Вася-Капиталист

Nov 14, 2019 13:09




Помните мультфильм о дяде Стёпе? Тот момент, когда он переводит через дорогу бабульку, а та сначала козыряет ему, а потом тихонечко в спину крестит. Это очень показательный момент. Потому что, как ни искоренялся дух Православия в советские годы, как ни осмеивали в журналах и газетах попов и дремучих бабок, несущих деньги в храмы, христианские ценности оставались на почётном месте. И детская литература тоже это доказывает.

Был такой замечательный писатель Юрий Третьяков.Он автор 17 повестей для школьников и про школьников. Это книги отличает лёгкий и прямо-таки искрящийся смехом слог. Третьяков внимательно наблюдает за детьми, подмечает мелочи, вникает в детали. А потом беспощадно насмешничает - впрочем, по-доброму и без раздражения. Его пионеры-активисты хороши смесью принципиальной честности и забавной важности, с которой они относятся ко всем мелочам. И каждый из них при этом остаётся ребёнком - таким, который, не выдержав, бросает все свои общественные поручения и бежит в зверинец глазеть на животных, ну, или в кино на новый фильм. В этом во всём есть подлинность - неизменный спутник талантливого произведения.

Две повести Юрия Третьякова недавно были переизданы издательством «Речь». Вышла важная и хорошая книжка - лёгкое и качественное чтение для детей от 9 лет (может быть, если ребёнок опытный читатель, - от 7-8). Называется книжка «Рыцари Берёзовой улицы» - как и первая повесть в ней. Она - о мальчишеской дружбе, изобретательности, взаимопомощи, о том, как глупые ребячьи поступки частенько становятся самыми важными. И там, где пасуют взрослые, на помощь приходят дети.

Но больше меня поразила вторая повесть в книге. Под покровом насмешничества, притворяясь легкомысленной и чуть ли не легковесной, она говорит об очень важных вещах. О том, чего почти никогда не встретишь в детских книжках, но зато встретишь в жизни - и взрослых, и детей. И неважно, что книга о советских ребятах: их пятачки и гривенники вполне сопоставимы с карманными деньгами современных детей. Отношение одно и то же. Страсти со временем качественно не меняются.

«Вася-капиталист» - совсем не о спекулянтах. Это о человеческой душе, о том, как ей овладевает страсть

Называется повесть «Вася-капиталист». Конечно, она призвана разоблачить несознательных пионеров и спекулянтов. Но - есть здесь одно важное «но».

«Вася-капиталист» - совсем не о спекулянтах. Это о человеческой душе, о том, как ей овладевает страсть, как сложно ей сопротивляться и что помогает стряхнуть с себя этот дурман и снова стать собой.

А началось всё с того, что Васе подарили кошелёк. Ну, как подарили - товарищу Васиному бабушка отдала, а тот за ненадобностью предложил Васе. Кошелёк был старый, весь в трещинах, но Васе он понравился. Понравился именно идеей обладания: здорово, что есть у тебя кошелёк, в который можно положить деньги. А тут вспомнилось, что дома в столе лежит рубль. И захотелось, чтобы тот был в кошельке. Нормальное такое детское свойство: испытать предназначение вещи.

«Кошелёк с рублём Вася положил в карман и принялся важно гулять по квартире. Карману было приятно, что в нем лежит кошелёк, а в кошельке - рубль! Время от времени Вася вынимал кошелёк и заглядывал внутрь: лежит себе рубль, как в гнёздышке!

Одно плохо: кошелёк большой, а денег мало - остальные отделения пустые. Но это ничего: постепенно, со временем, заполнятся все. В одном отделении будут лежать бумажки, в другом - полтинники, в третьем - гривенники, двугривенные, в четвёртом - всякая медная мелочь!»

Это так по-детски, кажется - начать копить деньги, чтобы заполнить все кармашки кошелька. И так забавно и невинно, на первый взгляд, - ну, что там может скопить Вася? Но жизнь мальчика неуловимо начинает меняться.

Первое, что делает Вася, - обманывает маму. Он просит денег на кино, мама удивляется, что вот, вроде бы только недавно я тебе рубль давала… но скоро сдаётся под натиском жалобных стенаний сына.

А потом Вася обманывает друзей - говорит, что мама не дала денег на кино, и те скидываются ему на билет, лишая себя мороженого. А потом начинаются самооправдания - хитрые и удивительно логично выстроенные. Как будто и не Вася вовсе их выстраивал.

«Вася пошёл. А почему бы не пойти? Он не навязывался, не клянчил, как некоторые. Ребята сами захотели, чтоб он с ними пошёл, приглашали… Может, он им одолжение сделал, что пошёл… Может, им одним, без Васи, скучно… Да ещё, если припомнить, сколько раз он на свои деньги ребят в кино водил да мороженое на всех покупал, если сейчас все эти двугривенные да гривенники сложить, сколько бы это было! Самому-то Васе не особенно и интересно смотреть эту картину…

Он и вправду смотрел её без интереса: сильно душа болела за кошелёк. А вдруг мама его найдёт? Понадобится ей зачем-нибудь отодвинуть аквариум?.. Всякое может случиться: например - пожар…

Успокоился он только дома, убедившись, что кошелёк цел».

