Св. Василий Великий, полагавший, как мы выше видели, загробное блаженство в созерцании Бога, в общении с Ним, объясняет степень общения степенью приготовленности человека, степенью чистоты его души.
"Дух, говорит св. Василий,
в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся, по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа. Освоение же Духа с душою есть не местное сближение (ибо бестелесное может ли приближаться телесным образом?), но устранение страстей, которые привзошли в душу впоследствии от привязанности ее к телу, и отдалили ее от сродства с Богом. Посему, кто очистился от срамоты, какую произвел в себе грехом, возвратился к естественной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю".
Способ воздаяния, таким образом, по мысли св. Василия, совершенно обратный тому, какой предполагает правовое понимание. С точки зрения этого последнего выходит как будто бы, что человек, несмотря на свои грехи еще не потерял способности к Богообщению и не уменьшил ее. Но Бог, желая быть справедливым, не дает ему вполне воспользоваться его силой восприятия, дает ему только известную долю созерцания, меньшую сравнительно с людьми, более заслужившими.
Между тем, по мысли св. Василия, Господь Весь устремляется к человеку, "Пребывает в каждом, как ему одному присущий", всякому "изливает всецелую благодать", и, если степени созерцания и блаженства различны, то причина не в том, что Дух не сообщает всем, "по мере возможного Ему", а в том, что степень "собственной приемлемости" не у всех одинакова, что зависит от неодинакового душевного развития каждого.
Точно так же и наказания нельзя понимать в том смысле, чтобы правда Божия требовала для Своего удовлетворения мучений человеческих, чтобы она, желая соблюсти равномерность в воздаянии, лишала людей блаженного общения с Собою, несмотря на то, что общения этого они всей душей желают и к нему приготовлены, способны.
Мучения происходят опять-таки от душевного устроения человека.
"Для каждого, говорит св. Василий Великий, будут дела его причиною мучительности наказания; потому что сами себя приуготовляем к тому, чтобы стать годными к сожжению, и, как искры огненные, возгнетаем в себе страсти душевные для возгорения геенского пламени, как и палимый жаждою в пламени богатый томим был за собственные удовольствия. Ибо, по мере приемлемых в себя стрел лукавого, подвергаемся большему или меньшему жжению" . Таким образом, ничто иное, как те самые "стрелы лукавого", которые принимает в себя человек в здешней своей жизни, те страсти, которые человек в себе питает, - и делают человека "годным к сожжению", так искажают его духовную природу, что в будущем веке она неминуемо должна терпеть мучения.
Архимандрит Сергий (Страгородский) "Православное учение о спасении"