Начало поездки (Гуанчжоу) тут
http://snus71.livejournal.com/101816.html , там же рассказано как добирались в Гонконг из Гуанчжоу.
Маршрут всей поездки: 3-4 января Гуанчжоу, 5-8 января Гонконг, 9-10 января Макао, 11-12 января снова Гуанчжоу.
Начнем техническую часть по Гонконгу. Напомню, что Гонконг - это как бы Китай и как бы не Китай. Т.к. это бывшая английская колония и уровень жизни в ней в разы выше, чем у материковых китайцев, то свободного доступа в Гонконг обычные китайцы не имеют. Россиянам же, путешествующим с туристической целью, виза в Гонконг не нужна, а вот в Китай очень даже нужна. Такие вот прихоти судьбы и местных коммунистов.
Территориально Гонконг состоит из нескольких районов. Туристу наиболее интересен район Kowloon, который находится на полуострове и собственно сам остров Hong Kong, где находится деловая часть Central.
Въезд: Въезжали на поезде из Гуанчжоу, еще в пути раздают миграционные карточки, которые состоят из двух половинок: arrival и departure. Лучше заполнить сразу обе, чтобы потом не думать об этом. По прибытию на вокзал Hung Hom увидели огромную очередь на паспортный контроль. Приуныли и зря: очередь двигается очень интенсивно, буквально за 20 минут прошли все формальности. Россиянам теперь даже штамп в паспорт не ставят, просто выдают листочек с печатью, который лучше не терять, так как надо предъявить при выезде. Его не заберут, оставят на память. После погранконтроля уже на вокзале есть куча банкоматов, где можно с карты снять хотя бы небольшую сумму в местной валюте (лимит 2500 HKD на транзакцию), а также даже есть автоматы, которые меняют китайскую наличность на местную.
Валюта: гонконгские доллары (HKD), везде на ценниках их обозначают как и американские $, что не должно вас вводить в заблуждение. Зато от внешнего вида легко заплутать мозгами. Дело в том, что совершенно одинакова только знаменитая пластиковая десятка с прозрачным окошком (и то может попасться старого образца, такая же, только бумажная и без окошка). А все остальные купюры печатаются не Китаем и не правительством Гонконга, а тремя гонконгскими банками. И спасибо им, что теперь хотя бы по цветовой гамме номиналы купюр одинаковы, что не дает сразу сойти с ума неопытному туристу. Но есть еще вполне себе легитимные купюры старого образца. Мне один раз попалась двадцатка такого необычного цвета и размера, что сперва подумал, что меня так лихо где-то обманули при сдаче. Однако же все было нормально. Чтобы иметь хоть какое-то представление о внешнем виду купюр, стоит посмотреть вот эту ссылку
http://www.naudasnams.lv/rus/kursi-valjut/banknoti/hkd/ Обмен. Кредитные карточки в Гонконге принимают практически всюду, к тому же существует волшебный Octopus, про который я расскажу в транспортном разделе. Однако мне лично оказалось выгоднее все-таки поменять доллары США в обменном пункте, чем снимать с карты наличность или расплачиваться картой. Многие в отзывах сетуют, что в обменниках курс невыгодный. Это правда так, но я совершенно случайно нашел на Central улочку с обменниками, в которых курс покупки удивительно высокий. Её я обозначил на этой вот карте.
Хочу заметить, что в половине этих менялен курс вообще не вывешен. Вы просто подходите к окошку, где сидит дяденька или тетенька и, в силу своей безязыковости, показываете ей, например, бумажку, где написано USD -> HKD. Он(а ) спрашивает вас: хау мач ? Пишите, например, 1000. Он(а) в ответ пишет на калькуляторе или бумажке курс. Официальный курс гонконгского доллара достаточно жестко привязан к американскому и составлял 7.75 HKD за 1 USD на момент нашей поездки. Курс смотрим, например, тут
http://www.calc.ru/kurs-HKD-USD.html В обычных «туристических» обменниках курс был 7.5, 7.6 или даже вообще 7.0. Зависит от жадности хозяина меняльни. На этой волшебной улочке я менял тысячу американских долларов по 7.72. Лучше курса не видел нигде. Более того, перед отъездом в Макао я там же поменял 300 американских долларов на макайские патаки по курсу 8.0 патак за один USD ! А это вообще фантастика, ибо ровно таков был на тот момент биржевой курс и в самом Макао курса больше, чем 7.85 я не видел.
