Заканчиваю, наконец :)
Часть первая: виза. Часть вторая: авиабилеты Часть третья: кредитная карточка Часть четвертая: проживание Часть пятая: аренда автомобиля
В этой части я более подробно остановлюсь на нюансах передвижения по Франции на автомобиле.
Самое важное: не нарушайте ПДД - штрафы не маленькие, а полицейские взяток не берут (за попытку вам могут дать реальный срок).
Платные дороги:
Платные дороги (autoroute - оторут) оплачиваются прямо на дороге, отрезки пути между оплатой неравные иногда 30 км, иногда и 100. Можно ехать по route nationale - это бесплатно, но так намного дольше получатся, зато дает возможность посмотреть красивые окрестности и проехать по деревенькам.
Стоимость проезда по платным дорогам находится в диапазоне 5-15 евроцентов за 1 км.
При въезде на дорогу в начале платного участка необходимо получить специальный билет (аналогично, кстати, получаете билет и при въезде на платную подземную парковку), а оплата производится на выезде в специальных пунктах оплаты (Peage) , в соответствии с пройденным количеством километров. Билет (ticket) получают в специальном автомате:
Когда вы будете подъезжать к этому автомату, то вас заранее «засечет» специальный датчик, и билетик автоматически высунется из ячейки примерно наполовину. Ваша задача заключается в том, чтобы спокойно его взять, и не выронить его на землю. Как только вы целиком достанете билетик из данного устройства, то на светофоре зажжётся зелёный свет, и шлагбаум автоматически откроется.
Верхние ячейки с надписями ticket предназначены для водителей грузовых машин и автобусов, которые в своих кабинах сидят высоко относительно земли. Нижние ячейки - для водителей легковых машин.
Если вы по дороге случайно потеряете этот билетик, то на выезде с оторута (платной дороги) с вас возьмут полную плату, словно вы пересекли весь этот оторут от самого начала и до самого конца. Даже если в реальности вы проехали по нему всего-то 100 километров.
Если вы подъехали, а билетик не вышел, тогда нажмите на большую жёлтую кнопку. Если билетик опять не вышел, тогда осторожно сдайте назад и встаньте в другую секцию. А если вас сзади уже успели заблокировать другие машины, и маневрирование невозможно, тогда нажмите на кнопку aide и свяжитесь с обслуживающим персоналом данного платежного пункта. Если вы ни слова не говорите по-французски, тогда корректно изложите свои проблемы по-русски. Сотрудник оторута вашу речь, скорее всего, не поймёт, но он сразу поймёт то, что вы - иностранцы, и что вам, нужна помощь. Он подойдёт и спокойно разберётся во всём сам, без вашего участия.
Теперь разберемся с выездом с оторута и оплатой. Для проезда по платным дорогам желательно иметь пластиковую карту (не важно какую - кредитную или дебетовую), т.к. бывают пункты пропуска, где в принципе не принимаются наличные и в обозримой видимости нет никаких сотрудников.
О подъезде к пункту оплаты указатели предупреждают за 3 км. При подъезде необходимо выбрать ворота с изображением кредитной карты или зеленой стрелкой. Не стоит ехать в ворота, обозначенные только буквой "t" (без зеленой стрелки) - они предназначены только для владельцев карт автоматизированной оплаты. Пытаться проехать через такие ворота не оплатив проезд не стоит - номер будет зафиксирован и платить потом все равно придется. Также не стоит пользоваться воротами, предназначенными для грузовиков и автобусов.
Зеленая стрелка обозначает, что в данной секции работает оператор, и для оплаты ему можно дать как кредитную карту, так и наличные (т.е. рекомендуют пользоваться только такими воротами). Правда это в теории, а на практике оператора на месте может и не быть (особенно вечером или ночью). Но зато чуть дальше того места, где он должен был сидеть, есть платежный терминал. Выглядит вблизи он так:
Заплатить в таком терминале можно хоть наличкой, хоть банковской картой.
Слева имеются три кнопки и три флажка. Это - кнопки помощи. Верхняя кнопка - французский язык. Средняя копка - испанский язык. Нижняя кнопка - английский язык. Русского - нет :)
Надпись ticket и чёрная щель снизу. Вот именно в эту щелочку и нужно вставить тот билетик, который вы взяли при въезде на оторут. Причём, вставить его надо стрелочкой вперёд. Если терминал тут же «выплюнет» ваш билетик назад, значит, вы его неправильно вставили. Его нужно перевернуть и вставить вновь. Как только вы вставите ваш билетик в эту щель, то на узком табло, под надписью prix, появится сумма, которую вы должны будете заплатить. Цифра под надписью classe вас интересовать не должна - даже не обращайте на неё внимание.
