Final Fantasy XIII наконец вышла и Xbox 360 уже уже лежит на всех торрентах. Вот она - обещанная JRPG нового поколения. Играется легко. Я наиграл всего два часа а небольшим, но определенные мысли уже появились.
Когда видишь первый ролик - думаешь что счастье на Земле уже наступило. Качественное 3D в полном HD без всяких подтормаживаний и артефактов. Красиво. Переход от ролика к игровому процессу тоже не шокирует. Модели персонажей довольно детализированы. Обидно конечно что за прошедшее время Xbox 360 из могущественной коробки превратился в жалкое подражание среднестатистическому PC и по современным меркам уже никак не может считать ся образцом высокой производительности. Но что поделаешь. Главное что создатели FFXIII сумели распорядиться имеющимися в их распоряжении ресурсами верно. Подход к построению уровней здесь такой же, как и в предыдущих частях на PS2. недавно прочитал что FFXIII изначально для PS2 и планировалась. И даже если бы эта информация не была предана огласке, это все равно было бы заметно. PS2 стиль виден везде. Уровни - не большие сложные геометрические пространства. Они лишь пытаются выглядеть гигантскими. На самом же деле это мелкие клочки платформ, на которых расставлено несколько врагов, местных аналогов сундуков и активных точек. На фоне - нарисованных задник, несложная геометрия, обтянутая текстурами и спецэффекты-частицы. Персонажей и врагов так мало что можно позволить себе сделать их достаточно детализированными и нарядить в детализированные текстуры. Но это даже не придирки. Это объективная реальность. Для массового успешного продукта не нужны невероятные технологи или ошеломляющий интеллект. Главное надежность. Простая и надежная как дважды два система стабильно работает, не глючит и легко переносится На любую платформу. И действительно. Новую FFXIII легок перенести и обратно на PS2 и на тонущую PSP. Достаточно лишь подрезать полигонов и ужать текстуры.
Если бы технология никак не влияла на игровой процесс или логику повествования я бы про нее и писать наверноен е стал. Ведь такой подход практикуется сейчас повсеместно. Но все дело в том что даже в рамках первой главы мне в глаза бросился явный диссонанс, вызванный как раз тем что изначально многие сюжетные сцены задумывались для картинки с низкой детализацией, а в результате для них сделали качественные модели и крупные планы. Гибель людей, их эмоции, готовность вступить в ряды сопротивления в начале игры выглядят ну слишком уж надуманными, нереалистичными. Меня это даже смутило. Так откровенно и промежду прочим показывать смерти не уеют ни в аниме, ни в Голливуде. Такой уровень пафоса в современной масс культуре не принят. Но почему это так смотрится и воспринимается? Из-за детализации. Если бы мы смотрели на мелких человечков, наподобие моделей персонажей из FFVII, мы бы не отнеслись к происходящему так серьезно. Но когда гибель второстепенного, проходного персонажа показывают также подробно как в центровой сцене фильма Скалолаз - это заставляет задуматься. Для чего нам показали эти жесты? Эти глаза? К чему это все, если персонажи-детишки, которых происходящее должно поразить до глубины души уже через минуту, как ни в чем не бывало, резвятся и играют с найденным пистолетом.
Правдоподобный ответ мне видится только в одном - во вмешательстве в авторскую задумку бездушной корпоративной руки. Вероятнее всего сцены давно были продуманы и расписаны добросовестным сценаристом, который писал их с учетом реализации на PS2. Далее, когда на эту консоль игра уже не успевала, руководство посчитало «Отлично. Если не PS2, то PS3 и Xbox 360». На разработку проходной сцена назначают одаренных моделлеров и аниматоров. Они честно отрабатывают свои деньги. Бедный сценарист видит результат и рвет на себе волосы. Тогда давно он знал что он писал и для чего. Но теперь его работа кажется странной, и что самое главное его мнение никого больше не интересует. Сюжет сдан, одобрен, за него выплачены деньги. Назначены люди для его реализации и что-то менять и переписывать уже поздно.
Может я конечно и не прав. Может изначально целью ставилось только бабло при минимуме творчества? Но ведь Риноа из FFVIII смеялась и плакала, проявляла эмоции. Я это точно помню.
Боевая система на первых этапах игры тоже кажется странной. Не знаю что там будет дальше, но воплощенные в реальность тавтологии «чтобы сильнее бить противника ты должен сильнее его бить» и «чтобы быстрее убить определенного противника ты должен быть по этому противнику» настораживают. Самое удивительное что этим тактикам всерьез учат в tutorial. Для них придумана специальная система. В зависимости от их суеха начисляются местные очки опыта.
И все-таки играть стоит. Сюжет здесь есть. Оригинальный мир тоже. Красивые ролики присутствуют. Может и все это вместе окажется удобоваримым.