Проживание: жили тут
http://www.otzyv.ru/read.php?id=170020 Не очень бюджетно, не очень центрально, но все-таки весьма удобно и достойно. Так что могу рекомендовать.
Общие впечатления о городе и населении: Гонконг понравился, даже скажу - очень понравился. Атмосферный город, очень аутентичный. Ожидали огромных толп везде, но не сказал бы, что это так. Вполне терпимо.
Типичные улицы в районе Central
Знаменитый небоскреб IFC
Не менее знаменитый Bank of China
и HSBC
Только ради Бога, не ходите на Натан Роуд. Ну нечего там делать. Куча магазинов, рассчитанных на туристов-однодневок, какие-то потертые личности полууголовного вида, которые зазывают в бутики и в ювелирные магазины. Я вот не понимаю: хозяева магазинов, которые нанимают вот этих бугаев, они правда считают, что когда к туристу на улице пристает (спасибо, что за руки не хватает, как это индусы делают в Дубае) этакий жлобяра, сует ему какую то визитку и сиплым голосом бормочет: «голд, голд», то гость Гонконга тут же побежит вприпрыжку за этим чучелом? Наоборот, возникает яростное желание убежать скорее от этой рожи. Короче говоря, брррр… Nathan Road оставила чувство омерзения. Все остальное в Гонконге просто великолепно !
Население гораздо более англоязычно, чем в Гуанчжоу. Проблем с взаимопониманием гораздо меньше. Хотя таксисты также не понимают по-английски ни звука. В целом уже значительно больше европейских лиц, да и коренные жители выше и более правильно сложены чтоль, чем материковые собратья. Очень много восточноазиатов, особенно филиппинцев. Что поразило: в центре города, прям около небоскребов Cenral вечером на улице на картонках сидят, спят, едят сотни и сотни, если не тысячи филлипинских женщин (кто они ? мигранты ? почему без жилья ?), рядом стоит полиция и не гоняет их. Загадка. Почему ? Днем их нет, видимо разъезжаются на работу.
Отношение местных к туристам…. никакое. Ни равнодушное, ни приветливое. Спросишь - покажут, постараются понять и помочь. В целом нормально. Оно и понятно: туристы давно стали фоном в центре Гонконга. Последние годы еще и добавилось китайских туристов (их явно больше всех).
Погода: была весьма комфортной, днем от 17 до 20 градусов, к вечеру холодало где-то до 12 градусов. Дождей не было, влажность также была в норме, кроме одного дня, когда было солнечно, жарко и липко-влажно. Светало где-то уже в 7 утра, начинало смеркаться в 17, к шести вечера уже темно.
Транспорт. Метро. Много восторженных отзывов об метрополитене Гонконга. На самом деле он спасает город с почти восьмимиллионным населением от транспортного коллапса. Но говорить о том, что метро Гонконга удобное, понятное и дешевое я бы не стал. Пересадочные станции весьма запутаны, Приведу примеры:
- станция Tsim Sha Tsui на Kowloon. Обозначена как пересадочная. На самом деле это две станции: собственно Tsim Sha Tsui и East Tsim Sha Tsui. И между ними расстояние по переходам километра полтора, а то и больше со множеством тревелаторов, так что пересадка занимает минут 15;
-едете вы, скажем, по зеленой ветке с севера на юг и нужно перейти на оранжевую ветку. По схеме видите три последовательных пересадочных станции Prince Edward, Mong Kok и Yau Ma Tei. Дак вот на Prince Edward вы не перейдете на оранжевую ветку простым образом чтобы ехать на юг, а нужно переходить на Mong Kok,а если доехать до конечной Yau Ma Tei, то устанете плутать в коридорах. Впрочем по ходу движения нужно смотреть на светящиеся табло над дверью, они будут подсказывать направление пересадки на ближайшей станции. В принципе уже на второй день начинаешь ориентироваться и понимать схему движения. Все дело привычки. Но говорить, что метро Гонконга супер удобное я бы не стал. Оно чистое, намного чище московского и питерского. Вагоны очень широкие, причем сидения занимают минимальное место: все сделано с целью максимальной вместимости в часы пик.
