К теме красителей в мыле с нуля довольно сложно подступиться, так как она состоит не из ряда взаимосвязанных частей, а скорее из множества нюансов, которые следует учесть.
Но, несомненно, цвет - это важно. Если дать любому «неискушенному» человеку два мыла, то он в 99% выберет красивое и приятно пахнущее, какой бы чудесный состав не прятался за неприметной оболочкой второго. Поэтому забота о насыщенных, равномерных цветах - одна из первоочередных задач любого мыловара.
Основная сложность заключается в огромном разнообразии красителей и путанице с их названиями (например, зачастую один и тот же краситель в разных источниках может называться как пигментом, так и микой и перламутром). Поэтому для начала надо разобраться именно с классификацией красителей, а затем уже перейти к техническим моментам - тем самым нюансам, о которых я писала выше.
Условно разделим красители на:
Пищевые
Пигменты
Мики
Перламутры
Глиттеры
Пигментные пасты
Натуральные красители
Добавки, использующиеся в качестве натуральных красителей.
Другие красители
Пищевые красители - самый ненадежный товарищ мыловара-нулевщика. Дело в том, что они могут реагировать со щелочью, и как следствие - ведут себя совершенно непредсказуемо. Один и тот же краситель, но из разных партий, может как давать чудесный яркий цвет, так и менять его на диаметрально противоположный или просто «выцветать» в мыле, оставляя лишь бледный намек. Причем это относится ко всем разновидностям пищевых красителей - как к гелевым, так и жидким и порошкообразным. Но при этом у них есть существенное преимущество - невысокая цена, поэтому если Вы не боитесь неопределенности и у Вас нет цели достичь конкретного цвета - можете поэкспериментировать. Жидкие и гелевые красители добавляются в мыло в чистом виде, порошкообразные - предварительно растворяются в небольшом количестве теплой воды.
Пигменты - самые запутанные красители с точки зрения названия. В англоязычной литературе под пигментами подразумевают полученные в лабораториях оксиды и ультрамарины, по своему составу идентичные натуральным. В мире российских мыловаров под словом «пигмент» понимается стойкий к щелочи порошкообразный краситель, который может быть как синтетическим, так и натуральным. По поводу способа ввода - в некоторых случаях можно добавлять пигменты в чистом виде, но чаще всего их рекомендуется предварительно растереть с небольшим количеством базового масла (лучше всего в ступке). За более точными рекомендациями лучше обращаться к описанию конкретного пигмента в магазине, где Вы его приобрели.
Обычно в мыле с нуля пигменты ведут себя неплохо, и дают интенсивный цвет, но опять-таки из-за путаницы в названиях могут быть и исключения.
Мики - чаще всего под этим словом подразумеваются яркие порошкообразные натуральные пигменты, иногда с блестящим оттенком. В основном, мики используются при создании декоративной косметики: помад, румян, теней. В мыле с нуля сложно говорить о способах ввода и поведении мик в целом, каждую необходимо тестировать отдельно.
Перламутры - блестящий краситель с очень маленькими частицами. В нулевке может быть использован для украшения верхушки (аккуратно, через сито, посыпьте верх мыла перламутром), или же для полного окрашивания (эффектный, но отнюдь не экономный способ). Чаще всего может добавляться в чистом виде, и при этом хорошо расходится в мыльной массе, но для надежности, лучше все-таки растирать его в небольшом количестве базового масла перед добавлением.
Глиттеры - крупные блестящие частички, которые не могут быть использованы в качестве полноценного красителя, так как не растворяются в мыле с нуля. Тем не менее, ими можно эффектно украсить верхушку мыла (или добавить внутрь прозрачного глицеринового мыла).
Пигментные пасты - один из самых надежных красителей для мыла с нуля - они не меняют цвет, а смешивая их между собой можно получить практически любые оттенки. Кроме того, они позволяют добиться по-настоящему ярких и насыщенных цветов
Существует концентрированные и уже разбавленные пигментные пасты. Концентрированные ни в коем случае не стоит добавлять в чистом виде, их нужно предварительно развести водой (чаще всего достаточно около 7-10 капель красителя на 10 мл воды). Удобно сразу разводить пасту на несколько партий мыла, поэтому при приобретении концентрированного красителя, не забудьте заодно купить маленький флакончик, в котором Вы будете хранить разбавленный. Обязательно интенсивно взбалтывайте пигментную пасту перед использованием!
Натуральные красители идеально подходят для тех, кто ценит экологичность, но, к сожалению, чаще всего они дают бледные цвета и далеко не полный их спектр. Довольно неплохо ведут себя оранжевые, коричневые и синие натуральные красители, а вот добиться естественного красного или фиолетового цвета сложно.
Отдельно среди натуральных красителей стоит выделить диоксид титана - он как раз проявляет себя на 100%, с его помощью легко получить красивое молочно-белое мыльце.