Надпись paiement и чёрная щель снизу. Под щелью - надпись CARTE. Вот именно в эту щель и нужно вставить вашу банковскую карту. Лицевая сторона карты - вверх, стрелочкой - вперёд. Если же платёжный терминал тут же «выплюнет» вашу карту назад, значит, вы её неправильно вставили. Карту нужно перевернуть и вставить вновь. И ещё ... Обратите внимание на то, что здесь не нужно вводить пин-код вашей карты. Оплата должна пройти и без него. Если оплата пройдёт, то загорится зелёный сигнал светофора, и шлагбаум поднимется.
Если вам нужен кассовый чек, то нажмите на кнопочку, которая расположена чуть ниже и чуть левее надписи reсu. Из чёрной щелочки под надписью выйдет кассовый чек. ВНИМАНИЕ! Не забывайте вашу банковскую карту в платёжном терминале!
Если оплата по банковской карте не пройдёт (российские банки -те ещё банки), то платёжный терминал «выплюнет» вашу банковскую карту назад, светофор будет гореть красным, и шлагбаум будет закрыт. В этом случае вам придётся заплатить наличкой. На терминале внизу есть специальная щель стального цвета, куда нужно просовывать денежные купюры. Ниже этой щелочки - картинки денежных купюр в 20, 10 и 5 евро. Вот именно таким образом вам и нужно будет вставить ваши бумажные купюры в эту щелочку. Лицевой стороной купюры - вверх, металлической полоской - назад. Если денежные купюры в ваших карманах помялись, то сначала хорошенько расправьте их, и только потом просовывайте в терминал. Правее - некий карман под которым есть надпись monnaie. Сюда выпадет ваша сдача. Ещё обратите внимание на то, что правее от щели CATRE есть маленькая вертикальная щель для монет. Если по платной дороге вы проехали небольшой расстояние, то вы вполне можете заплатить монетами. Данный терминал принимает монеты в 2 евро, 1 евро, 50 центов, 20 и 10 центов. Но терминал не примет у вас монеты в 5, 2 и 1 цент.
Итак, при подъезде к платежным пунктам вам нужно уже издалека высматривать ту кабинку, в которой есть сотрудник, иначе говоря - кассир. Если же вы обнаружите, что все кабинки пусты, значит, вам придётся самостоятельно производить оплату через автоматический терминал. А раз так, то при подъезде к автоматическому терминалу рекомендуется уже заранее включить аварийные огни. Зачем? Затем, чтобы другие машины не занимали за вами очередь. Вы - новички, и у вас пока нет навыка быстро оплатить проезд. Следовательно, за вами может организоваться пробка. А ваши аварийные огни распугают других водителей, и они спокойно пройдут через другие секции. И никто не будет стоять у вас над душой, пока вы будете разбираться с кассовым терминалом.
Парковка:
Советуют не брать в аренду большой автомобиль, так как будет неудобно парковаться. В городах парковок уличных мало, все забиты. Только подземные остаются. Там нюанс ещё, что при оплате такой парковки кредитка должна быть с чипом. Парковки во Франции есть бесплатные - они обозначены как Parking Gratuit (найти практически нереально) и платные.
Парковка более 24 часов на одном и том же месте запрещена (если это не долгосрочная автостоянка). Если не указано иное, парковка бесплатна с 7 вечера до 9 утра и в выходные и праздничные дни. В небольших городах часто предоставляется бесплатная парковка с 12:00 до 13:30.
В городах зоны парковки обозначаются так: «голубая зона» - для кратковременной парковки (1-1,5 часа), «зеленая зона» - для более длительной парковки и «красная зона» - где парковка запрещена.
Желтая маркировка указывает места, зарезервированных для автомобилей людей с соответствующей специальной картой-разрешением.
Пунктирные желтые линии по краю тротуара показывают, что краткие остановки разрешены (для высадки пассажиров).
На двух фотографиях ниже наглядно показано, что платные парковочные места обозначены специальной разметкой, которая нанесена прямо на асфальт. Продольная пунктирная линия, поперечная разделительная линия и надпись PAYANT:
На таких парковках парковочное место должно быть оплачено в парковочном автомате. Выглядит этот автомат вот так:
Или так:
Стоимость часовой парковки, написана на самом автомате, и обычно составляет примерно 1 - 3 евро. Обычно платежный автомат принимает кредитные карточки, но иногда есть автоматы, которые принимают только специальные «парковочные карточки». Их можно купить в табачных киосках. Номинал - 10, 20 евро. После оплаты, платёжный автомат выдаёт вам чек, в котором указано, что данная парковка оплачена, к примеру, до 11:20... Затем вы этот билетик обязаны положить внутри своей машины на переднюю панель. Причём, положить надо так, чтобы проверяющие, сквозь лобовое стекло, могли этот билетик видеть:
Если этот билетик у вас случайно соскользнёт на пол, и проверяющие не смогут ничего прочитать, то вам тут же выпишут штраф. Без лишних разговоров.
