойки. Но все же не улетают грачи из города. Во многих гнездах первые прутики давно истлели в труху, а ежегодно достраиваемые гнезда тяжелеют, обламывая ветки деревьев. Два, три и больше гнезд могут быть построены так близко друг к другу, что кажутся снизу одной постройкой, а сидящие в них на кладках яиц грачихи могут дотянуться друг до друга клювами. В щелях между соседними гнездами любят обосновываться воробьи для пущей безопасности.
Оседание грачей на родине и активная адаптация их к городской жизни волей неволей поднимает вопрос о регулировании численности врановых птиц в городах. Сейчас живую природу города планируют и реконструируют специалисты самых различных профессий: ландшафтные архитекторы, дендрологи, инженеры-строители, и каждый -- по своему усмотрению, когда в основном в принципе не учитывается, как затратный и неэффективный, вопрос поддержания и развития живой природы в городе. Это зачастую и приводит к таким критическим ситуациям, как "вороний вопрос". Возникновение же такого вопроса чревато такими последствиями для врановых и грачей, как в Германии, где грачей осталось всего 12 тысяч, и они занесены в Красную книгу.
Прилет грачей знаменуется появлением птиц у первых весенних проталин и возле обтаявших дорог. Нередко удается увидеть на фоне голубого весеннего неба и самих птиц, большими стаями летящих в северном направлении. До слуха долетают гортанные голоса грачей. В отличие от привычного чуть нервного вороньего "карр", грач неторопливо и солидно произносит "крра".
Подсчитано, что в период выкармливания птенцов грач использует около 60 видов насекомых. А ведь в поисках корма грачи улетают на далекие расстояния от гнездовья, тем более, что летают они очень быстро. Расстояние пути ежедневного перелета грача от гнезда до места кормления может варьироваться от 4 до 16 км., а иногда и до 20 км. Это означает, что и пищу своим птенцам грачи приносят реже, чем, к примеру, синицы, которые за день до 400 раз подлетают к гнезду с кормом для птенцов, или воробьи, подлетающие к гнезду за световой день до 300 раз. 2/3 пространства грачиной ротовой полости -- особым образом устроенная предъязычная впадина. При наполнении ее кормом, дно ротовой полости грача постепенно и сильно провисает и образуется что-то вроде зоба. Но грач -- не голубь, и у него нет зоба, а есть временное образование, как бы сильное вздутие под клювом. Казалось бы, при таком способе переноса корма существует риск проглотить его и не донести до гнезда! Но и этот риск предусмотрен: язык грача при наполнении предъязычной впадины кормом оттягивается назад, к гортани. Весь грачиный язык целиком от самого основания до ороговевшего и загнутого вперед кончика поднимается во рту вертикально, блокируя вход в пищевод. Таким образом, грач бережно доносит корм до гнезда и языком, как поршнем, выталкивает по частям содержимое предъязычной впадины в раскрытые клювы своих птенцов по очереди.
Рацион взрослых грачей практически не отличается от корма птенцов. В пище взрослых и птенцов преобладают различные беспозвоночные, в основном вредные виды. Это "животные корма", среди них преобладают насекомые и в первую очередь жуки -- более 37 видов жуков составляют 55% ежедневного рациона грача. Растительная пища играет для грачей меньшую роль, но иногда, особенно во время посева кукурузы, которая есть лучшее лакомство для грача, черные массы взбудораженных грачей налетают на засеянные поля, и наступает для этих птиц что называется "пир души". Иногда они уничтожали до трети посадок кукурузы. Чтобы обмануть грачей люди при посадке кукурузы опрыскивали ее семена каким-нибудь сильно пахнущим и очень неприятным на вкус составом, чтобы отпугнуть птиц. Но грачи обошли все ловушки весьма хитроумным способом. С помощью все той же предъязычной впадины. Грачи, бродя по полю, набивали до отказа свои предъязычные впадины лакомством, летели к ближайшему водоему или к речке и, набрав в клюв воды, прополаскивали то, чем опрыскана была кукуруза, а затем с удовольствием ее поедали.
Сообразительность грачей
Наблюдательность и сообразительность играют в процессе адаптации не последние роли. Грачи научились размачивать высохший хлеб в лужах или фонтанах, добывать молоко и масло, остающиеся на обертках и в пакетах. Вытащив пакет из мусорного контейнера, грач продалбливает в нем дырку до 4-5 см. в диаметре и через нее очищает внутренность пакета. Грачи собирают бумагу от мороженного, сладких сырков или масла и даже умудряются накормить этим своих птенцов.
Стоит хотя бы одной из птиц появиться с новым видом пищи, как все остальные следуют по ее "следам". В литературе о грачах известно описанное наблюдение, как грач с сушкой в клюве подлетает к своей стае и демонстрирует находку. Находка тщательно и подробно изучалась, оценивалась, и птицы одна за другой снимались с гнезд. Через некоторое время они возвращались с подобной добычей в клюве. Оказалось, что где-то у булочной при разгрузке был разорван мешок с сушками.
Адаптация грачей к новым, измененным человеком условиям, происходит очень быстро и распространяется сразу на всю популяцию грачей. Это говорит о ведущей роли приобретенных признаков поведения в формировании нового стереотипа поведения всего вида. Если найденное решение полезно, оно закрепляется как популяционный стереотип поведения, становится рефлексом. Например, у грачей выработался условный рефлекс на шум трактора - лишь заслышат характерный стук мотора, моментально слетаются со всех сторон, как бы далеко от поля они бы не находились.
Недавно группа учёных провела несколько опытов с грачами, в результате которых выяснились потрясающие факты. В экспериментах принимали участие четыре грача: Кук, Фрай, Коннелли и Монро. К примеру, птицам надо было выбрать камни подходящей массы, размера и формы для того, чтобы добраться до вкусной личинки: слишком легкий камень не смог бы откинуть нижнюю дверцу, чтобы червячок вывалился из длинной вертикальной трубки; слишком большой не пролез бы в трубку, а для самой узкой трубки нужен камень удлиненной формы (просто маленький камешек слишком легок).
Затем задачу усложнили: грачам надо было подобрать камень для того, чтобы получить другой камень, а уж затем бросить его в мензурку с личинкой. До сих пор подобное искусство работы с несколькими инструментами демонстрировали только вышеназванные шимпанзе и новокаледонская ворона по имени Бетти.
Но главным потрясением стала способность грачей создавать новые орудия труда. Выяснилось, что они знают, как согнуть проволоку, сделать крюк и вытащить ведерко с едой из глубокого колодца.