Христианство есть религия спасения. Но спасения ОТ ЧЕГО И КАК?
Увы, здесь опять сами христиане так часто упрощали, так часто огрубляли учение Евангелия и Церкви о спасении, что давали повод для упрощения и огрубления его врагам религии. "Христиане - это маленькие и слабые людишки, которым нужно спасение. Нам спасения не нужно, мы сами себя спасем. В борьбе обретешь ты право свое! Можно прибавить - и "спасение" - так в тысяче вариантов отвечает христианству антирелигия. Вот почему понять, что значит "спасение" на языке Евангелия и Церкви, - дело насущно необходимое.
Но понять это можно только в свете того, что говорилось в прошлых беседах о падении человека. Ибо речь идет не о спасении от несчастных случаев, болезней, страданий и тому подобное. И это, казалось бы, должны ясно понимать христиане, которые между тем в религии своей частенько видят некую "страховку", гарантию сверхъестественной помощи, как бы восполняющей помощь естественную. Но такое понимание спасения есть понимание извращенное и огрубленное. Это со всей очевидностью следует из свидетельства самого Евангелия о том, как в страшную ночь предательства Христос, молившийся, чтобы миновала Его чаша сия, начал скорбеть и тосковать (Мф. 26:37). И если бы христианство было религией спасения от земных зол и печалей, его следовало бы считать провалившимся. Нет, не об этом спасении говорит оно, но о спасении человека от той радикальной и трагической перемены, что произошла и происходит все время в нем самом, - перемены, исправить которую он не способен самостоятельно. Имя этой перемены - смерть как не просто прекращение жизни, но превращение ее в бессмысленное угасание, а всего мира - в космическое кладбище. Не слабый, а сильный хочет спасения от смерти. Слабый хочет того муравьиного счастья, какое предлагают ему идеологии, раз навсегда примирившиеся со смертью. Слабый соглашается пожить кое-как, а потом умереть, сильный же считает это недостойным человека и его назначения в мире.
Так рушится главное обвинение: "Слабенькие вы, христиане, и потому вам нужно спасение". Не нам одним оно нужно, а тому образу мира и жизни, что живет в человеке и всей сутью своей противостоит бессмысленной суете, конец которой - тление и смерть.
Таким образом, спасение в христианском понимании есть восстановление той ЖИЗНИ НЕСТАРЕЮЩЕЙ, для которой человек создан. И не слабость, а сила человека в том, что этого спасения он ждет и получает его от Бога. Ибо Бог и есть та жизнь, которую потерял человек, подчинив себя без остатка миру, растворившись во времени и смерти.
И вот вслед за апостолом Иоанном Богословом мы верим и знаем, что ЖИЗНЬ ЯВИЛАСЬ (1 Ин. 1:2). Бог спас нас не принуждением и устрашением, но явлением среди нас, в мире, ради нас и ради мира Самой Жизни. Жизни как Божественной мудрости и добра; жизни как красоты мира и человека; жизни, способной изжить и претворить смерть. И явилась эта Жизнь не как еще одна философская теория, не как новый принцип организации, а как Богочеловек.
Да, христианство учит и возвещает, что в одной точке времени и пространства, в одной Личности явилась Божественная жизнь в образе совершенного Бога и совершенного Человека - Иисуса Христа из Назарета Галилейского. Ученый-скептик, так называемый современный человек пожмет плечами: "Что за чушь?" Но вот чушь или не чушь, а на протяжении двух тысяч лет этот образ, эта Личность, эта Жизнь сохраняют ни с чем не сравнимую власть над человеческим сердцем. Нет учения, нет философии, которые за это время не изменились, нет государства, нет формы жизни, которые не ушли бы в вечность! И если было и есть в мировой истории чудо, то это память о Богочеловеке, не написавшем ни одной строчки, не заботившемся, что скажут о Нем после, умершем позорной смертью на кресте, но по-прежнему живущем в тех, кто верят в Него. Он навеки сказал о Себе: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6). И этим путем идут, эту истину хранят, этой жизнью живут миллионы людей, так что даже самое могущественное государство, организовавшее по единому образцу всю жизнь человека с рождения до смерти, контролирующее каждое его слово, каждую мысль, каждый вздох, ничего не может с этим поделать.
Христос есть Спаситель мира - вот древнейшее христианское утверждение. Он спас мир и всех нас тем, что заново даровал нам жизнь, от смерти и времени не зависящую. Вот это и есть СПАСЕНИЕ. Услышав, как апостол Павел, прежний гонитель христиан, восклицает: "Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Флп. 1:21), мы можем сказать: "Да, в мире совершилась какая-то радикальная перемена. Люди продолжают умирать, мир по-прежнему наполнен разлукой, печалью и страданием, но в нем вспыхнул и продолжает гореть свет веры. Веры не только в то, что наше существование продолжится где-то за пределами земной жизни - в это верили и до Христа, - а в то, что сам мир, сама жизнь вновь обрели смысл и глубину, что само время наполнилось светом, что вечность вошла в нашу жизнь прямо здесь и сейчас".
Эта вечность есть знание Бога, открытое нам Христом. Нет больше одиночества, нет страха и тьмы. Ибо: "Я с вами, говорит Христос, - во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Вечность есть та заповедь любви, которую оставил нам Христос: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35). И наконец, эта вечность есть мир и радость в Духе Святом, которых, по слову Христа, никто не отнимет от нас (см.: Ин. 16:22).
И все это есть спасение.
Благодарю:
https://fatheralexander.livejournal.com/26750.html Приветствую тебя, о любезнейший
предлагаю дружить в этом виртуальном мире