Ниже - на фотографии штрафная квитанция. Сумма штрафа - 11 евро. Это говорит о том, что изначально парковка была оплачена, но время разрешённой парковки было слегка превышено. И если эти 11 евро не будут оплачены в ближайшие дни, то затем сумма штрафа увеличится в три раза - до 33 евро:
Эта квитанция, на самом деле только уведомление о штрафе. Если вы её выбросите, то сам штраф придёт к вам по почте на домашний адрес (ну и что, что он в России - придёт всё равно, только сумма будет побольше: 33 евро штрафа + «беспокойство» ренткара). А если вы не оплатите и его, то вам могут закрыть в будущем въезд в Шенген. Так что советую, если вам сделали такой «подарок» в виде квитанции, зайти с этой квитанцией в любой банк и оплатить её. Второй вариант - в любой табачной лавке купите некий "стамп" (марку) с номиналом штрафа. И занесите квитанцию и марку в ближайший полицейский участок. Часть марки наклеят на квитанцию, остальное заберут и с улыбкой пожелают хорошего отдыха! Потеряете 15 минут времени, но зато будете чисты перед законом!
Если для вас всё это сложно, то лучше отъедьте подальше от центра города, и проблема с парковкой решится сама собой. Заодно и прогуляетесь.
Заправка топливом:
Во Франции, многие заправки (даже большие) после 19.00 и по выходным работают в автоматическом режиме. Это когда нет обслуживающего персонала (заправщиков, кассиров и прочих), но топливо можно заправить самому. Как правило, есть два способа оплаты - наличные и по карте. Заправка наличными происходит так - смотрите номер заправочной колонки к которой подъехали, находите терминал для оплаты наличными (если получится, конечно - в последнее время устанавливают автоматы, принимающие только карточки), вставляете купюру в купюроприемник (как наши автоматы по оплате сотовой связи) на которую хотели заправится (например 20 евро), после этого как он ее принял и показал на экране, что принято 20 евро, появляются все номера заправочных колонок, нажимаете номер своей, где стоит Ваш автомобиль, подходите к нему, выбираете пистолет с нужной маркой топлива и вставляете в горловину, начинаете заправляться.
При заправке картой (чип обязателен) механизм такой - сначала блокируют сумму намного большую чем надо (примерно 120 евро), после самой заправки с нее списывают реальную стоимость заправки, а остальную сумму блокировки, разблокируют только в течение 30 дней (как правило). Вот такая национальная особенность.
Советы:
Во Франции нельзя постоянно занимать крайний левый ряд. Даже если Вы нарушаете скоростной режим и едете очень быстро, после обгона старайтесь оставлять левый ряд свободным.
Не советуют ездить на машине по Парижу (по крайней мере, без полной страховки). Движение аховое, все паркуются на звук. Лучше использовать метро.
Если на дорожном знаке (особой табличке) имеются цифры 1-15 или 16-31, то в эти числа месяца парковка на данной стороне дороги запрещена.
Допустимая норма алкоголя в крови - 0,5 промилле (маленький бокал пива).
Все пассажиры автомобиля должны быть пристегнуты.
Многие заправки в ночное время (а это где-то после 6-ти вечера) работают только по карточкам (естественно чип обязателен). Стоимость топлива на АЗС возле супермаркетов ниже, чем на автострадах.
Использование фар ближнего света днём обязательно в условиях недостаточной видимости. Также использование ближнего света обязательно при проезде через тоннели.
На перекрестках с круговым движением, если иное не предписано дорожными знаками либо иными средствами организации дорожного движения, преимущество имеют транспортные средства, находящиеся на кругу. Обычно при въезде на перекрестки с круговым движением стоят знаки «Vous n'avez pas la priorité» («У вас нет приоритета») или «Cédez Le Passage» («Уступите дорогу»). При отсутствии такого знака приоритет имеют транспортные средства, въезжающие на такой перекресток.
При выходе из автомобиля, остановившегося на проезжей части дороги или обочине, в ночное время или в условиях плохой видимости, обязательно использование светоотражающего жилета
Номера телефонов: европейский экстренный номер - 112; скорая помощь - 15; полиция - 17; пожарная служба - 18.
Во Франции на автомагистралях установлено большое количество радаров, которые фотографируют автомобили, не соблюдающие скоростной режим.
Скоростные ограничения:
по городу - 50 км/ч,
на окраинах мегаполиса - 80км/ч,
вне населенного пункта - 90 км/ч,
на дорогах, имеющих по 2 полосы движения в каждом направлении-110 км/ч,
на автобанах-130км/ч.
Штрафы за нарушение ПДД:
за превышение скоростного режима - до 500 евро;
за разговор по мобильному телефону - 150 евро;
за проезд на красный свет - 30 % от средней заработной платы в стране (700-800 евро);
за вождение в нетрезвом виде - штраф + повестка в суд, при тяжких последствиях - 150 000 евро + 10 лет тюрьмы;
за недозволенный обгон - от 90 евро;
за парковку в запрещенном месте - от 10 евро.