Продажа пончиков и честность людей

Dec 11, 2013 15:00

Пол Фельдман, работая на государство США был очень популярен и уважаем среди коллег. Будучи начальником исследовательского отдела ВМС США, он поощрял своих сотрудников за хорошую работу, принося каждый день в офис - свежевыпеченные пончики с шоколадной пастой. Сначала Фельдман делал это только в качестве поощрения сотрудников, но потом так привык к этой процедуре, что она стала его привычкой.



Со временем Пол осознал, что закупать на весь отдел пончики достаточно дорогое удовольствие, даже для такого высокооплачиваемого специалиста как он. И решил, что впредь, будет оставлять рядом с пончиками на столе - коробку для денег, на которой будет написана рекомендованная цена. В итоге Фельдману удалось возвращать 95% от потраченной суммы. Небольшую недоплату Пол связал не с тем, что кто-то ворует пончики, а с простой человеческой невнимательностью, ведь человек мог просто не увидеть коробки для денег.

Вскоре, а именно в 1984 году Фельдман уволился с военной службы, чтобы открыть свой бизнес, связанный с торговлей пончиками.

Его бизнес-модель была достаточно проста:



Фельдман объезжал офисы клиентов, оставляя в них свою корзинку с пончиками и коробку, в которую нужно было положить деньги за них. Его система бизнеса - основывалась на честности покупателей. Бизнес пошел в гору и уже в скором времени его клиентами были 140 компаний.

Фельдман разработал свою систему оценки рентабельности сотрудничества с фирмами:

В тех случаях, когда "возвратность" составляла более 90%, Пол считал фирму «честной» и удобной для сотрудничества. Если же этот процент составлял 85-90%, то она была «терпимой», а когда коэффициент был ниже 80%, то Пол слал начальству письмо, в котором разъяснял ситуацию. В таком случае ему становилось невыгодно продавать пончики.

По началу Фельдман собирал деньги в простые коробки, но потом стал использовать вместо их деревянные ящички с прорезью, чтобы сократить количество краж. Тут была замечена достаточно интересная статистика. Люди, которые обычно воровали у Пола до 10% пончиков, почти никогда не брали его ящички с деньгами. Все дело в том, что те люди, которые не оплачивали пончики, не считали этот факт воровством.

В американских компаниях зачастую действует правило: чем выше этаж, тем выше должность. В редких случаях можно встретить какого-нибудь клерка крупной компании на последнем этаже здания. Пол Фельдман оставлял корзинки с пончиками и «кассы» на всех этажах, после чего понял, что мошенников больше не внизу, а наверху. Президенты и директора, зарабатывающие больше остальных сотрудников компании, порой брали пончики безвозмездно. Нет-нет это не значит, что работники низких должностей были белыми и пушистыми, просто статистика краж была выше у верхушки.

Помимо краденных пончиков, бывало, что пропадали и коробки с деньгами, но это было редким исключением. Что интересно, так это влияние праздников на сознательность покупателей. К Рождеству и ко дню св. Валентина количество неоплаченных пончиков росло, когда же приближался день Независимости, какой-то патриотизм просыпался в людях и недостачи снижались.

историей из своего журнала поделился colibrarian

Стивен Д. Левитт, Стивен Дж. Дабнер «Фрикономика»

интересные истории, состояние души, книги, технологии и процессы

Previous post Next post
Up