Добавки, использующиеся в качестве натуральных красителей - приведу самые распространенные варианты
Масла - прекрасный зеленый цвет дает масло лавра, которое можно добавлять от 10 до 40%, желто-оранжевые оттенки можно получить, добавляя облепиховое масло и масло бурити.
Тертое какао дает насыщенный шоколадный цвет. Шоколадное мыло с тертым какао - это одно из самых чудесных сортов.
Фруктоза так же дает шоколадный цвет, кроме того придает мылу легкий (совсем легкий!) карамельный аромат.
Отвары, соки - при разведении щелочи в отваре или соке, к сожалению, чаще всего получается грязный «болотный цвет», но их добавление уже в готовую мыльную массу может дать вполне симпатичные, хоть и немного бледные оттенки.
Кофе может выступать не только в качестве скраба, но и как краситель. Цвет мыла получается от сероватого, до насыщенно коричневого.
Специи - на некоторых специях можно настаивать масла, а некоторые добавлять в виде спиртовой настойки. Лучше всего в мыле сея ведут куркума и карри.
Глины так же могут окрасить мыло.
Рекомендации по добавлению красителя в мыло:
В первую очередь стоит отметить, что все «капризы» относятся только к мылу холодным способом, в мыле ГС уже не остается свободной щелочи, поэтому можно использовать любой краситель. Основная задача в мыле ГС - хорошо вымешать краситель. Рекомендуют добавлять краситель не снимая мыло с водяной бани/духовки, в таком случае не придется бояться, что мыло начнет застывать. Кроме того, для равномерного распределения цвета в мыле ГС можно воспользоваться миксером/блендером (в таком случае мыльце получится слегка взбитым).
Красители, которые растворяются в воде или растираются в масле можно дополнительно «процедить» через марлю - это поможет избежать не растворившихся крупинок красителя в мыле. С одной стороны, это вроде и мелочь, но с другой эти крупинки могут кардинально испортить внешний вид мыла. Даже если вы используете хорошо знакомый вам краситель, не добавляйте его сразу во весь объем мыльной массы, а предварительно попробуйте окрасить небольшую ее часть (можно это сделать в одноразовом стаканчике или зачерпнуть немного мыльной массы прямо ложкой. Так вы будете уверены, что получившийся цвет вам подходит и не испортите не растворившимся красителем сразу всю партию.
Среди зарубежных мыловаров практикуется следующий способ добавления красителей: они доводят мыльную массу до легкого следа, затем, при необходимости, разделяют ее на части, окрашивают, и после этого, опять-таки вооружившись блендером, доводят уже до густого следа. Этот метод стоит взять на заметку, так как он обеспечивает максимально равномерное окрашивание.
Упомяну про взбитое мыло - помните, что все цвета в нем становятся бледнее (нежнее). То есть красный превращается в розовый, синий - в голубой и так далее. Но от этого мыло только выигрывает :)
Миграции цвета в мыле с нуля практически нет, со временем границы слоев остаются такими же четкими, как и сразу после нарезки.
Дозировка - еще один неоднозначный момент. Я всегда добавляю красителя «на глаз», до желаемого цвета, а в случае с мылом ХС стараюсь добиться даже чуть более яркого оттенка, чем нужно. Единственное, чем может грозить передозировка красителя - это цветная пена готового мыла (причем, на его моющие свойства это никак не влияет, просто выглядит немного странно :))
Всегда считалось, что в безгелевом мыле цвета более яркие, но позже это было опровергнуто.
На цвет мыла с нуля может повлиять добавление ванили или ванилесодержащей отдушки - со временем оно начнем желтеть или коричневеть. Избежать этого можно или отказавшись от ванильных запахов, или используя стабилизатор ванили.
Так же желтый, а иногда и зеленоватый оттенок мылу может придавать добавление на первый взгляд безобидных масел - например, оливкового или какао.
Поэтому для идеально белого мыла стоит либо выбирать только «светлые» масла, либо добавлять диоксид титана
Натуральные красители:
Свекла дает от приглушенно-розового до красного оттенка в зависимости от ее сорта.
Розовая глина не только источник красно-коричневого цвета, но и полезная вещь.
Каркадэ же позволяет добиться фиолетового или лилового оттенков.
Еще лиловые оттенки дает корень марены.
Оранжевый - морковь и тыква. С их помощью можно добиться от желтого до насыщенного оранжевого цвета.
Не забываем про облепиховое масло. Очень красивый оранжевый цвет с ним получается.
Желтого цвета можно еще добиться, если использовать лепестки цветов календулы, цветы ромашки и шафран. Такому мылу и отдушки не нужны, аромат неописуемый.
Еще куркума и карри.
Для получения зеленого цвета можно использовать:
1. огурец для ярко-зеленого цвета.
2. порошок хны. С ним получается цвет от оливкового до насыщенного серо-зеленого и даже коричневого цвета.
3. шалфей.
4. шпинат для светло-зеленого цвета.