Вроде бы совсем немного времени прошло, несколько дней всего, а Васю уже и не узнать. Он лихо торгует своими рыбками, хотя раньше раздавал их бесплатно. Ходит и выбивает долги у первоклассников, читая им тягучие и унылые морали о долге и ответственности. Хитрит и обманывает маму - например, сахару купит не 500, а 480 грамм. Он даже хотел взять деньги с соседки за починку звонка, но парень с верхнего этажа пристыдил его, и Вася сбежал.

Вся Васина жизнь превращается в поиски возможности подзаработать. И поиски эти приводят его в такие места и к таким людям, о которых мальчик даже не помышлял. Вот он несёт рыбок на Птичий рынок спекулянтам, вот вступает в странные переговоры с городской шпаной, вот собирает бутылки на кладбище. А поскольку у детей бутылки в пункте приёма не берут, обманывает незнакомую женщину, говоря, что у него пьёт отец и требует денег за бутылки.

Желание накопить побольше денег в корне меняет Васино представление о жизни

С ребятами из двора Вася теряет контакт почти сразу - их интересы теперь кажутся ему мелкими и не стоящими внимания. С лучшим другом он ссорится, подозревая, что тот выпрашивает у него, Васи, деньги. В общем, жизнь становится совсем другой.

Желание накопить побольше денег в корне меняет Васино представление о жизни. Помощь малышам, общественные дела больше не представляют ценности, зато отобрать по просьбе хулиганов у беззащитного мальчишки банку с мышкой, за которой тот ухаживает, кажется логичным и вполне приемлемым.

Честно говоря, я думала, что всё закончится жестоким уроком для Васи - разоблачением, взбучкой от мамы, детской комнатой милиции. Но получилось по-другому. И это тоже важно.

Вася хочет помириться с другом: без него он чувствует себя одиноко. Поэтому посылает ему деньги на кукольную больницу, ведь в ней необходим клей, расходные материалы для починки игрушек. Однако друг Толик деньги не принимает.

И Вася видит: ему не доверяют. И деньги его драгоценные не нужны: хорошие отношения, доверие и взаимопомощь важнее. И Вася каким-то удивительным для самого себя образом открывает свой заветный кошелёк.

Он добавляет денег малышам на билеты в зоопарк. Он покупает булки, чтобы покормить животных. Он мирится с Толиком, и вместе они решают, что нужно купить в кукольную больницу. А потом… потом Вася выкупает Раба.

Дело в том, что местные хулиганы, как говорили в 1990-е, «поставили на счётчик» мальчишку, который не смог отдать им долг. Поэтому они решили сделать его своим рабом и стали использовать в своих целях. И Вася отдаёт последние свои сбережения - полтора рубля, чтобы Раб оказался на свободе.

«Толик рассмеялся, а Васе было не до смеха. Подумав, он опять достал кошелёк, вынул из него полтора рубля и, подозвав Раба, сказал:
- На! Выкупись на свободу!
Раб недоверчиво посмотрел на деньги, на Васю, потом ухмыльнулся, показывая, что, несмотря на своё угнетённое положение, он ещё не разучился ценить шутки.
- Бери, говорю!
Раб протянул руку и взял деньги, будто они раскалённые, да, так и держа их в протянутой руке, выжидательно смотрел на Васю, потом спросил:
- Что с ними делать?
- Клади в карман.
Раб осторожно положил деньги в карман, ещё подождал чего-то и спросил:
- А… дальше?..
- А дальше - отдай их Фунтику и Семафору!
- А что я должен за это делать?..
- Ничего…
Раб несколько минут стоял с разинутым ртом, пытаясь понять загадочное поведение Васи, потом радостно захихикал и, не вынимая руки из кармана, быстро пошёл к выходу, толкаясь и оглядываясь на Васю. Очевидно, он решил, что Вася временно сошёл с ума».

В главном герое побеждает милосердие к ближнему. Оно сильнее и корысти, и жажды накопительства, и лжи

Конечно, «Вася-капиталист» - произведение, написанное с определённой, очень конкретной целью. Может быть, даже цель эту спустили «сверху» в своё время. Но главное здесь не это. Главное - это борьба со страстью.

Потому что каждый читатель, даже маленький, понимает, что герой падает в какую-то тёмную пропасть. Потому что читатель видит анатомию греха, его развитие, видит, как сложно, почти невозможно выпутаться из цепких и липких его объятий.

В Васиной истории не упоминается Бог. Впрочем, это естественно для советской повести о пионерах. Но здесь есть очень важный нюанс: в главном герое побеждает милосердие к ближнему. Оно сильнее и корысти, и жажды накопительства, и лжи. Оно направляет, оно предопределяет исход истории.

А читать про Васю легко и весело. И послевкусие от книги остаётся хорошее. И видно, как любит своих героев автор. Ведь только любовь может создать такую смешную и искристую, такую добрую историю.

Мария Минаева
11 ноября 2019 г.
http://www.pravoslavie.ru/125372.html

Приветствую тебя, о любезнейший
предлагаю дружить в этом виртуальном мире

духовная жизнь, христианство, коммунизм, религия, психология, прошлое, литература, интеллигенция, отношения, русские, страна, менталитет, любовь, славяне, Христос, власть, политика, СССР, человек, капитализм, трудные места

Previous post Next post
Up