Так же не назвать метро и дешевым. Стоимость проезда зависит от расстояния. Минимальный тариф между двумя станциями составляет 3.5 HKD, если платить по октопусу. Однако поездка, например, между соседними Admiralty и Tsim Sha Tsui составит уже 8.7 HKD, т.к. вы пересекаете пролив. А поездка, скажем от Sheung Wan до Tung Chung (так мы ездили к большому Будде) выйдет уже по 20.2 HKD с носа в одну сторону. Всего за четыре дня мы потратили на поездки в метро больше 600 HKD на четверых. Сумма не смертельная, конечно. Просто учитывайте при планировании расходов.
Интерактивная карта метрополитена находится тут
http://mtr.com.hk/jplanner/flash_eng/index.phpСделана она отлично: можно посмотреть не только стоимость проезда по маршруту, но и время в пути, схему выходов станции, время работы и даже какие магазины находятся в вестибюле станции. Там же есть кнопка по которой смотрится метрополитен китайского города Шенчжень, который практически срощен с гонконгским.
Также учтите, что в гонконгском метрополитене первый вагон в каждом поезде, как правило, это вагон первого класса, в котором проезд стоит в два раза дороже. Каким способом там взимается оплата и в чем отличие от обычного вагона, я не знаю, т.к. не пользовались.
Теперь про знаменитые карты Octopus. Сказано про них уже очень немало, могу высказать свое мнение и немного дополнить. Сразу по приезду в Гонконг в первой же кассе метрополитена смело покупайте на каждого человека по такой карте. Стоит она 150 HKD, из которых 50 HKD - залоговый депозит. Платить октопусом можно в любом транспорте (метро, трамвай, автобус, паром), а также даже в магазинах типа 7/11 и в некоторых туристических местах за билеты (большой Будда, peak tram и др.). Мы платили только за транспорт. Пополнение октопусов также происходит в кассе на станции метро, а также в том же 7/11 и наверняка еще много где. Пополнять можно только суммой кратной 50 HKD. Остаток денег на октопусе высвечивается при оплате на валидаторе в наземном транспорте, или на турникете в метро при выходе (прикладываете октопус на турникете при входе, а затем также при выходе - именно в этот момент снимаются деньги за проезд). Штука очень удобная, экономит кучу времени, да и проезд по ней стоит процентов на 10 дешевле, чем по разовому билету. Вот только нигде никто почему-то не пишет, что при возврате залогового депозит и остатка денег (возвращал также в кассе метро) с каждой карты снимают Refund Fee в размере 9.5 HKD. Т.е. совсем все деньги назад вы все-таки не получите.
Транспорт. Трамвай и автобус. О знаменитом гонконгском двухэтажном трамвае не писал только ленивый.
Мы его использовали несколько раз с целью добраться от отеля до станции метро Central и обратно. Как раз напротив отеля есть трамвайная остановка, трамвайчики ездят часто, максимум 2-3 минуты подождать. Пробки им не страны, т.к. едут по выделенной в центре улице линии. Само по себе катание на трамвае есть мини-аттракцион, особенно если забраться на второй этаж и пройти в самое начало. Вагоны узкие, трамвай едет быстро, движение интенсивное и иногда прям дух захватывает как он расходится на перекрестках с огромными двухэтажными же автобусами. Проезд стоит копейки, всего 2.3 HKD, платить надо на выходе: или по октопусу, или просто опустить нужную сумму в ящичек у водителя (но сдачи он не дает!). Заходят в вагон с задней площадки, тут же лестница на второй этаж, выходят с передней площадки рядом с водителем (около него же еще одна лестница наверх). В часы пик утром и вечером, когда местные едут на работу и с работы, в трамвайчиках в силу их узости творится содом и гоморра, так что вполне можно освежить навыки поведения в московском метро на кольцевой пересадочной станции. Местные любят трамвай наверняка из-за копеечной стоимости проезда.