5. петрушка или укроп сухие для светло-зеленого цвета.
6. сок петрушки -глубокий насыщенный зеленый цвет
7. хлорофиллипт, правда, он подойдет только мылу хвойной тематики, так как дает еще и сильный запах эвкалипта. И краситель и ароматизатор натуральный
А вот для голубого подходит эфирное масло ромашки (от голубого до синего)
Коричневый цвет:
корица позволяет получить от бежевого до коричневого цвета
какао порошок, тертое какао, измельченные зерна кофе, кофейная гуща
измельченный шиповник
Бежевый
молоко и сахара.
Одним из натуральных красителей является разноцветная лечебная грязь, то есть глина.
С их помощью можно добиться очень симпатичных цветовых эффектов. Если поискать, то можно найти глину розового, зеленого, желтого и даже красного цветов. Но яркости от таких красителей не ждите. Однако и тут есть исключение. Яркие оттенки получаются из коричневой лечебной грязи и тины Мертвого Моря
Алкана красильная Алкана поможет окрасить мыло в цвета от красного до розового и от пурпурного до голубого.Она хороший индикатор рН.Чем больше жирных кислот в бруске или лимонной кислоты в шариках,тем краснее будет цвет.Мыло по определению немного щелочное,поэтому алкана придаст ему розовато-лиловый цвет.Хорошо смотрится,если смешать с чаем.
Базилик Нежная трава,воспетая фольклором.Высушиные и растолчённые листья базилика можно использовать для придания пятнистого зелёно-коричневого цвета вашим изделиям.
Протёртый шиповник даёт сдержанный розовый цвет,немного темнеет до заманчивого розовато-коричневого.
Герань душистая Мелко нарезанные и истёртые в порашок листья окрашивают мыло сдеожанным зелёным цветом,который блекнет со временем до желтовато-зелёного.
Индигофера красильная Кустарник,произростающий в Индии,столетиями использовался для получения глубокого синего оттенка.Для окраски мыла вам нужно лишь несколько крупинок.
Кайенский перец Окрашивает всё в лососево-розовый цвет.Всего одна ложка перца сделает мыло нежно розового цвета,большее количество придаст насыщенный оттенок.
Коричник цейлонский Чтобы предать мылу тёплый коричневый цвет,используйте порашок,а в качестве украшения-кусочек сушоного стручка.
Кофе Эффективный натуральный дезодорант.Мелко размолотое кофе сделает мыло пятнистым.
Турменик-куркума Делается из истёртого в порашок корневища.Очень пачкается,хотя мылу предаст тёплый персиковый оттенок.
Лепестки календулы Солнечно оранжевый цветок,считавшийся эмблемой любви в средневековой Англии.Цветки обладают разнообразными свойствами,лечащими кожу,а также придают мылу золотисто-оранжевый цвет.
Листья грецкого ореха Истёртые в порошок листья предают мылу зеленовато-коричневый цвет.Используйте нарезанные листья,чтобы получить эффект пятнистой поверхности.
Листья крапивы Традиционно используется для удаления перхоти и профилактики выпадения волос.При добавленит в мыло появляется приятный зелёный оттенок.
Мирра Порошок мирры сделает ваши творения розовато-коричневыми.Пахнущая дыней смола похожа немного на кристаллы коричневого сахара.
Морская водоросль спирулина У спирулины очень характерный запах,но он быстро улетучивается,и его можно легко замаскировать,Тщательно подобрав эфирные масла.Водоросль окрасит мыло в насыщенный зелёный цвет,который изменится со временем до тёплого,землистого зелёного.
Паприка Придаёт мылу тёплый красный цвет.Добавляйте в малых количествах в шарики,т.кможет оставить красную кайму на ванне.
Петрушка Используйте отвар или просто смешайте с мылом измельченные листья.При добавлении в мыло петрушка даёт светло-зелёный яблочный оттенок.Чтобы сохранить цвет максимально долго,храните мыло в тёмном месте.
Розмарин Истёртые листья розмарина придадут мылу болотно зелёный цвет.Розмарин также является хорошим антисептиком и эффективным тоником для волос,придаёт глянцевый блеск тёмным волосам.
Сафлор красильный Яркие оранжево-красные лепестки хорошо сохраняют цвет в мыле.Цветки,смешанные с тальком,также используются для приготовления румян.
Цитрусовая кожура Протёртая на мелкой тёрке добавит вашим творениям мелкие крапинки,а также будет действовать как мягкий скраб.Цитрусовые кусочки хорошо украсят верх мыла.Добавляйте прямо перед тем,как залить мыло в форму,потому что слишком большая часть цитрусовой кожуры может препятствовать образованию пены.
Шоколад Для рецептов годятся и размолотые,и расплавленные кусочки.
Ягоды можжевельника. Сушёные ягоды можжевелового дерева передают мылу интересную структуру,а также добавляют насыщенный глубокий цвет.