Еще одна «засада» с трамваями в том, что они не имеют номера маршрута, а имеют только направление, которое написано на табло, что немало смутит туриста, т.к. надпись или на китайском, или, если и дублирована на английский, то название конечной станции мне лично ни о чем не говорило. Нам было проще: от отеля до Central ветвления веток нет и можно было садится на любой трамвай.
Автобусы. Также двухэтажные. Принцип оплаты и входа ровно противоположен трамвайному. Входим в переднюю дверь и сразу платим, выходим в заднюю дверь (их всего две). Использовали автобус в Гонконге один раз при поездке в Абердин. Вот отличный сайт по автобусным маршрутам Гонконга
http://www.nwstbus.com.hk/home/default.aspx?intLangID=1Можно найти маршрут по номеру, а также задать точки на карте и найти какие маршруты существуют между ними, узнать стоимость и время в пути. Но хочу сказать, что это не все автобусные маршруты, есть и другие компании, но увы, сайты их или не так информативны, или только на китайском языке.
Транспорт. Паром Star Ferry. Использовали три раза на отрезке Kowloon - Central. Star Ferry - это такие большие плоскодонные катера с потрепанным деревянным салоном с сиденьями типа парковых скамеек, человек так на триста. Ходят с частотой 10-15 минут, самый дешевый и очень быстрый способ добраться, например, с аллеи звезд до Central. Билет стоит всего 2.5 HKD, плыть минут 10. Транспорт также очень любим местными жителями наверняка из-за дешевизны. При посадке будьте внимательны: с причала около аллеи звезд, например, паромы ходят во все концы Гонконга и окрестностей, а не только на Central. Не уплывите на какой-нибудь дальний остров.
Транспорт. Такси. Их много, практически все однотипные - старые «Тоета Королла», поймать «с руки» в любом месте города нет проблем, ездят исключительно по счетчику. Принцип тарификации следующий: сразу при посадка на счетчике 22 HKD, эта сумма включает в себя проезд на расстояние 2 км, далее каждые 200 метров платите 1.65 HKD, т.е. за проезд на расстояние в пять километров заплатите в районе 50 местных долларов. Это не дешево и не дорого, примерно столько же отдадите в Москве, Питере или, скажем, в Лиссабоне. Единственное «но»: дополнительно к тарифу берется плата за проезд по туннелю между Kowloon и собственно островом Гонконг. Сколько именно - не знаю, но пишут, что немало. Мы такси пользовались буквально три раза и на достаточно короткие расстояния, т.к. в основном катались на метро и трамвае.
Автобус, трамвай и такси на одном фото
Транспорт в Макао. Терминал паромов в Макао находился буквально в пяти минутах ходьбы от нашего отеля. Единственная «засада»: пешеходный мост, по которому пришлось тащиться с багажом. Заранее билеты покупать не нужно, паромы ходят каждые пятнадцать минут и имеют весьма приличную вместимость в несколько сотен человек. По сути все-таки это быстроходные катера.
Цена вопроса в будни 159 HKD с человека, покупаете билет в кассе и топаете сразу на погранконтроль , проходите его и попадаете в зал ожидания со множеством гейтов-выходов, ищите свой рейс и идете к нему. Там за столиком перед гейтом сидит тетенька, которая раздает места на пароме - приклеивает наклейку к вашему билету (исходно он без места). Минут за 10-15 пускают на посадку. Салон парома вполне приличный, сиденья похожи на самолетные. Перед кассой видел какое-то объявление о том, что багаж платный, был какой-то пункт обмера и взвешивания багажа. По факту же не хаметил ни одного человека, который бы за свои чемоданы платил. Мы само-собой тоже не платили. До Макао паром идет что-то в районе полутора часов и прибывает на терминал на полуострове Macau Taipa Ferry Terminal , а не на остров Cotai (что нам собственно было и нужно). Вот сайт паромной компании с расписанием и ценами
http://www.turbojet.com.hk/en/routing-sailing-schedule/hong-kong-macau/sailing-schedule-fares.aspxА вот еще одна паромная компания, у неё также есть рейсы с этого же терминала
http://cotaijet.com.mo/sailing-scheduleТам же на этих сайтах можете увидеть и другие маршруты паромов, в том числе и с полуострова Kowloon.
Пропитание. Кафе и рестораны.В плане пропитания Гонконг не показался мне дорогим. После московских цен все кажется дешевым.
В основном питались в Food Republic. Это фуд-корты в торговых центрах. Недорого, вкусно, быстро. Порядка 15 кафешек быстрого обслуживания с общим посадочным залом примерно человек на двести. В каждом кафе, кроме меню с картинками, выставлены пластиковые макеты основных блюд в натуральную величину. Несмотря на то, что фуд-корт рассчитан на местных, вся пища вполне подходит и для европейского желудка. Просто подходите к кафешке, тыкаете пальцем в понравившееся блюдо, платите деньги, вам дают чек, с которым ждете минут 10 или идете покупать, например, напитки или другое блюдо в другое кафе. Сайт сети Food Republic в Гонконге вот
http://www.foodrepublic.hk/locate/locate.php?lang=en Там указаны адреса и названия торговых центров. Мы были в Silvercord (это центр Kowloon, та самая Натан Роуд, рядом станция метро Tsim Sha Tsui), фуд-корт находится в полуподвальном этаже торгового центра, остальные же фуд-корты традиционно на последних этажах своих торговых центров; CityGate Outlets (это станция метро Tung Chung); Plaza HollyWood (станция метро Diamond Hill). В каждом ТЦ Food Republic не одинаковые, т.е. набор кафе отличается. Цена вопроса составляет в среднем 40-50 HKD за блюдо, которым, как правило, наедаешься до отвала. Мне очень понравились дим-самы, дети налегали на рис и лапшу с мясом. В среднем плотный обед нам обходился в 250-300 местных денег на четверых взрослых.
Посещали пару раз обычный китайский ресторан около отеля. Кормят там повкуснее, конечно, чем в фуд-корте (утка по-пекински очень недурна), но вот в плане санитарии там явно похуже, чем в Food Republic. Супруга в третий раз идти отказалась, ибо после второго раза почувствовала себя животом неуютно. По деньгам один раз получилось 500 местных долларов на четверых (три блюда плюс пол-утки), второй раз 300 на троих (просто три блюда). Ресторан сугубо для местных, ни одного туриста замечено там не было.
Едой на улице старались пренебрегать в целях санитарии. Один раз купил себе в уличной кафешке фиш-болов (рыбные шарики в кляре жаренные в растительном масле), вполне съедобно и вкусно, стоят копейки (десятка денег за пять шариков).
Пропитание. Супермаркеты. Покупали всегда перед возвращением в отель на вечер фрукты, йогурты, соки-лимонады и сыр-пирожное на завтрак в супермаркете Welcome. Его местоположение я обозначил на карте в отзыве по отелю. Знаменитой сетью 7/11 старались не пользоваться, т.к. дороже и очень убого по ассортименту. Цены в супермаркете весьма божеские, чуть-чуть подороже может быть, чем в Гуанчжоу. Так же объедались «драконьим» фруктом, сушеным манго и вполне натуральным манго (по 30 HKD за штуку, недешево, но божественно вкусно).
По технической части, наверное, все. В дальнейших отчетах пройдемся по достопримечательностям Гонконга, а именно будет:
- парк обезьян Kam Shan Country Park;
- поездка к большому Будде;
- монастырь десяти тысяч Будд;
- даосский храм Wong Tai Sin;
- японский сад Nan Lian garden;
- поездка в Абердин (Aberdeen);
- ночной вид с пика Виктории;
- и конечно аллея Звезд.
Не переключайтесь !